Ключ на старт!

КЛЮЧ НА СТАРТ!

ТЕХНИКА

Новинки

ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ

КЛЮЧ НА СТАРТ!

С этого начинается поездка на автомобиле. Но, может быть, вскоре такое положение ключа зажигания исчезнет (а если останется, то лишь по соображениям безопасности). Вероятно, уйдет в прошлое и стартер - не только в виде жужжащего приставного электромотора, но и в качестве бесшумного стартер-генератора, совмещенного с маховиком. На симпозиуме двигателистов в Вене большой интерес вызвал доклад инженера фирмы "Бош" Юргена Герхардта о двигателе внутреннего сгорания, не требующем раскрутки для пуска.

Идея "Директ-старта" пришла с развитием технологии непосредственного впрыска топлива в цилиндры. В многоцилиндровых двигателях ("много-" в данном случае начинается с четырех) один из поршней обязательно останавливается на участке рабочего хода - после ВМТ при закрытых клапанах. Значит, если с помощью датчика определить этот цилиндр, впрыснуть в него небольшую порцию топлива, соответствующую объему воздуха, и подать искру, произойдет вспышка и двигатель оживет. В следующем по порядку цилиндре условия воспламенения будут уже лучше, и мотор быстро выйдет на рабочий режим.

Конечно, система управления существенно усложняется, но в основном за счет программного обеспечения: надо ведь запомнить, в каком именно положении остановился мотор, рассчитать пусковую порцию топлива... Зато отсутствие такого тяжелого и прожорливого устройства, как стартер, - немалая экономия. Да и аккумуляторная батарея понадобится гораздо меньшей емкости.

Испытания "Директ-старта" показали, что субъективно водитель весьма положительно воспринимает практически бесшумный переход от выключенного состояния к холостому ходу. Только бы пуск был надежным. Проблема, как оказалось, не в низких температурах - как раз холодный мотор пускался хорошо. Хуже с горячим, но разработчики уверены, что сумеют найти решение. И тогда после команды "Зажигание!" можно будет сразу сказать: "Поехали!".

В данном случае роль стартера взял на себя второй цилиндр:

1 - ЭСУД (электронная система управления двигателем); 2 - форсунка; 3 - свеча; 4 - впускной клапан; 5 - выпускной клапан.

Подпишитесь на «За рулем» в