Предотвратить? нет, предугадать

ПРЕДОТВРАТИТЬ? НЕТ, ПРЕДУГАДАТЬ

ТЕХНИКА

Безопасность

СИСТЕМА PRE-SAFE

ПРЕДОТВРАТИТЬ? НЕТ, ПРЕДУГАДАТЬ

АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Системы безопасности автомобиля - как рубежи обороны: сначала электроника старается предотвратить аварию, обеспечивая управляемость и максимальное замедление машины. Если худшее все же произошло, ремни удерживают водителя и пассажиров в "седлах", а подушки безопасности принимают их в объятия, не допуская серьезных травм. То есть сначала работают системы активной безопасности, а потом - пассивной.

Конструкторы постоянно совершенствуют технику, но, похоже, предел, по крайней мере теоретический, уже близок. Не так уж много можно успеть за те несколько миллисекунд, пока сминается передок кузова. Поэтому-то, кстати, в дело пошла пиротехника: лишь взрыв способен практически мгновенно натянуть ремни, раскрыть подушку...

Но сегодня в помощь пассивным устройствам пришли активные. Ведь современные системы стабилизации работают на основе сигналов датчиков, отслеживающих линейные и угловые ускорения, проскальзывание каждого из колес. Так называемый активный круиз-контроль "Дистроник" с помощью радара определяет расстояние до впереди идущей машины. В общем, не так уж трудно научить компьютер распознавать вероятность надвигающегося ДТП: фиксировать момент, позже которого водитель уже не успеет затормозить или отвернуть, не сможет предотвратить опрокидывание. Но до столкновения еще не милли-, а целые секунды. А значит, пока визжат шины, а водитель судорожно вцепился в руль или закрыл лицо руками, можно успеть что-то предпринять.

Новый класс систем безопасности получил название "Пре Сейф" (Pre-Safe). Эти устройства с помощью электроприводов (тут вполне можно обойтись без пиротехники) изменяют положение сидений, натягивают ремни, закрывают люк. Более того, компьютер подготовит тормоза к работе... еще до того, как водитель перенесет ногу с педали газа. Электроника повысит давление в специальном ресивере и уменьшит зазор между дисками и колодками. Когда водитель поймет, что пора тормозить, замедление начнется без задержки. Здесь важна даже доля секунды!

Начало системам "Пре Сейф" было положено в 1989 году, когда на родстере "Мерседес-Бенц SL" появилась автоматически выдвигающаяся за 0,3 с защитная дуга. Уже тогда компьютер научили определять начало опрокидывания. Современные устройства могут решать более сложные задачи.

"Пре Сейф" не только подвинет сиденья, но и притянет к панели баранку, а к коленям переднего пассажира придвинет мягкую (но не надувную) подушку. При угрозе сбоку выдвинутся обивки дверей и стоек: они сработают как амортизаторы, смягчив удар. Бампер с помощью гидроцилиндров-амортизаторов ринется навстречу опасности, а если радар предскажет столкновение с высоким грузовиком или джипом, активная подвеска максимально поднимет кузов, чтобы уменьшить вероятность подката.

Важное преимущество "активно-пассивной" системы в обратимости процессов: если столкновения или опрокидывания все же не произойдет, тогда ремни ослабнут, сиденья вернутся в комфортное положение. В общем, все устройства "успокоятся", но будут готовы к следующей нештатной ситуации.

Так работает "Пре Сейф": а - с началом экстренного торможения ремни мягко, но настойчиво притягивают седока к спинке; б - спинка занимает вертикальное положение, подголовник и подушка сиденья поднимаются; в - закрывается люк в крыше, баранка уходит вперед, к коленям пассажира придвигается мягкая подушка; г - сбоку придвигаются обивки двери и стойки кузова, создавая необходимый для энергопоглощения зазор между человеком и железом.

Преднатяжитель "Пре Сейф": электромотор вместо пиропатрона.

Подпишитесь на «За рулем» в