ЖАРКОЕ ЛЕТО 2002-го

ЖАРКОЕ ЛЕТО 2002-го

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/НАШЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

ЖАРКОЕ ЛЕТО 2002-го

РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН:

ПОЧЕМУ И ДО КАКОГО ПРЕДЕЛА?

ТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ

В эти летние дни ценники на заправках обновлялись с невиданной быстротой. А ведь повышение ожидалось только с 1 января 2003-го, когда вступят в действие новые акцизы на моторное топливо. Что же происходит и чего ждать дальше? С этими вопросами корреспондент ЗР обратился к самым разным людям...

Водитель (микроавтобус "Газель" из Тольятти, госномер у391оу).

- Безобразие! - сказал в сердцах Владимир Андреевич. - Ложишься спать и не знаешь, какие завтра будут цены. Одно известно - что выше!..

Ему за шестьдесят. Повышение считает необоснованным - "просто российским компаниям надо обогащаться". Что это за компании и кто их возглавляет, не вникал. Зато хорошо понимает, что подорожание бензина и солярки ударит по каждому - от пассажира маршрутного такси, которому придется больше платить за проезд, до бабули, покупающей молоко, - оно ведь в магазин не по трубе течет, шоферы возят...

Компания "ЛУКОЙЛ",

руководитель пресс-службы ДМИТРИЙ ДОЛГОВ.

НАША СПРАВКА. "ЛУКОЙЛ" - лидер по объемам добычи и переработки нефти в стране. Его доля добычи в 2001 году составила 22,5% от общероссийской. Имеет 3544 АЗС.

Дмитрий Долгов объяснил нам, что в неконтролируемом росте цен во многом виноваты мелкие сети АЗС, на долю которых приходится не менее 80% розничного рынка. Они - основные игроки на этом рынке, перепродавцы бензина. Что касается оптовых цен, то они полтора-два года стояли на месте и даже порой снижались. Но за это время выросли тарифы на перевозку по железной дороге и на электричество, в результате чего рентабельность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) резко упала. "Мы не можем работать себе в убыток - пришлось поднять оптовые цены. Это объективный экономический процесс".

В качестве одной из причин, спровоцировавших рост розничных цен, Дмитрий назвал попытку брать с АЗС так называемый вмененный налог. Это значит - фиксированную сумму с каждого "пистолета", не зависящую от объема реализации. Идея напугала "королей бензоколонок", что тоже повлияло в ряде регионов на розничные цены. И все же главный психологический фактор - ожидание новых акцизов. Да, их введут только с нового года, но в подобных случаях торговля обычно играет на опережение...

Рост цен, однако, не может продолжаться до бесконечности. Существует платежеспособный спрос, и если у производителя перестанут покупать горючее, он будет вынужден работать себе в убыток, поскольку "технологический процесс у нас непрерывный, а на экспорт все не загонишь". (Тут вспомнилась старая добрая песня "Если бы парни всей земли" и подумалось: вот было б здорово, если бы водители - по крайней мере, миллионы автолюбителей - отказались от поездок хотя бы на месяц. Цены бы снизились! И пусть нас не обвиняют в подстрекательстве - такая акция, увы, нереальна... - Л. С.)

Что будет дальше? Цены моторного топлива уже стабилизируются, а осенью даже будет заметна тенденция к некоторому их снижению (по словам главы "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова - в пределах 10%).

Запомним этот утешительный прогноз, мы к нему еще вернемся. А пока отметим, что утверждение, будто крупным компаниям принадлежит не более 20% розничного рынка, требует поправки. Один лишь "ЛУКОЙЛ", по данным "Росбизнесконсалтинга", продал в 2001 году через сеть своих АЗС 23% от всего объема реализации нефтепродуктов в России.

Тюменская нефтяная компания, департамент по связям с общественностью.

НАША СПРАВКА. ТНК - лидер по темпам роста нефтедобычи: в 2001 году добыто на 56% больше, чем в предыдущем. Доля ТНК в общероссийской добыче возросла до 11,7%, число собственных АЗС увеличилось за год вчетверо - до 1009.

Сотрудник департамента, просивший его не называть, сказал нам, что главный фактор повышения цен - отмена временных ограничений на экспорт нефти, которые Россия взяла на себя добровольно по договоренности с ОПЕК (организацией стран-производителей и экспортеров). Возникшее затоваривание "перегревало" внутренний рынок и не давало расти ценам. Сейчас ограничения сняты, экспорт восстановился в прежнем объеме и затоваривания больше нет.

Свою роль в подорожании моторного топлива сыграли посевные работы (напомним, цены начали расти в апреле) и летний сезон, когда спрос на бензин неизменно повышается. Кроме того, на многих НПЗ летом профилактика, что снижает выпуск нефтепродуктов, а стало быть, и их предложение на рынке. Вероятно, подтолкнуло рост цен и ожидание новых акцизов.

И все же, по мнению представителя департамента, утверждение, что топливо резко подорожало, некорректно. Нынешние цены надо сравнивать не с зимними, как все это делают, а с ценами лета прошлого года. И тогда окажется, что их рост лежит в рамках инфляции, которая составила за год примерно 15%.

Прогноз? Дальнейшего скачка цен, надо полагать, не будет - "выше платежеспособного спроса все равно не прыгнешь"...

Министерство энергетики РФ, начальник департамента оперативного регулирования снабжения экономики и населения энергоресурсами ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВ.

Затоваривание на оптовом рынке нефти и нефтепродуктов действительно имело место. Зимой цены упали почти вдвое. Но договоренность России с ОПЕК сыграла здесь незначительную роль - это сократило экспорт не более чем на 1,5%. Главная причина затоваривания - кризис мировой экономики, во многом вызванный событиями в США 11 сентября. Спрос на нефть в мире замер, у России не стало нефтедолларов, а рубли у нас обеспечены ими - просто денежные бумажки Центробанк теперь не печатает. Нехватка рублей ведет к замораживанию и задержкам зарплаты (особенно в бюджетных отраслях), а это, в свою очередь, снижает внутренний спрос на нефтепродукты. Такая вот механика... Поэтому сравнивать сегодняшние цены с зимними некорректно.

Сейчас отпускные цены по всем НПЗ успокоились. То же самое и в рознице. Осенью в связи с уборочной кампанией традиционно происходит всплеск спроса на дизтопливо. Но его выработано больше, чем за тот же период 2001 года, а урожай ожидается не выше прошлогоднего, так что не видно причины для осеннего ценового скачка. Другое дело - бензин. Здесь трудно ручаться, что цена осенью останется неизменной и уж тем более снизится. Дело в том, что производство бензина в стране пока несколько отстает от прошлогоднего (на 2%). Но все же рост цен маловероятен, поскольку спрос на бензин после сезона отпусков идет на убыль.

А не подпрыгнут ли цены на горючее еще раз с 1 января, когда начнут действовать новые ставки акцизов? Владимир Иванович уверен, что этого не произойдет: зима - самое неподходящее время для повышения, да и платежеспособный спрос небезграничен.

К сожалению, его прогноз на более отдаленную перспективу не назовешь оптимистичным.

- В Польше литр "95-го" бензина стоит полдоллара, дальше на Запад - от 80 центов до 1 доллара, - сказал Кириллов. - Наверное, и мы к этому придем. Важно знать, что в Европе доля налогов в цене бензина 75-80%, у нас же эта налоговая составляющая пока чуть больше 20%. Правительство старается по возможности ее сдерживать, оно все делает, чтобы цены внутреннего рынка были ниже мировых, и пока это удается. Но идут переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию, а одно из основных требований ВТО - выравнивание внутренних цен на энергоресурсы с мировыми! Это касается не только нефтепродуктов: сейчас цена газа со всеми налогами у нас около 20 долларов за 1000 мз, а в Европе - порядка 200 долларов; киловатт-час электроэнергии стоит у нас 1,8 цента, а в Европе - 6-8 центов... (Здесь читатель наверняка подумает: хорошо бы, для начала наши граждане зарабатывали, как в Европе! Согласен. Но это все же другая тема. - Л. С.)

Перспектива перспективой, но предпринимает ли что-то правительство, чтобы вернуть цены в привычное русло? Из ответа г-на Кириллова видно, что нет. Оно, как было отмечено, сдерживает их стратегически, держа в узде налоговую составляющую. А еще правительство установило для экспортеров такие вывозные пошлины и транспортные тарифы, которые стимулируют их продавать горючее на внутреннем рынке. Хоть здесь покупатель платит им меньше, чем за границей, чистая прибыль в итоге получается выше.

Что ж, правительству можно посочувствовать, у него противоречивая задача. С одной стороны, оно создает условия, чтобы нефть и нефтепродукты оставались внутри страны, а с другой - ему необходима валютная выручка - главный источник пополнения бюджета. Борьба этих противоположностей находит наглядное отражение в ценниках автозаправок...

Государственная Дума, зам. председателя бюджетного комитета С. ШТОГРИН.

Сергей Иванович любезно уделил нам время, хоть накануне почти не спал: бюджетный комитет проголосовал за изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ в 2 часа ночи (соответствующий законопроект принимался Госдумой во втором, решающем чтении). Вышло так, что мы узнали новые ставки акцизов раньше даже Министерства энергетики - жаль только, что ежемесячный журнал не может сообщить их сразу...

Вот таблица, предоставленная нам С. Штогриным.

Последняя строка нас озадачила: какой смысл включать продукт в таблицу, если акциз с него не взимается? Оказывается, смысл есть!

- Министерство по налогам и сборам, - рассказывает Штогрин, - проверило год назад восемь регионов, чтобы узнать, действительно ли прямогонный бензин идет на нужды нефтехимии, как ему положено. И выяснилось, что из 953 тыс. тонн, выпущенных НПЗ, примерно 86% ушло не по назначению, в том числе 385 тыс. тонн было куплено фирмами-"однодневками". Весь этот бензин, по моему твердому убеждению, попал на заправки и сожжен в моторах автомобилей... (Естественно, его довели до мнимой кондиции с помощью тетраэтилсвинца и т. п., но вряд ли надо объяснять нашим читателям, насколько такой "самоварный" продукт вреден и для двигателя, и для здоровья. - Л. С.)

- Налоговики, - продолжил Штогрин, - даже не имеют права спрашивать производителя, куда и почему он отгрузил продукцию, если она не подакцизная. Так вот, теперь прямогонный бензин является подакцизным, пусть и с нулевой ставкой, и попадает под более жесткий контроль МНС.

А чтобы нефтебазам было невыгодно покупать бензин фальсификаторов, бюджетный комитет выступил с инициативой переложить уплату акциза с заводов-производителей на звено реализации. Это должно снизить оптовую цену и, значит, лишить "самоварный" бензин единственного достоинства - сравнительной дешевизны...

Еще два водителя (микроавтобус "Газель" из Пензы, госномер а962ме).

- Цены - это важно, но мы скажем шире! По Конституции недра земли принадлежат народу, правильно? Так почему нефть присвоили господа олигархи?

Как говорится, хороший вопрос. Мы ни в коей мере не хотим "будить ярость масс" - последствия слишком хорошо известны. А все же ответ хотелось бы получить. Только от кого?

И еще. Под впечатлением роста цен многие подозревают нефтяные компании в сговоре. Думается, трудно назвать сговором совместное использование ими конъюнктуры рынка. Кто в большом бизнесе упустит легальную прибыль, которая сама плывет в руки, даже если бабуля не сможет купить потом молока?

Подпишитесь на «За рулем» в