Ударными темпами

УДАРНЫМИ ТЕМПАМИ

ЕСТЬ ПРОРОКИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ!

В качестве такового в нашем автопроме выступает, естественно, АвтоВАЗ. Когда все, кто может, собираются в отпуск, и помыслы их направлены на отработку маршрута "дом - берег теплого моря", тольяттинцы проявили инициативу: с 10 июня, уже в третий раз за текущий год, ввели новые отпускные цены для своих дилеров. Естественно, корректировка шла в сторону повышения. В среднем машины для них стали дороже примерно на 2%. "Пятерки", "семерки" и "нивы" - на 500 рублей, "четверки" - на 1500 руб., а модели семейства "Самара" вырастают в цене на 3500 руб. Еще больше дорожают "одиннадцатые", "четырнадцатые" и "пятнадцатые" - на 4000 руб., а цены на "десятку" и "двенадцатую" подняли на 4,5 тыс. руб.

Сейчас средневзвешенные цены в Москве на "классику" - от 111 тыс. руб. (3600 долл.) до 135 тыс. руб. (4420 долл.), на автомобили семейств "Самара" и "Самара-2" - от 165 тыс. руб. (5,4 тыс. дол.) до 194 тыс. руб. (6350 долл.), а вот "десятое" семейство оценивается дилерами уже от 195 тыс. руб. (6380 долл.) до 225 тыс. руб. (7360 долл.).

В Тольятти говорят, что росту стоимости автомобилей в рублях поспособствовало... снижение курса доллара и что Волжский автозавод сейчас всего лишь "догоняет" рынок, а не опережает его. И вообще, по заявлению представителей АО "АвтоВАЗ", повышение цен на автомобили "соответствует утвержденной на заводе программе ценообразования, цель которой обеспечить экономическую эффективность производства". В переводе на русский это означает, что цены изменяются в зависимости от спроса, а он в последнее время на вазовские автомобили стабильно высокий. Например, в конце июня в салонах "Автомира" - одной из ведущих столичных компаний по продаже автомобилей ВАЗа - можно было услышать, что завод поставляет автомобили с месячной (!) задержкой от плана, и все они расходятся буквально "с колес". Причем стабильный спрос практически есть на все модели, особенно - на семейство "Самара" и "классику". Во многом это связано с прошлогодним повышением пошлин на ввозимые в Россию иномарки старше 7 лет - именно эта категория автомобилей была главным конкурентом ВАЗа. Тогда, в прошлом году, казалось, что "семилеток" навезли в страну немерено, но запасы, видимо, подошли к концу и наступил "час ВАЗа".

Маркетологи из Тольятти дождались, что российскому потребителю деться некуда: новая иномарка или 3-7-летняя, пригнанная из-за границы, по карману далеко не каждому. К тому же новые тоже дорожают - и не только в России, но и в Европе, что связано с ростом курса евро. Тянутся за ними и цены на иномарки подержанные, тем паче, что европейские продавцы, наслышанные о предполагаемом (теперь уже случившемся) повышении таможенных пошлин на "трехлетки", тут же спешат набросить несколько сот евро сверху.

Между тем, "запас прочности" далеко не вечен - цена новой "двенадцатой", к примеру, уже вплотную приблизилась к стоимости дешевых иномарок отечественной сборки (" Хёндэ Акцент", " КИА Рио") и, если дело так пойдет дальше, наш потребитель может повести себя непатриотично. Тем более, что показатели роста цен на продукцию АвтоВАЗа за полгода уже превысили аналогичные за весь прошлый год.

Свою лепту вносят и дилеры: если отпускная стоимость вазовских малолитражек в этом году изменилась на 7%, то рыночная выросла уже почти на 20%. В мае розничные цены поднялись на 3,2%, а в марте и апреле еще выше. С начала 2003 года розничные цены на "классику" и "самары" выросли в среднем на 27%, на "нивы" - почти на 30%. Скажем, "десятка" в Москве, стоившая в начале года 5,6 тыс. долл., за пять месяцев подорожала в среднем на 1000 долл.

И все же в ближайшие месяцы новых скачков цен, видимо, не будет. По мнению сотрудников того же "Автомира", розничные цены на рост заводских если и отреагируют, то весьма незначительно: "Цена автомобилей вряд ли вырастет больше чем на 2% - они и без того подорожали в этом году достаточно".

АвтоВАЗ в 2003 году планирует произвести 710 тыс. автомобилей - на 20 тыс. больше, чем предусматривалось ранее. Об этом сообщил вице-президент АО по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей Владимир Кучай. По его словам, увеличение производственного плана связано с "благоприятной для автозавода ситуацией на рынке - автомобили ВАЗ в последние месяцы пользуются устойчивым спросом. Однако эти показатели неокончательные, так как предприятие будет работать в этом году в зависимости от спроса на его продукцию на рынке". Кроме того, в 2003 году планируется экспортировать 90 тыс. автомобилей в 37 стран мира. Что же, остается только порадоваться за нашего лидера...

"НИВА" УХОДИТ И НЕ УХОДИТ

В марте 2003 года, как и обещали, на АвтоВАЗе начали сокращать производство автомобилей VAZ 21214. По соглашению с "Джи-Эм" к 2006 году производство "обычных" "нив" в Тольятти должно прекратиться. Но запланированный на май переход на односменную работу цеха по производству автомобиля "Нива" был отложен: руководство предприятия получило массу просьб продолжить выпуск. Тем не менее сокращение производства идет, и на односменный режим планируют перейти в середине лета. Сегодня со сборочного конвейера ежесуточно сходит 168 "нив" (в прошлом году 260); в таком же режиме будет организована работа в 2004 и 2005 годах. Цены на VAZ 21214 наконец-то стабилизировались. В конце июня в Тольятти "Ниву" можно было приобрести в среднем за 157 тыс. руб., в Москве за нее просят больше - 169 тысяч.

Что продолжает радовать - так это маленькая "Ока". Она хоть и дорожает, но пропорционально своим размерам - за год всего на 200 долл. И "оды" тоже ведут себя вполне прилично - за год стоимость базовой модели Izh 2126 с вазовским двигателем 1,6 л выросла всего на 300 долл., поэтому машины из Ижевска расходятся неплохо, особенно в Поволжье. За первые четыре месяца 2003 года "Ижмаш" увеличил объем производства на 16,3% по сравнению с таким же периодом 2002 году - до 28 тыс. автомобилей. Половина из них приходится на модели ВАЗ, остальные - Izh 2126 и Izh 2717. Сегодня в Москве "Оду" с годовой гарантией (или 25 тыс. км пробега) можно купить всего за 106 тыс. руб. - дешевле просто даром..

ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Подпишитесь на «За рулем» в