Автономное плавание

АВТОНОМНОЕ ПЛАВАНИЕ

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИН

АВТОНОМНОЕ ПЛАВАНИЕ

"ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС" ПОПЫТАЛСЯ СОЗДАТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Биржевая лихорадка, взлетевшие в считанные дни цены на топливо, очереди на заправках, поставленные на прикол до лучших времен машины, запреты на езду по выходным и неторопливые велосипедисты на идеальных автобанах. Это не кошмарный сон или фильм - так уже было в Европе начала семидесятых и восьмидесятых...

Хотя с начала триумфального шествия автомобиля по миру прошло более 100 лет, до сих пор лишь 12% населения Земли имеет собственное авто. Остальные 88% пользуются общественным транспортом. Смогут ли они когда-нибудь получить индивидуальное средство передвижения? Чем будут "питаться" завтрашние автомобили?

Вопрос, кажется, уже решен: топливо будущего - водород, реально возобновляемый источник энергии. Но его не будут сжигать в камерах сгорания традиционных двигателей, а используют в топливных элементах, где идет обратный электролизу процесс. При соединении водорода с кислородом воздуха возникает ток, который приводит электродвигатель. До сих пор подобные экспериментальные конструкции изготавливали на шасси обычных автомобилей. А теперь...

Концепт-кар "Дженерал моторс" "Отономи" опрокидывает догмы конструкции. Ничего похожего на привычные двигатель и трансмиссию. Полный привод реализуется без дифференциалов, полуосей и карданных валов - в каждом колесе электромотор. Управление также без механических устройств. Ведь если задуматься, механические связи сегодня лишь мешают автоматике делать свое дело. Системы стабилизации, например, вообще могут работать только при электронном управлении дроссельной заслонкой. Помехи автоматике - это еще полдела, механические связи педалей и рулевого механизма определяют место и посадку водителя, диктуя строгие требования к кузову. Создатели "Отономи" набрались смелости вовсе отказаться от педалей, рулевой колонки и приборного щитка. Их заменяет пульт управления X-Drive, который может "расти" прямо из центрального разъема или из подлокотника кресла. Соответственно, и водителя легко разместить слева, справа или по центру (если он в салоне один) - как окажется удобнее при действующей организации движения и компоновке салона. Все управление - по проводам, механических связей нет (эту схему разработала шведская фирма SKF). Электроника позволяет многое из того, что сегодня кажется невозможным. Скажем, смена программы управления приведет к заметному изменению ходовых качеств автомобиля и его реакции на действия водителя - есть возможность индивидуального подхода или "тюнинга" без больших затрат.

На заре автомобилизации шасси и кузов делали разные фирмы, более того, покупатель мог выбирать между независимыми кузовщиками. Концепция "Отономи" возвращает реалии вековой давности: здесь раздолье для специализированных фирм и фирмочек. Кузов для "Отономи" - дело вторичное, его можно сменить в считанные минуты: все системы автомобиля связываются через единственный разъем по центру шасси. Сюда подходят не только провода, но и патрубки систем отопления и кондиционирования. Главное скрыто в шасси, толщина которого всего 6 дюймов (152 мм): батарея топливных элементов, резервуар для хранения водорода (жидкого или в виде гидрида металла) и зоны деформации на случай аварии. За характерный внешний вид конструкцию прозвали "скейтбордом". Поскольку внутри "скейтборда" нет тяг или приводов, его размеры легко варьировать, создавая шасси как для компактных городских машин, так и вместительных фургонов. Мощность удастся изменять в весьма широких пределах, добавляя или убавляя ячейки топливных элементов. А применяя разные размеры и типы колес и шин, можно создавать модели как для хороших дорог, так и для проселков - полный привод есть уже в "базовой" конфигурации.

Другие плюсы "Отономи" - минимум движущихся частей и полное отсутствие механизмов с возвратно-поступательным движением. Это залог долговечности: расчетный ресурс такого шасси - 20 лет против 6-12 у современных легковых автомобилей. "Отономи" пригодится и в качестве... передвижного источника энергии: ему по силам давать электричество и тепло небольшому дому в течение нескольких дней. При этом источник энергии способен сам добраться до ближайшей заправочной станции.

При всей своей авангардности "Отономи" вполне может превратиться в предсерийный прототип уже через 10 лет. Ведь исследовать топливные элементы "Дженерал моторс" начал еще в 1964 году, а первый автомобиль с ними был построен в 1968-м. В августе 2001 года компания представила батарею элементов третьего поколения, она способна выходить на рабочий режим за три минуты и давать 1,75 кВт мощности с литра собственного объема. Сегодня над совершенствованием топливных элементов работают около 300 специалистов компании в научных центрах Америки и Европы, а пробег автомобиля на одной заправке водородом перевалил за 350 км. Есть и более "приземленные" проекты топливных элементов, использующих углеводородные соединения и метанол.

Вопрос в другом: смогут ли создатели "Отономи" довести свое детище до реального потребителя и какова будет к тому моменту цена на нефть? Ведь по-настоящему важна только она.

Подпишитесь на «За рулем» в