Оседлать "тигра"

ОСЕДЛАТЬ "ТИГРА"

ТЕХНИКА

/КОРОЛИ БЕЗДОРОЖЬЯ

ОСЕДЛАТЬ "ТИГРА"

ОН РАЗРАБОТАН В РОССИИ ПО ЗАКАЗУ ОАЭ

ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ

Продукция российского ВПК хорошо известна на мировом рынке вооружений. Но здесь случай иного рода - пожалуй, впервые в России небольшая инжиниринговая компания выполнила иностранный заказ на разработку такой техники. Причем выступила не просто посредником между зарубежной фирмой и нашим "почтовым ящиком", а как основной разработчик и координатор проекта.

Чуть больше года назад Bin Jabr Group из Объединенных Арабских Эмиратов заказала нижегородской компании IST - "Промышленные компьютерные технологии", профинансировала разработку и изготовление трех прототипов многоцелевого автомобиля повышенной проходимости "Тигр" (Tiger) грузоподъемностью две тонны. К работам были привлечены Горьковский автомобильный, Арзамасский машиностроительный, авиационный заводы, а также ряд других предприятий автомобильной и оборонной отраслей.

Военное предназначение "Тигра" нигде в официальных пресс-релизах не упоминается, но догадаться о нем нетрудно. В последние десятилетия сложилась специфическая компоновка машин такого рода: двигатель и коробка передач позади переднего моста, по обе стороны силового агрегата - места для водителя и пассажиров. Наиболее известен из подобных американский "Хаммер", есть такие автомобили и в Европе - испанский "Уро Вамтак", итальянский VAT, швейцарские "Игл" и "Бухер".

Аналогичная схема была использована и для "Тигра". Каковы ее достоинства? Передний редуктор и двигатель расположены "ступенькой", а не друг над другом "в два этажа" - сравнительно небольшая высота автомобиля делает его менее заметным для противника и придает большую устойчивость. Значительная ширина добавляет свои плюсы: перевернуть машину на косогоре или близким разрывом практически невозможно, да и колея от грузовика будет ей впору. Сдвинутый назад тяжелый силовой агрегат обеспечивает равномерную загрузку ведущих осей. Экипажу, конечно, тесновато в двух корытообразных углублениях по сторонам разросшегося центрального тоннеля, зато меньше вероятность пострадать на оказавшейся меж колес мине.

По желанию заказчика "Тигр" оснастили дизелем "Камминс" с огромным крутящим моментом 705 ньютон-метров. Мотор агрегатирован с автоматической коробкой передач "Аллисон" - по сравнению с механической она проще в управлении, что немаловажно для быстрого обучения водителей и особенно в бою. В тяжелом грунте - а барханы и температура до +50°С фигурировали в техническом задании - имеет значение еще одно ее достоинство - непрерывность тяги, даже при переключении передач. Добавьте понижающую передачу в раздаточной коробке, возможность полной или частичной блокировки всех трех дифференциалов, централизованную систему подкачки шин, дорожный просвет 0,4 м - и поймете, что в проходимости с "Тигром" тягаться трудно. Особое внимание создатели уделили простоте конструкции и надежности в эксплуатации. Показательно наличие кондиционера - чем солдат хуже обычного водителя?

Разработка и изготовление трех опытных образцов - с двух- и четырехдверными алюминиевыми кузовами, а также бронированного - заняли ровно год. Весной машины отправили заказчику в ОАЭ и там впервые показали широкой публике на выставке военной техники и вооружений в Абу-Даби. До конца лета их будут испытывать в пустыне, а затем решится вопрос о серийном производстве. Где выпускать "тигры", пока не определено, однако, скорее всего, не в России - наши заводы поставят лишь некоторые узлы и агрегаты.

TIGER

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: конструкция - алюминиевый или бронированный кузов на стальной несущей раме; снаряженная масса - 4300-5000 кг; грузоподъемность - 2000 кг; максимальная скорость - 140 км/ч; запас топлива - 140 л. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4640(4815); ширина - 2200; высота - 2000; колесная база - 3000; колея - 1840; дорожный просвет - 400. ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ: угол въезда/съезда - 52°/52°; преодолеваемый подъем - 100%; глубина преодолеваемого брода - 1,2 м; радиус поворота - 8,9 м. ДВИГАТЕЛЬ: "Камминс-ISB 225" - дизельный шестицилиндровый рядный, с турбонаддувом, четыре клапана на цилиндр; мощность - 168 кВт/ 225 л. с. при 2400 об/мин; крутящий момент - 700 Н.м при 1400 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: полноприводная; коробка передач - "Аллисон", автоматическая, четырех- или пятиступенчатая; раздаточная коробка - двухступенчатая; блокировка межосевого дифференциала и межколесные дифференциалы повышенного трения. ПОДВЕСКА: независимая торсионная. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: с гидроусилителем. ТОРМОЗА: гидравлические двухконтурные с пневмоусилителем. ШИНЫ: "Мишлен V335/80R20" с автоматической подкачкой.

Подпишитесь на «За рулем» в