Выше - только горы

ВЫШЕ - ТОЛЬКО ГОРЫ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

ВЫШЕ - ТОЛЬКО ГОРЫ

ТЕСТ МАСЕЛ ГРУППЫ КАЧЕСТВА SJ

ТЕКСТ / ФЕДОР МАСЛОВ

ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ

Чем ближе к вершине масляного Олимпа продвигается наша экспертиза, тем больше интересного и полезного мы узнаем. Напомним: в ЗР, 2000, № 9 проверке подверглись масла группы качества SF по API, позднее, в ЗР, 2001, № 1 мы взялись за масла группы SG, а спустя еще три месяца, в ЗР, 2001, № 4 дошли до SH. И вот мы почти на вершине.

Почему почти? Группа SJ - самая последняя ступень сегодняшней американской классификации - вмещает в себя такое множество разнообразных продуктов, что объять их за один раз оказалось для нас невозможно. Условную границу обозначили так: вначале проверяем наиболее доступные масла этой группы, в основном "полусинтетику" с наиболее привлекательной для нас вязкостью SAE 10W40, а чуть позже возьмемся за топ-продукты с магической надписью Fully synthetic motor oil (полностью синтетическое моторное масло).

ЛЕЙ, КУДА ХОЧЕШЬ?

Перечислять, в какие моторы можно заливать масла группы SJ - занятие неблагодарное. Можно сказать "куда хочешь", но... с учетом некоторых дополнительных условий, предъявляемых производителями автомобилей. Так, у Европы свои требования к хорошим маслам (можно считать, к маслам, уже удовлетворяющим американской группе SJ). Классификация АСЕА подразделяет их на группы А1, А2, А3 для бензиновых двигателей, В1, В2, В3 - для легковых дизелей. Поэтому для иномарки европейского производства масло следует подбирать скорее по этой классификации. Отметим: большинство масел SJ удовлетворяют либо АСЕА А2, В2, либо АСЕА А3, В3. И еще несколько тонкостей.

Довольно жесткие дополнительные требования к термостабильности моторного масла предъявляют современные моторы "Фольксвагена" (но не все), поэтому масло для них должно иметь допуск VW 505.01 - эдакое одобрение немецкой фирмы. Оно помещается всегда на обратной стороне канистры (не путать с более "мягким" допуском VW 505.00). Увеличенного интервала замены просят для своих свежих машин "Мерседес", "Порше" и еще некоторые производители - соответствующие допуски, как нетрудно догадаться, тоже указаны на канистрах. Вот, пожалуй, и все премудрости. Остается добавить банальное - внимательнее читайте инструкцию к вашему автомобилю.

КОГО И КАК ПРОВЕРЯЛИ

На сей раз образцов восемь (см. фото). Все маркированы группой качества SJ по API. Почти все имеют класс вязкости SAE 10W40 - пожалуй, самый ходовой в нашей стране. Единственный штрейкбрехер - "ЛУКойл" - с вязкостью 5W40. Впрочем, и он производит 10W40, но, согласитесь, когда за те же деньги можно взять 5W40... Трое из претендентов ("Шелл", "Кастрол" и "Вальволин") гордятся синтетическими компонентами в своем составе. Остальные скромничают, хотя и они могут смело называться полусинтетикой. Независимо от позиционирования все должны удовлетворять требованиям группы SJ, то есть быть примерно одинаковыми.

Теперь о методах испытаний (просим простить за очередное повторение). К уже привычным шести показателям (см. ниже) на этот раз добавили седьмой - "нейтрализация искусственного загрязнителя". Суть в следующем: в масло добавляют около 20% тарированной "грязи" и спустя 10 минут проверяют качество диспергирования примеси в масле (ее измельчения и растворения). Проверку ведут фотоэлектрическим методом и при высокой температуре. Чем лучше диспергирующие свойства, тем меньше указанный в таблице показатель. А поскольку условия во время теста моделируются близкие к тому, что происходит в верхнем (так называемом жаровом) поясе поршня (вблизи первого поршневого кольца), принято считать, что данный показатель во многом определяет вредное влияние масла на рабочий процесс в цилиндре (читай, на вредные выбросы).

Теперь о традиционном. Щелочность характеризует возможность масла нейтрализовывать кислоты, образующиеся в процессе работы двигателя. Для масел высоких групп качества этот параметр прежде всего контрольный - позволяет определить грубую подделку. Изменение щелочности в ходе теста дает больше информации. Пока масла, разлитые в пробирки (в присутствии катализатора), накатывают условные километры пробега, их щелочной запас падает. Если он опустился до 4-5 единиц - плохо, масло практически пришло в негодность. Если провал не столь ощутим, учитывают процент падения для разных образцов. Сопоставляя, сколько процентов потеряно и сколько по абсолютному значению осталось, судят о стабильности присадок (качестве пакета) и остаточных свойствах масла - можно использовать дальше или же не стоит. Высокое значение щелочности у нового масла (от 9-10 ед. и выше) говорит о большом количестве присадок и требует обратить внимание на зольность (она же - сульфатная зольность). Показатель характеризует наличие металлов в масле, входящих в состав большинства присадок. Слишком большая зольность (для бензиновых двигателей - более 1,3%) чревата повышенным нагаром на свечах, а в некоторых случаях и большими отложениями в двигателе.

Еще два показателя - изменение оптической плотности и вязкости в ходе теста. Оптическая плотность всегда растет, свидетельствуя об общем ухудшении качества, а вот вязкость способна меняться в любую сторону. Это может быть вызвано двумя факторами - разложением загущающей присадки (снижение вязкости) или окислением основы (повышение). Поскольку оба процесса протекают одновременно, по изменению вязкости можно судить о преобладании одного из них над другим. Наконец, еще два параметра: коррозия металла, который контактирует с испытуемым маслом, и расчетная температура гарантированного пуска. Очевидно, чем коррозия меньше, а температура ниже (холоднее), тем лучше.

ХОРОШИЕ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ, ПОТРЯСАЮЩИЕ

Каждое из представленных масел с запасом подойдет любому отечественному автомобилю - это было ясно заранее. Но ведь не "жигулями" едиными...

"Шелл" прилежно отнесся к исполнению своих обязанностей - сразу три лучших показателя: оптическая плотность и коррозия металла на промежуточном финише (9 тыс. км условного пробега), а также нейтрализация искусственного загрязнителя. Поводов придраться не дал.

"Кастрол" выдал лучшие показатели по пусковым свойствам (среди масел 10W40) и по коррозии на финише состязаний (15 тыс. км); одно из лучших масел по оптической плотности; самая низкая зольность. Достойный ответ предыдущему участнику.

ВР - уникальная сбалансированность пакета присадок и основы с точки зрения стабильности вязкостных свойств; очень хороший результат по оптической плотности. Но есть в бочке меда и ложечка дегтя: образец самую малость не дотянул до ожидаемой температуры холодного пуска (несколько повышена вязкость при низких температурах, определяемая стандартными методами).

"Маннол" - очень хорошие антикоррозионные свойства и ровные, сбалансированные показатели по всем остальным номинациям. Учитывая ценовую нишу, в которой борется соискатель, остается лишь добавить: так держать.

"Вальволин"- возможно, дали о себе знать синтетические компоненты базы. Судить не беремся, но факт: образец показал лучший результат по оптической плотности к концу "пыток". Видно, работоспособности ему не занимать. В остальном - норма.

"Спектрол" - ровные и стабильные показатели практически во всем. Хорошая нейтрализация искусственного загрязнителя (второй результат).

"ЛУКойл" - не будем лишний раз подчеркивать отличные низкотемпературные свойства: этот образец все-таки относится к другому классу вязкости, более "зимнему". Зато о высокой остаточной щелочности можно говорить смело, здесь-то все в равных условиях. По части борьбы с загрязнителем и оптической плотности - результаты скромнее. В жаркую схватку с конкурентами в этих номинациях было решено не вступать.

"Эссо" - наряду с упомянутым уже "Кастролом" показало лучший результат по холодному пуску (среди 10W40). Хорошо сбалансировано по вязкости. В нейтрализации загрязнителя и оптической плотности проявило солидарность с "ЛУКойлом".

Вот и все, что было. Прежде чем проститься, обратим внимание на весьма расплывчатую связь между надписями synthetic или synthetic blend на канистрах и показанными результатами. Если закономерность и есть, то, скорее, она связана с громкими именами. Однако не будем забегать вперед. Не за горами окончание долгой серии масляных экспертиз. Вот когда о закономерностях сможем наговориться вдоволь. Заинтересованным настоятельно рекомендуем этот момент не пропустить!

Подпишитесь на «За рулем» в