Зигзаг удачи

ЗИГЗАГ УДАЧИ

ТЕХНИКА

самые-самые

ДОЛГОЖИТЕЛИ И ОДНОДНЕВКИ

ЗИГЗАГ УДАЧИ

МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

Судьба бывает благосклонна или жестока не только к людям, ее превратностям подвержены и автомобили. Иные модели становятся достоянием истории, едва появившись на свет, другие выпускают без радикальной модернизации десятилетиями.

СЧАСТЛИВЧИКИ

Мог ли подумать создатель знаменитого "Жука" Фердинанд Порше, что его детище доживет до ХХI века? Вряд ли, ведь до него было так далеко. Одержимый идеей народного автомобиля, немецкий инженер нашел поддержку у правительства национал-социалистов и получил "добро" на создание машины ценой не более полутора тысяч рейхсмарок, мощностью 25 л. с., с максимальной скоростью 100 км/ч и средним расходом топлива 8 л/100 км.

Несмотря на жесткие рамки, конструкция машины опередила время. Оппозитный двигатель воздушного охлаждения был очень вынослив, торсионная подвеска, разработанная Порше, обеспечила "Жуку" невиданные для компактного авто устойчивость и комфорт. Впрочем, все это массовые автомобилисты оценили далеко не сразу. Начавшаяся Вторая мировая отодвинула гражданские задачи на второй план, до ее окончания сделали менее семи сотен "жуков". Но уже к 1950 году "Жук" (по-немецки "Кэфер") не только завоевал Европу, но и, получив англоязычное имя "Битл", пересек Атлантику и причалил к берегам Соединенных Штатов.

Конечно, машину неоднократно модернизировали: мощность мотора выросла до 44 л. с., усовершенствовали тормоза и рулевое управление, чуть поменяли внешность. В 1972 году "Фольксваген" побил рекорд "Форда-Т", державшийся почти полвека, отметив выпуск машины с порядковым номером 15 007 034. Спустя шесть лет "Жук" сняли с конвейера в Германии, но на пенсию не отправили.

Нынче "насекомых" плодят в Мексике в городе Пуэбло. Именно здесь отметили очередной юбилей "Битла": в 1992-м тираж достиг 21 миллиона, а в 1996-м "Жук" отпраздновал 60-летие (именно в 1936 году появилась предсерийная партия "кэферов"). Не исключено, что мы станем свидетелями 70-летнего юбилея!

Конечно, "Битл" не единственный долгожитель. Не менее знаменитые "Ситроен-2CV" и "Мини" продержались на конвейере четыре десятка лет, да и российские VAZ 2106 и "Нива" в строю уже более четверти века! Но им далеко до рекорда английской марки "Морган".

Модель 4/4 образца 1936 года по сей день в серии! Индекс модели указывает на число цилиндров и колес - до этого "Морган" специализировался на трехколесных экипажах. Сегодняшний 4/4 унаследовал от предка раму Z-образного сечения и стильную внешность, однако деревянные детали кузова и 34-сильный мотор объемом 1122 смз давно стали достоянием истории. Место под капотом занял 1,8-литровый 115-сильный двигатель "Форд" с впрыском топлива и нейтрализатором - ничего не попишешь, современные экологические требования... Примечательно, что спрос на 4/4 с годами растет. Чтобы стать обладателем машины ценой около 30 000 фунтов стерлингов, придется ждать 6-8 лет.

НЕВЕЗУЧИЕ

Каждый конструктор и предприниматель надеется на успех своего детища, но везет далеко не всем. Одним из самых известных неудачников стал автомобиль Престона Таккера - седан модели "Торпедо". Список новинок, которыми бизнесмен хотел удивить американских покупателей, выглядел для послевоенного времени фантастикой (см. ЗР, 2001, № 4). Но Таккеру не повезло - его обвинили в финансовых махинациях. Оправдательный приговор не спас фирму от банкротства. Выпустив всего 51 машину, производство свернули. До сегодняшнего дня сохранилось 47 экземпляров "Торпедо", а личный автомобиль Таккера был продан с аукциона в 1996 году за 259 000 долларов.

Печальной повести о "Торпедо" вторит история шведского "Вольво-РV1900 Спорт". Основатель фирмы Ассар Габриелсон, воодушевленный нашумевшей новинкой 1953 года - " Шевроле Корвет", решил сделать близкую по духу машину. Заручившись поддержкой американских дизайнеров, разработали стильный открытый кузов из пластика. В 1954 году машину показали публике - та восприняла прототип РV1900 благожелательно, и в 1956-м родстеры поступили к дилерам. Однако дефекты сырой конструкции быстро отвратили покупателей от внешне симпатичных машин. За год их сделали всего 67.

Но жизнь однодневок далеко не всегда бессмысленна. Набравшись печального опыта, конструкторы и дизайнеры "Вольво" успешно воплотили идею стильного спортивного автомобиля в популярном купе Р1800.

Кстати, дебютант знаменитой ныне шведской фирмы "Вольво-OV4" образца 1927 года разошелся тиражом всего около трех сотен экземпляров и вскоре уступил место более совершенной и мощной машине. Но уже первенец помог фирме завоевать репутацию производителя безопасных автомобилей. Легенда гласит, что еще на стадии доводки один из образцов угодил в лобовую аварию, в результате которой "оппонент" был разбит вдребезги, а водитель "Вольво-OV4" нисколько не пострадал.

Так что даже однодневки порой удается записать в актив производителям, а уж для коллекционеров редкие машины - самые желанные.

"Морган-4/4" до сих пор оснащают рессорной подвеской, а панель приборов у некоторых модификаций выполнена из дерева.

Знаменитый "Жук" в разные годы выпускали в Германии, Бразилии, ЮАР, Нигерии, Мексике, Перу...

"Вольво-OV4" ознаменовал появление

новой марки 14 апреля 1927-го.

"Вольво-PV1900 Спорт" - на ошибках

учатся.

Подпишитесь на «За рулем» в