Искры "бриска" — журнал За рулем

Искры "бриска"

ИСКРЫ «БРИСКА»

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ПОСЕЩЕНИЕ

ИСКРЫ «БРИСКА»

ЧЕХИЯ... ПРЕКРАСНОЕ ПИВО, ОТЛИЧНЫЙ ХОККЕЙ — А СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ?

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Название фирмы, где делают показанные на фото свечи, по-своему отражает сложные процессы, сотрясающие Европу по сей день. В 1935 году чешский инженер Брук основал одноименную частную фирму. Однако уже в начале второй мировой дело переходит в руки немца Алойза Рыхли. Соответствующее название продержалось до 1944 года, когда на проходной вместо надписи «Rychly» возникли буквы ОНМ. А уже через год фирма перешла в подчинение Управлению заводами автомобильной и авиационной промышленности — PAL (эту аббревиатуру у нас лучше помнят мотоциклисты). В 1949 году — новое «крещение»: теперь в ранге филиала того же PAL. Год 1953-й принес фирме очередное имя — «Искра», продержавшееся около 40 лет. Но и оно не стало окончательным — в 1992-м «Искру» спешно переименовали в АО «Бриск Табор». А в 1995 году предприятие фактически снова стало частной компанией с чешским капиталом.

В России отношение к свечам с надписью «Brisk» на изоляторе неоднозначное. Преподаватель вуза все равно купит уфимские или энгельсские — они дешевле. Работник банка, наоборот, возьмет «Бош» или «Беру» — дороже и престижнее. Что касается технической стороны вопроса, то разнобою мнений можно только удивляться. А что думают обо всем этом производители свечей «Бриск»?

Пан Чапка — состоятельный человек: фактически совладелец фирмы. Естественно, что он занимает ряд «скромных» должностей — председатель правления, генеральный директор и пр. Зачем пан тратит свои деньги на производство чешских свечей, когда вокруг столько других именитых производителей? Ведь выживут не все — что тогда?

— Вот и хорошо! — довольно кивает головой пан Чапка. — Останутся лучшие — что же в этом плохого? Кстати, мы тоже предпочитаем сотрудничать с известными фирмами — например, с «Ламборгини»... Двенадцать цилиндров, сотни лошадиных сил — первые попавшиеся свечи ставить на такое нельзя. А «Бриск» — можно!

Что ж, упоминание подобных партнеров впечатляет, но... нам бы для «Самары» что-нибудь! Про зазоры, электроды и разряды рассказывает главный «гуру» по свечам — пан Воправил.

НЕМНОГО ТЕХНИКИ

Выясняем следующее. «Обыкновенная» свеча для мотора VAZ 2108 Brisk Classic (L15Y) — простая рабочая лошадка, обязанная справно служить хозяину положенные 20 тыс. км. Применение свечи класса Super (L15YC) с медным сердечником оправдано, если преобладают частые короткие поездки: изолятор центрального электрода такой свечи чуть длиннее, а потому быстрее прогревается. На пуске двигателя это никак не отразится, зато на рабочий температурный режим свеча выйдет быстрее — это значительно улучшает ее самоочистку. Интервал замены «суперсвечей» — 30 тыс. км на нормальном бензине без свинца и 20 тыс. км на обыкновенном. Свечи Extra (LR15ТC) также имеют медный сердечник, однако он увенчан тремя боковыми электродами, не загораживающими торец центрального. Последнее обстоятельство несколько улучшает воспламенение смеси, а «тройная защита» существенно продлевает срок службы изделия. Боковые электроды работают как бы по очереди, что и позволяет фирме гарантировать интервал до замены в 60 тыс. км. Естественно, опять-таки на бензине без свинцовых добавок.

Самая «крутая» свеча для «самарца» — Platin (LR15YPP). Электродов в ней всего два — боковой да центральный, зато на них нанесены невыгорающие платиновые контакты. Да и сами электроды непривычно узкие — по мнению разработчиков, это улучшает распространение фонтана пламени. Служит такая свеча аж 90 тыс. км! Верится с трудом, но каталог фирмы — это ведь документ.

А теперь — о грустном. «Наикрутейшая» свеча фирмы Brisk Premium большинству россиян пока ни к чему. Изделие с непривычно выступающим центральным изолятором и кольцевым боковым электродом не имеет аналогов в мире, однако модификация для «самар» и «волг» пока что «в списке не значится». Среди новых «премиумов» есть и так называемые многоискровые свечи! Изделие ZC/ZS на каждый сигнал с коммутатора реагирует «троекратным салютом» — сначала с центрального электрода на первую проводящую ступеньку, расположенную поверх изолятора, затем — на вторую ступеньку и уж только затем — на корпус свечи! Понятно, что на самом деле это один и тот же разряд, разнесенный в пространстве. Любители поэкспериментировать могут самостоятельно подобрать ближайшую подходящую свечу из фирменного каталога — на свой страх и риск...

Вообще говоря, предприятие делает не только свечи зажигания: давно освоены свечи накаливания для дизелей, изделия из технической керамики, различные датчики и т. п. Однако вернемся к близкой нам «Самаре». Кстати, свечи «Бриск» идут не только на АвтоВАЗ — в списке потребителей «Фольксваген», «Дэу», «Шкода» и др. Еще любопытнее, что, кроме основного завода в Таборе, свечи «Бриск» выпускают и на дочернем предприятии в Озерске Калининградской области. Сырье — в основном чешское, технология и оборудование — тоже, зато изделия —...российские!

Что касается места свечей «Бриск» в российской табели о рангах, то постараемся избежать полярных оценок — время покажет. Всех обладателей подобной продукции, особенно классов «платин», «экстра» и «премиум», просим поделиться впечатлениями от опыта реальной эксплуатации. А мы, со своей стороны, по-прежнему будем испытывать, проверять и исследовать. Не за горами третья серия экспертизы «Колдовство при свечах»...

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров8297
Оцените материал
0:0
Загрузка...