Время = деньги

ВРЕМЯ = ДЕНЬГИ

РЫНОК

/КАЛЬКУЛЯТОР

ВРЕМЯ = ДЕНЬГИ

ЧТО ВЫГОДНЕЕ:

ОПЛАЧИВАТЬ РЕМОНТ ИЛИ ЧИНИТЬ МАШИНУ САМОМУ?

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

РИСУНОК / ЕЛЕНА БАИРОВА

На этот раз калькулятор прикинул, во сколько обойдется "нормо-час" автолюбителю, решившему заняться ремонтом своего автомобиля в свободное от основной работы время. Но прежде чем стучать по кнопкам калькулятора, оговорим условия задачи, в коих пребывает большинство российских автовладельцев.

Обычно чинят машину около дома или в непосредственной близости - на стоянке, в гараже. Не все боксы могут похвастать ямами, да и гаражные кооперативы не всегда располагают эстакадой для ремонта. Если без нее не обойтись, за комфорт при работе под машиной придется доплачивать от 10 до 50 рублей - такса везде разная, хотя время часто не ограничено.

Из орудий труда - набор ключей, головок и другой инструмент - например, пассатижи, отвертки, молоток. Хитрые съемники, электроприборы, умные средства для диагностики вряд ли найдутся у непрофессиональных ремонтников. Тем не менее, иногда требуется и специнструмент. В общем, возможны дополнительные траты в размере от 15 рублей за шестигранный ключ до нескольких сотен за полезное устройство или незаменимый съемник.

ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

Не важно, чините ли вы автомобиль самостоятельно или на станции техобслуживания - в любом случае теряете время и деньги. До места ремонта нужно доехать. Подсчитайте километры до сервисной станции или гаражной эстакады и занесите в список расходов эквивалентные часы и рубли. Одна из главных статей расходов - покупка запчастей. Если поручите мастерам, сэкономите время, но потеряете деньги: детали со склада автомастерской оказываются примерно в 1,5-2 раза дороже, чем из магазина. С этой "накруткой" приходится мириться тем, кто не разбирается в подделках или бракованных деталях.

Наш электронный помощник рассчитал стоимость некоторых работ. Непростые и трудоемкие операции оставим за рамками этого обзора, реанимация сложных агрегатов и систем (например, двигателя, коробки передач, электроники) - удел специалистов: если им не доверять, экономия может обернуться дополнительными расходами.

Для расчетов калькулятор взял наиболее распространенные отечественные автомобили. Стоимость обслуживания машины - от "Оки" до "Волги", включая расходные материалы, приведена в табл. 1 (расценки - средние по Москве). Но даже в столице на соседних станциях цена услуг может отличаться вдвое, поэтому всегда делайте поправку на свой регион с учетом уровня сервиса. В табл. 2 даны цены на запчасти - так называемые родные (такие же детали устанавливают на конвейере) или соответствующие им по качеству и стоимости.

Но это все теория - калькулятор настоял на показательном жизненном примере. Он подсчитал время и деньги, которые потратили на ремонт владельцы двух "десяток". Машины - одинаковые по возрасту и пробегу, хозяева - люди аккуратные, регулярно обслуживают и ремонтируют свои автомобили. Только один все заботы перекладывает на сервисную станцию, а другой по возможности все делает своими силами (пользуясь нашей одноименной рубрикой). Итак, представим их: первый автолюбитель - по профессии, скажем, врач в частной клинике, второй, допустим, прораб в небольшой строительной фирме.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Сколько часов и рублей потратили автолюбители на каждой операции, видно на диаграмме. Нам остается пройтись по всем пунктам и пояснить цифры на графиках - затраты времени и денег за 20 тыс. км. Чтобы упростить комментарий, опустим общие для обоих владельцев траты на запчасти и расходные материалы (рубли) и на разъезды (часы).

Точка отсчета: на одометрах "десяток" пробег перевалил за 45 тыс. км - срок очередного ТО. Врач отправился на станцию сервиса, где, изложив причину своего визита, отдал ключи и уточнил время, когда приехать за автомобилем.

Прораб поначалу отправился в магазин "Автозапчасти". Купив масло и фильтр, он не стал искать эстакаду, а поменял смазку во дворе, приподняв передок автомобиля. Слив "отработку" в припасенную канистру и заправив мотор свежим маслом, расчертил стенку трансформаторной будки и вечером отрегулировал фары. А на следующее утро строитель обратился к профессионалам, чтобы выставить углы установки колес - все-таки "сход-развал" разумно делать на сервисной станции.

Через некоторое время "десятки" опять потребовали к себе внимания: износились тормозные колодки. По ходу ремонта на обеих машинах поменяли и подтекающие задние цилиндры.

При очередном плановом обслуживании (60 тыс. км пробега) врач силами сервисной станции поменял масло, воздушный и топливный фильтры, отрегулировал зазоры в газораспределительном механизме. Прораб опять обошелся своими силами, правда, в этот раз загнал машину на эстакаду - уж больно несподручно менять фильтр тонкой очистки топлива на земле. За предоставленные удобства заплатил сторожу стоянки 30 рублей. Чтобы отрегулировать клапаны, купил за 250 рублей приспособление. Кроме того, пришлось опять терять драгоценное время, приобретая в магазине необходимые регулировочные шайбы.

Солидный пробег серьезно потрепал покрышки, и хозяева отправились на рынок. Врач, поглядывая на часы, решил немного переплатить и собрать колеса в будке "Шиномонтаж" прямо на территории рынка. Здесь же он попросил и установить колеса на машину, конечно, за дополнительную плату. Прораб отказался от недешевых услуг и сложил смонтированные колеса в багажник и салон, чтобы потом в охотку покрутить "баллонник" самому.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

На этом калькулятор прервал свои выкладки - того, что есть, достаточно, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в начало статьи. Итак, сколько времени и денег в результате потратили наши автолюбители? Строитель "угрохал" на машину 12,5 часа против докторских 1490 рублей. Получается, что нормо-час нашего ремонтника-любителя стоит 119,2 рубля. Другими словами, это сумма, которую он "зарабатывает" (на самом деле, экономит, конечно), ремонтируя собственный автомобиль.

Вопрос далеко не корректный, но все-таки интересно: сколько наш прораб получает на основной работе? Если за час ему платят меньше 119,2 рубля (или примерно 23 тыс. руб. в месяц), выходит, он экономит, ремонтируя автомобиль своими силами. Если его зарплата выше или ремонт сложен и отнимет очень много времени, дешевле довериться профессионалам, которые зарабатывают на жизнь ремонтом машин. И высвободившиеся часы посвятить строящемуся объекту. Ведь сдав его в срок, он заработает больше, нежели сэкономит, лежа под своей "десяткой".

Впрочем, это пример скорее не про строителя, а его начальника...

А сколько стоит час вашего рабочего времени? И дороги ли услуги ремонтников в вашем регионе? Прикиньте, может, и вам невыгодно чинить автомобиль самому. Правда, многим врачам, прорабам, юристам, журналистам просто нравится в свой законный выходной покрутить гайки. Но затраты на хобби логике не поддаются, и калькулятор их считать не обучен...

Обслуживание и ремонт автомобилей VAZ 21102 : 1 - замена масла; 2 - регулировка фар; 3 - замена передних тормозных колодок; 4 - замена задних тормозных цилиндров; 5 - замена задних тормозных колодок; 6 - прокачка тормозной системы; 7 - регулировка ручника; 8 - замена масла; 9 - замена воздушного и топливного фильтров; 10 - регулировка зазоров ГРМ; 11 - установка колес.

Подпишитесь на «За рулем» в