ВАЗ-21093i

ВАЗ-21093i

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/АВТОПАРК ЗР

VAZ 21093i

МОДЕЛЬ / VAZ 21093

ИЗГОТОВИТЕЛЬ / АВТОВАЗ

ГОД ВЫПУСКА / 2000

В ЭКСПЛУАТАЦИИ "ЗА РУЛЕМ" /

С ФЕВРАЛЯ 2001

ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА /

38 ТЫС. КМ

ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ /

ЗР, 2001, № 8

ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ

Этот железный конь оказался очень норовистым. И несмотря на зрелый уже возраст, не устает взбрыкивать.

К двадцатой тысяче вполнакала зажглась контрольная лампа зарядки. Измерили напряжение на клеммах аккумулятора: 12 В без нагрузки и 10,5 при включенных потребителях. Картина ясная - "накрылся" генератор. Чтобы определить точнее, его сняли с автомобиля и прозвонили с пристрастием. Оказалось, пробит диод. Объяснения столь малому сроку службы мы не нашли. Короче говоря - брак. Отыскать нужный элемент в продаже не удалось - купили целый диодный блок за 210 рублей. Все пришло в норму, но ненадолго. На следующий день, видимо, из солидарности к коллеге "сдох" регулятор напряжения. Дефект вовремя обнаружили по едкому запаху электролита, исходившему от кипящего аккумулятора. За новое реле выложили еще восемьдесят.

А через тысячу километров рассыпалась коробка передач. Ну не совсем, а синхронизатор второй передачи. Он и на новой-то машине работал кое-как (впрочем, это характерно для всех "самар" и "десяток"!), а тут пришлось поработать рычагом порезче - вот и захромал механизм. Когда треск при включении стал невыносим, пришлось коробку снимать и разбирать. Заменили шестерню второй передачи и муфту с синхронизатором в сборе.

Удовольствие обошлось в 900 рублей, не считая, разумеется, работы. Заодно поменяли изрядно потрепанный диск сцепления (300 руб.). Такой мизерный пробег для "самар" не редкость. А причина, на наш взгляд, вот в чем. Как известно, ведомый диск сцепления трудится в объятиях двух других - ведущего (часть поверхности маховика) и нажимного (элемент "корзины"). Оба они вращаются заодно с коленчатым валом. Ведомый же крутится вокруг своей оси - первичного вала КП. Если эти оси не совпадают, ведомый диск будет постоянно ерзать, стирая накладки и ломая демпферные пружины.

В "Жигулях" консольный первичный вал центрируется по опорному подшипнику в торце коленвала. И накладки живут долго, тысяч 80-100. У "Самары" этот вал жестко установлен в картере коробки передач на двух подшипниках. В этой конструкции физической связи между осями нет. Виртуальная же требует высокой точности изготовления деталей. Достигается она, видимо, не всегда. В результате везунчики служат ту же сотню тысяч, а остальная масса едва доживает до 30-40. Пришлось списать и внутренний ШРУС левого колеса. Да-да, тот самый, что двадцать тысяч назад сменили по гарантии. На сей раз причиной аварийного износа стал треснувший на сгибе чехол. Подобную мелочевку сегодня гонят все кому не лень. Наш оказался не из фирменных. Прореху вовремя не обнаружили, и вода с пылью быстренько укатали шарнир. О переборке не могло быть и речи - детали давно превратились в грязный ком. А наша касса оскудела еще на 1250 рубликов.

При пробеге 30600 км провели очередное плановое ТО. Расходные материалы (отечественное синтетическое масло "Квалитет" 5W40, фильтры "Манн" и "Бош") обошлись в 1040 рублей. При проверке ГРМ выяснилось, что 4-й, 5-й и 7-й клапаны требуют регулировки - велик зазор. Странно, ведь на слух все казалось в порядке. Как после этого не доверять заводской инструкции! Сливая масло, обнаружили неисправный датчик уровня - обломилась клемма. Пользуясь случаем, прикрутили новый, благо он стоит копейки (180 руб. по автомобильным меркам - ерунда).

Тогда же в соответствии с сервисной книжкой заменили тормозную жидкость (ВР DОТ-4 - 360 руб.). Не знаем как насчет точки кипения, но на вид старая оказалась мутновата.

Две тысячи ездили без забот, пока не задурил стартер. На поворот ключа он стал отзываться сухим щелчком, отказываясь вращать двигатель. Пустить мотор удавалось только с пятой-шестой попытки. Оказалось, что окислились медные контакты втягивающего реле. Похоже, это результат воздействия новейших антигололедных препаратов. Этакая мина замедленного действия - ведь закладывают ее зимой, а эффект проявляется лишь через три-четыре месяца - к лету. Чтобы избежать подобных неприятностей, решили впредь по весне тщательно мыть силовой агрегат и всю ходовую.

К тридцати восьми тысячам перестали гореть левые "габариты", лампы освещения комбинации приборов и подсветки номерного знака. Первым делом заменили соответствующий предохранитель (7,5 А). Новый почему-то оказался выносливее предыдущего: он не перегорел, зато через минуту салон наполнился клубами сизого дыма. Соседи по гаражу, почуяв угрозу, быстро собрались к месту происшествия. Прибежал даже запыхавшийся владелец "шестисотого", прижимая к кобуре дорогой импортный огнетушитель. К счастью, помощь не понадобилась. От пожара спасла молниеносная реакция водителя, мигом вырвавшего из гнезда "вечную" перемычку.

Поиски привели к приборному щитку. Бывалые слесари не поверили своим глазам: свинью подложили... еще на заводе! Соединительные винты платы не попали в отверстия контактных дорожек. В итоге плюс с минусом оказались в опасной близости. Чуда не произошло - разноименные полюса встретились. Тепло короткого замыкания не смог рассеять и балластный резистор... Щиток - штука дорогая (1700 рублей). Недолго думая, выгоревшую "печать" заменили проводами, особо тщательно заизолировав все соединения. И ничего - работает.

Тогда же любопытства ради смонтировали датчик дождя. Но насладиться "интеллектуальной собственностью" не успели - сгорел управляющий клапан насоса омывателя. Купить новый оказалось нелегко. Ищем...

В общем, расслабиться автомобиль не дает. Поводов ждать дальнейших сюрпризов предостаточно. Плохо тянет левый электростеклоподъемник (незадолго до этого солидную конструкцию приобрели в торговом доме "Уралавтооборудование"), все сильнее плавают обороты холостого хода...

Единственная отрада - скромный аппетит. Если верить показаниям маршрутного компьютера, автомобиль потребляет 7,8 л на "сотню" в городе и 5,8 л - на шоссе.

Халтурная сборка - причина пожара.

Обуглившийся "балластник".

Электростеклоподъемник (вверху) - конструкция солидная.

Неисправный датчик уровня масла.

ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ

VAZ 2109, руб. (0-38 000 км)

Моторное масло SAE 5W40 (20 л) 2800

Фильтр масляный (4х120) 480

Фильтр воздушный (4х180) 720

Фильтр топливный 220

Антикор (включая установку подкрылков, брызговиков, защиты картера) 4220

Магнитола 1950

Динамики 3300

Маслонасос 250

Диодный мост 210

Регулятор напряжения 80

Запчасти КП 1200

ШРУС 1250

Датчик уровня масла 180

Тормозная жидкость DOT-4 360

Маршрутный компьютер 3100

Электростеклоподъемники 2100

Датчик дождя 2500

Бензин 24 960

ИТОГО 49880

Подпишитесь на «За рулем» в