"жигули" с дизелем

"ЖИГУЛИ" С ДИЗЕЛЕМ

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Автопарк ЗР

"ЖИГУЛИ" С ДИЗЕЛЕМ

Модель - VAZ 21045; изготовитель - АвтоВАЗ; год выпуска - 2000; в эксплуатации "За рулем" - с апреля 2000; пробег на момент отчета - 2500 км.

Антон ЧУЙКИН

В редакционном парке - первый легковой дизель! На примере "четверки" с мотором ВАЗ-341 мы планируем делиться опытом общения с дизелями (благо, наш мотор аналогичен многим иностранным) и оценить их преимущества и недостатки на фоне привычных бензиновых машин при работе в российских условиях.

Для начала немного экономики. Руководствуясь собственными рекомендациями (ЗР, 2000, № 4), мы отправились за редкими пока дизельными "жигулями" в Тольятти. И не прогадали - разница между московской и тамошней ценами (около 10 тысяч рублей) с лихвой окупила поездку.

В конце апреля VAZ 21045 стоил на берегах Волги 110 тысяч рублей; карбюраторный универсал VAZ 21043 - примерно 85 тысяч. Чтобы подсчитать, когда окупит себя дизель, мы на каждой заправке записывали две цены - из граф "д/т" и "АИ-91". Наш автомобиль в среднем расходует 6,6 л/100 км; бензиновый аналог, почти одновременно попавший в редакцию, в тех же условиях - 9,5 л/100 км. Пока на каждой тысяче километров дизель экономит 320 рублей, а это значит, что к 80 тысячам, Бог даст, общие затраты на эксплуатацию VAZ 21043 и 21045 сравняются. Возможно, это произойдет и раньше, ведь обслуживать дизельный автомобиль несколько дешевле - например, регулировать клапаны достаточно через каждые 30 (а не 10) тысяч километров...

К плановым ТО мы еще вернемся, а пока - первые впечатления. Дополним тест двух "четверок", дизельной и карбюраторной (ЗР, 2000, № 4), двумя замечаниями по поводу топлива. Приятное: аппетит нашего дизеля оказался заметно меньшим, чем у необкатанной машины. Еще никогда не приходилось так редко и дешево заправляться на тысячекилометровом пути из Тольятти - мы израсходовали всего 60 л! Неприятное: колонки на АЗС, куда вынуждены подъезжать водители дизельных машин, мало того, что самые неопрятные, так еще и часто оборудованы пистолетом прямо-таки огромного диаметра. А в обычном "четверочном" баке горловина на треть перекрыта (см. фото)...

Теперь о ТО-1, которым пугают владельцев редких моделей. Пока персонал СТО не обучен работать с мотором ВАЗ-341, дочернее предприятие завода, выпускающее VAZ 21045, ЗАО СПАР вынуждено посылать для гарантийного ремонта летучие бригады. Правда, случаев таких было всего несколько. А в ближайшее время дизель официально возьмет под крыло сервисная сеть завода.

Впрочем, не всех пугает неизведанное - московская СТО "Гагарин-Лада" (упомянутая в сервисной книжке) сразу согласилась провести первое техобслуживание первого для себя VAZ 21045. Сменив моторное и трансмиссионное масло, проверив и протянув ходовую и смазав двери, механики сделали попытку самоустраниться: дескать, с дизелем вам никто ничего не сделает, так что поезжайте на сход-развал и... все (это за 950 рублей; углы установки колес - еще около 400 рублей!). Пришлось показать сервисную книжку и "Технологию ТО и ремонта VAZ 21045", так кстати попавшуюся в Тольятти. По книжкам выходило, что хотя бы от регулировки клапанов станции не отвертеться - тем более, что газораспределительный механизм идентичен VAZ 2108. Всем владельцам дизельных "четверок" советуем следовать нашему примеру - выставить зазоры по силам любой СТО! Механику пришлось, правда, подточить рожковый ключ, чтобы отжимать толкатели и извлекать шайбы ("восьмерочное" приспособление не подходит из-за иной формы головки блока). Впрочем, по-настоящему оно пригодится ему лишь в дальнейшем - все тепловые зазоры оказались в норме, что приятно удивило.

Поскольку нам, как и многим автолюбителям, важнее штамп в талоне техобслуживания (на всякий гарантийный случай), нежели собственно регламентные работы, на этом мы с сервисом распрощались. Углы установки колес за 15 минут и в два раза дешевле отрегулировали в мастерской по соседству; а такую "мелочь", как фары (о них "гагаринцы", похоже, забыли), мы направили в нужную сторону самостоятельно.

Конечно, еще надо бы проверить и отрегулировать ТНВД - на предмет токсичности. Но пока нет претензий, решили повременить... а при необходимости будем искать специалистов по зарубежным легковым дизелям - предложений, кстати, хватает. Ближайшие масштабные регламентные работы - на 30 тысячах: замена зубчатого ремня и установка угла опережения впрыска топлива. Вот тогда, надеемся, будет повод порадоваться за сервисную сеть.

Пока впечатления от дизеля благоприятные. Возвращаясь к сравнению с карбюраторным аналогом, подытожу: да, дизель вчистую проигрывает по объективным показателем - мощности, динамике. Но если оценивать субъективные, то есть ощущения водителя, положение заметно меняется - уверенный "тягун"-дизель располагает к себе!

Обкатка VAZ 21045 завершена. Впереди - проверка на полигоне, пробеги, тесты... Тогда и поговорим обстоятельнее.

Внешне дизельная "четверка" отличается шильдиком и выхлопной трубой, завернутой поросячьим хвостиком - чтобы сажа не загрязняла правый фонарь.

Чтобы не навредить ТНВД, надо раз в 1-2 тысячи километров сливать воду (отстой) из топливного фильтра, а затем - прокачивать систему.

На столичных АЗС заправочные пистолеты, как правило, тонкие, и эта деталь в горловине - бензиновое наследство - не мешает. А на трассах лучше заранее примеряться к колонкам... или выломать помеху, решив проблему раз и навсегда.

ЗАТРАТЫ, руб.

на подготовку к эксплуатации:

охранная система (с установкой) - 2100; антикоррозионная обработка - 1700; постановка на учет в ГИБДД - 350; аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, коврики - 380.

на эксплуатацию:

дизтопливо - 954,9; ТО-1, включая стоимость расходных материалов, - 1842; запчасти и материалы - 75.

Всего с начала эксплуатации - 7401,9.

Подпишитесь на «За рулем» в