Битюг поневоле

БИТЮГ ПОНЕВОЛЕ

ТЕХНИКА

/ИСПЫТАНИЯ

БИТЮГ ПОНЕВОЛЕ

VAZ 2112 В РОЛИ ТЯГАЧА

ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ

ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ, АЛЕКСАНДР БУДКИН

Помнится, в начале зимы редакционный VAZ 2112 заработал изрядную порцию критики. Поводов к тому он предоставил немало (ЗР, 2001, № 2). Однако, отметив недостатки, мы обещали дать автомобилю шанс реабилитироваться. И все к тому шло. Очередной этап испытаний планировали завершить в конце апреля небольшим пробегом по разбитым за зиму дорогам. Требовался весомый финальный аккорд к материалу с рабочим названием "Двенадцать мгновений весны". Предполагалось явить читателям именно дюжину комментариев и фотосюжетов о житье-бытье нашего VAZ 2112. Но, увы, судьба распорядилась иначе.

МГНОВЕНЬЕ "ОДИННАДЦАТОЕ" -

ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ

Авария: случается в пробегах и такое. Недоглядели, не уберегли "хозяюшку" - крепко приложили универсал VAZ 2111, сопровождавший "двенадцатую" в пути. После столкновения с рефрижератором, груженным пельменями (о проза жизни!), техничка сама требовала подмоги: сильно пострадала ее передняя часть, двигатель сорвался с опор. А тут еще фактор времени: в пятницу вечером надежд на прибытие спасательной экспедиции из Москвы было мало. Решили обойтись собственными силами. Прикинули кратчайший путь до столицы - больше трех сотен километров, которые требовалось хоть как-то преодолеть.

Заставлять скакуна трудиться битюгом не хотелось. Но делать нечего, в отсутствие другого тягача буксирный трос прицепили к "горячему" хэтчбеку. Занятная получилась картинка - компактный хэтчбек тянет за собой покалеченный универсал - оба "десятого" семейства, оба одинакового цвета, да еще и логотипами журнала оклеены со всех сторон. Если не вникать в подробности - будто так и запланировано. Мол, не мешайте, идут испытания.

Шутки шутками, а нас, признаться, очень беспокоил финал незапланированного теста. Предпочитающий высокие обороты шестнадцатиклапанный мотор должен был трудиться в чуждом ему режиме - тащить, зачастую "внатяг", больше тонны дополнительного груза. Еще более мрачные предчувствия вызывала трансмиссия. В коробке передач нашего VAZ 2112 - тот самый, склонный к внезапным поломкам вторичный вал старого образца (ЗР, 2001, № 2). Поди угадай, сколько ему отмерено, а тут еще возросшие нагрузки да неизбежные при буксировке рывки. В общем, за "двенадцатую" едва не молились, уговаривая и автомобиль в целом, и ряд деталей в частности выдержать испытание. Сломался бы - не обиделись. Но в глубине души все же надеялись доехать благополучно. Потому как перспектива получить по середине пути два корыта - разбитое и сломанное - была совсем уж нежелательной. И хэтчбек не подвел! За что, разумеется, получил отпущение всех грехов молодости.

А теперь спокойно, без эмоций поделимся наблюдениями. Оптимальный темп движения при буксировке удалось подобрать довольно быстро. Троганье с места мягкое, с деликатной работой сцеплением для сглаживания рывков. Потом плавный разгон с переключением на высшие передачи без затяжек. Так, чтобы двигатель сильно не раскручивать, но и "внатяг" не пускать. Основной же режим - нудно пилить на третьей передаче со скоростью 50-55 км/ч и оборотами чуть выше 2000. Кто сказал, будто шестнадцатиклапанник плохо везет "снизу"? Ничего подобного! Основательно нагруженный мотор уверенно втаскивал автопоезд на затяжные подъемы, не требуя пониженной передачи. Температура охлаждающей жидкости большую часть времени была той, что обычно. Лишь чередующиеся одно за другим вползания на горки заставляли стрелку термометра переваливать за отметку 90°С. И то электровентилятор на ходу не включился ни разу. Трансмиссия "двенадцатой" хоть и далека от совершенства, однако приспособиться трогать с места так, чтобы не дергать, но и сцепление не жечь, все же позволяла. Главный сюрприз поджидал в Москве, когда стали анализировать цифры из путевого блокнота. Так вот, в ходе буксировки VAZ 2112 в среднем израсходовал меньше 8 л/ 100 км. Если же разбить пройденный путь на участки, то лучший показатель - 7,7 литра на "сотню", худший - 8,1. С таким-то якорем за кормой - просто здорово!

Вывод напрашивается сам собой. В случае крайней необходимости шестнадцатиклапанные отпрыски "десятого" семейства могут служить тягачом не только для прицепа. Солидный вес возьмут без проблем, и скорее всего без поломок. Хотя, конечно, буксировочными талантами "горячих десяток" лучше не злоупотреблять. А герой наших приключений - редакционный VAZ 2112 на финише пробега за проявленное мужество удостоили нового прозвища. Теперь машину величают "тягачим хэтчбеком". А что было раньше, до злополучной аварии?

ХОЛОДНО, ТЕПЛЕЕ, ГОРЯЧО

Помните детскую игру - найти предмет, пользуясь подсказками? Так же последовательно, шаг за шагом мы отыскивали горячие черточки в характере чересчур уж прохладного редакционного хэтчбека. Вначале было совсем "холодно". Всего 90 л.с. мощности, недобор по максимальной скорости и разгону, многочисленные поломки, проблемы с отоплением. Но на исходе зимы мы заметили, что шквал неисправностей улегся. За относительно долгий период поменяли лишь датчики скорости и положения дроссельной заслонки системы распределенного впрыска топлива. Основная же доля затрат пришлась на плановое обслуживание: замену масла, фильтров, свечей, промывку форсунок и т. д. Еще одна статья расходов - дополнительное оборудование, а именно маршрутный компьютер МК-2112, установленный в штатное гнездо для часов. Теперь мы можем точнее судить о расходе топлива. Плохо перенес зиму лишь кузов - на краске многочисленные царапины, есть пара вмятин и на днище. Впрочем, вернуть автомобилю опрятный вид оказалось несложно. Пара баночек с полиролями, несколько часов работы - и "металлик" засиял как новый, даже крупные царапины почти незаметны. Но самое приятное наблюдение - автомобиль откликнулся на заботливый уход: за 25 тыс. км пробега VAZ 2112 "раскатился" и стал заметно шустрее. В его холодном характере наконец-то появились теплые оттенки.

Следующим этапом стала модернизация управления двигателем. Каемся, сделали шаг назад - избавились от каталитического нейтрализатора. Зато контроллер впрыска получил хитрую двухрежимную программу с переключателем "экономия-спорт", смонтированным в салоне. Это действительно интересная новинка заслуживает отдельной публикации в одном из ближайших номеров. Но уже сейчас можно говорить о заметном снижении расхода и улучшении ездовых качеств. Некогда вялая "двенадцатая", с трудом выдававшая на стенде "Бош FLA-203" 90 л.с., нынешней весной достигла показателя 98 л.с. в режиме "экономия" и 100 л.с. в режиме "спорт". Похоже, хэтчбек стал "горячим" без каких-либо скидок.

Подтолкни, я же не джип.

Подпишитесь на «За рулем» в