"десятка": оправдать условно!

"ДЕСЯТКА": ОПРАВДАТЬ УСЛОВНО!

ТЕХНИКА

/СУД

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

"ДЕСЯТКА": ОПРАВДАТЬ УСЛОВНО!

ПЯТЬ ЛЕТ НА КОНВЕЙЕРЕ - ВРЕМЯ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

ТЕКСТ, ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ

Господа присяжные заседатели! Сегодня у нас необычный процесс: предстоит рассмотреть дело целого семейства автомобилей - вазовских "десяток". Напомню, переднеприводная модель VAZ 2110 сходит с конвейера Волжского автозавода вот уже пять лет. За этот срок ответчица и ее ближайшие родственники VAZ 2111 и VAZ 2112 успели совершить ряд деяний, которым надлежит дать оценку. Особо хочу отметить: мы живем в цивилизованном обществе, ориентируемся на правовые нормы, поэтому давайте не превращать наше заседание в суд Линча. Представьте себе беспристрастную Фемиду с весами в руке. Предлагаю наполнить чаши этих весов неопровержимыми фактами, рассмотреть дело полностью и всесторонне и лишь потом вынести вердикт.

ПРОКУРОР

Обратимся к мировой практике. Пять лет на конвейере - срок немалый. Как правило, ведущие автомобильные производители отмечают этот рубеж обновлением внешности модели и ее модернизацией. Сотни изменений призваны улучшить потребительские качества автомобиля, поправить допущенные ошибки. А что у нас? Слегка приукрашенный VAZ 2110М будет малыми сериями выпускать ОПП ВАЗа, а главный конвейер продолжит бог знает сколько лет штамповать "десятое" семейство старого образца. Похоже, весь букет недостатков останется в машине до конца ее жизни.

Впрочем, судите сами. Задние стекла седанов по-прежнему "взрываются" без видимых причин. Не верите - загляните с черного хода на стоянку машин любого дилера ВАЗа. А ведь об окончательной победе над этим дефектом завод отрапортовал пару лет назад.

Следующая затянувшаяся болезнь - сгорающие, как спички, стартеры. Можно, конечно, переводить стрелки на смежников - легче от этого не станет. Люди покупают "десятки" у АвтоВАЗа и надеются получить за свои деньги добротный автомобиль. Какими способами производитель будет лечить систему пуска, потребителя не волнует: в конце концов, гарантийные обязательства перед ним несет автозавод, а не каждый смежник в отдельности.

Электрика в целом - далеко не самый сильный козырь "десятого" семейства. Датчики системы распределенного впрыска топлива, модули зажигания, комбинации приборов, диагностические табло, стеклоочистители, электростеклоподъемники, приводы блокировки дверных замков - вот далеко не весь перечень деталей, на которые жалуются потребители. Встроенная диагностика контроллеров впрыска ряд неисправностей вообще не замечает. Бывает, двигатель работает через пень-колоду или не пускается в мороз, а лампа "Chek Engine" и не думает зажигаться: все, мол, в порядке, нет причин для волнения. Ремонтировать приходится методом тыка, покупая новые регуляторы холостого хода, датчики положения дроссельной заслонки и массового расхода воздуха.

Когда-то вазовские "классические" коробки передач считались самыми надежными и удобными. Дожили - вместе с автомобилями "десятого" семейства появился просто поразительный агрегат. Не в том беда, что четкость включения передач оставляет желать лучшего - а вот если коробку заклинит на ходу?! Такое случается на машинах первых лет выпуска из-за дефекта вторичного вала. Покушение на жизнь и здоровье владельца налицо. Правда, меры приняты: начиная с мая 2000 года, коробку передач комплектуют модернизированным вторичным валом. А отчего бы сразу не сделать хорошо?

Ладно, от этой напасти с грехом пополам избавились. Но вот нормального отопления и вентиляции в "десятках", боюсь, так и не дождемся. Летом в салоне жарко, а зимой холодно. В ненастье стекла либо запотевшие, либо заиндевевшие. В морозы салон прогревается слишком долго, да и тепло идет только в его переднюю часть. Сзади всегда колотун, особенно мерзнут ноги. Господа разработчики, вы хоть раз ездили подолгу на заднем сиденье при минус 10° и ниже? Создается впечатление, что нет.

Обтекаемые кузова "десяток" - отнюдь не шедевр дизайна. Ну и ладно, были бы прочны и практичны. Увы, потребители сетуют на течи воды, на открывающуюся на ходу пятую дверь универсала, на травмы от тяжеленных дверей-гильотин у хэтчбеков. Многих не устраивает этакая "податливость" кузова и, как ее следствие, вялые реакции машины на действия рулем. Не случайно у так называемых активных водителей в почете распорки между передними чашками амортизаторных стоек и прочие способы увеличения жесткости.

Отмечу, что и ремонтопригодность автомобиля хуже, чем у предшественников, да и стоимость обслуживания, запасных частей, работ по их замене выше.

Подытожу. "Десятка" и ее родственницы не стали таким же прорывом, как в свое время "восьмерка". Набор объединенных не лучшим образом деталей нельзя продавать под видом готового автомобиля. Предлагаю признать ответчицу виновной и приговорить к пожизненному заключению с отбыванием в городе Тольятти.

АДВОКАТ

Дамы и господа! Подзащитную часто критикуют, порой заслуженно и справедливо. Но давайте взглянем правде в глаза, а для этого - обратимся к фактам.

В минувшем году выпущено и реализовано (!) больше 200 тысяч "десяток" и ее модификаций. Если это не народное признание, то что же? Кроме того, автомобили VAZ 2110, 2111, 2112 продаются за рубежом - их можно встретить на дорогах Италии, Германии, Турции, других стран. Ничего удивительного: из машин российского производства только эти отвечают действующим международным нормам безопасности и требованиям к токсичности выхлопа.

Уважаемый прокурор считает, что "десятка" не стала прорывом. Позволю себе не согласиться. Впервые потребитель получил отечественное переднеприводное семейство с широким набором кузовов разного типа. Массово выпускаются седан, универсал, хэтчбек, серийно - удлиненный седан "Премьер". Разработаны лимузин, купе, кабриолет. Может ли устаревшая "восьмерка" похвастаться такой гаммой? Конечно же, нет.

Освоение "десятки" сопровождалось развитием новых для нас технологий, многое появилось впервые. Вместе с ней на конвейер ВАЗа пришли 16-клапанные моторы с гидрокомпенсаторами, автоматизированное управление отопителем, регулируемые рулевые колонки, вентилируемые тормоза, 14-дюймовые колеса. Отечественные заводы начали выпускать шины с индексом скорости Н (210 км/ч). Благодаря "десятке" распределенный впрыск топлива наконец-то вытеснил карбюраторы. Теперь оба переднеприводных семейства ВАЗа оснащены современными системами управления двигателями и укладываются в экологические нормы Евро II, а некоторые модификации - и в Евро III. Можно сказать, что "десятые" новшества помогли обрести вторую молодость "восьмеркам" и "девяткам".

Критиковать - не кирпичи ворочать. Да, на чей-то взгляд VAZ 2110 не так красив, как хотелось бы, зато обладает отменной аэродинамикой. Как следствие - радует владельцев экономичностью на высоких скоростях.

Самые "шустрые" из семейства - модели VAZ 21103, 2112, 21113 с 16-клапанными моторами разгоняются до "сотни" за 12,5 секунды и развивают свыше 180 км/ч. Для других отечественных серийных автомобилей эта планка пока недостижима.

По оценкам потребителей, "десятка" и ее отпрыски намного комфортабельнее предшественников. Салон просторный и удобный, заднее сиденье оснащено подголовниками и раскладывается по частям, багажник емкий (особенно у универсала).

Короче говоря, из всех отечественных машин именно "десятка" по совокупности качеств вплотную приблизилась к иномаркам. За что же ее судить? Предлагаю признать ответчицу невиновной, более того - удостоить звания "Лучший российский автомобиль".

Выполнение международных

требований пассивной

безопасности и токсичности выхлопа.

Высокая топливная

экономичность. Широкая

гамма кузовов, хорошие ездовые качества.

Низкое качество

многих узлов и агрегатов.

Недостаточная эффективность

системы отопления и вентиляции.

Высокая стоимость запасных частей,

обслуживания, ремонтных работ.

СВИДЕТЕЛЬ ОБВИНЕНИЯ

Удивляюсь, почему уважаемый суд обошел стороной вопрос о явном нарушении ответчицей норм общественной морали? Согласен, что уродливая фигура досталась ей по наследству, но зачем же выпячивать напоказ естественные недостатки? Милочка, с такой, извините, задни... простите, формой задней части кузова нужно сидеть дома, а не шляться по улицам! Лично был очевидцем того, как "десятка" в течение часа не выпускала из салона обманутого ею гражданина, ссылаясь на невозможность открыть ни одну из четырех дверей! И это - на морозе! Кстати, что за ерунда с "печкой" - есть она или ее нет? Я живу в России, зимой здесь морозы, знаете ли... А что за детский лепет про отказы стартера? На всех моделях ВАЗа они работали, а у этой, смежники виноваты! Неча на зеркало пенять...

Главное, впрочем, не в этом. В течение нескольких лет "десятка" выдавала себя за топ-модель отечественного автопрома, не имея на то ни морального, ни юридического права. Тем самым дискредитируют уже не обвиняемую, а государство, то есть, в конечном итоге, лично меня. Поэтому прошу признать ответчицу виновной и наказать по всей строгости.

СВИДЕТЕЛЬ ЗАЩИТЫ

Во дают, во дают, зачем ей срок-то шить! Да классная тачка, мужики. Продал свою "девятину", купил "десятку" - зверь машина. Гонять можно очень быстро и с перекрестка всех делаю. Музон громкий поставил - не хуже иномарки, салон-то своего грохота не добавляет. И жену в магазин отправить можно без рассказов, где "подсос" да как заводить. Ключи отдал, кнопку на брелоке сигнализации показал - доедет.

Чинюсь только на сервисе, там у меня кореш - мастером. Берет недорого. Вон, пацаны, фару на "мерине" грохнули - за новую отстегнули немеряно. А "десятку" прокормить легко - нашу жесть, стекляшки и прочую дребедень на базаре всегда купишь.

Менять машину буду - снова "десятку" возьму. Как у людей: 16 клапанов, тюнинг, башмаки "на 15". За толковый аппарат денег не жалко.

ПРИГОВОР

Уважаемые коллеги, поклонники ответчицы и потерпевшие! Должен признать - вынести окончательное решение было нелегко. Обсуждение фактов, изложенных свидетелями, представителями обвинения и защиты, протекало бурно: в наших рядах оказались владельцы "десяток", чьи мнения, естественно, разделились. Тем приятнее сообщить, что суду удалось сохранить объективность. В ходе дебатов мы опирались на положительную характеристику "десятки" с места производства, заслуживающий уважения объем выпуска, экспортные перспективы, неплохие потребительские качества модели. Вместе с тем не оставили без внимания недостатки конструкции, низкое качество многих узлов и агрегатов, высокую стоимость обслуживания, справедливую критику владельцев.

Суд постановил: автомобиль VAZ 2110 и его модификации VAZ 2111 и VAZ 2112 оправдать условно. Обязать производителя "десятого" семейства - АО "АвтоВАЗ" в обозримые сроки провести модернизацию модели с целью устранения недочетов и окончательного оправдания за отсутствием состава преступления.

Подпишитесь на «За рулем» в