Нижегородский мультиплекс

НИЖЕГОРОДСКИЙ МУЛЬТИПЛЕКС

/НОВИНКИ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВ

НИЖЕГОРОДСКИЙ МУЛЬТИПЛЕКС

КОЛИЧЕСТВО ПРОВОДОВ В АВТОМОБИЛЕ

СОКРАТИТСЯ В НЕСКОЛЬКО РАЗ

Специалисты Нижегородского исследовательского института измерительных систем (НИИИС) и зеленоградской фирмы "Спурт" разработали мультиплексную сеть для отечественных автомобилей. Всего два провода способны заменить толстые жгуты! Подобные системы уже есть на многих иномарках (ЗР, 1999, № 9), а "Волга" из Нижнего только примеряет новинку.

Центральный управляющий блок поселился на полочке под вещевым ящиком. Он командует близлежащими устройствами (электродвигателями омывателя и стеклоочистителя, лампочками на приборной панели, реле стартера) и во-

семью исполнительными модулями. Четыре из них расположены в дверях и распоряжаются электроприводами стеклоподъемников, зеркал, замков. Остальные - под капотом и в багажнике. Они заняты освещением, звуковыми сигналами, обогревом заднего стекла и т. д. К сожалению, эта система пока не управляет двигателем, но в перспективе разработчики обещают обучить ее и этому.

От центрального блока к исполнительным модулям проложены провод питания и информационная шина, по которой "коробочки" общаются друг с другом. Приборов много, а шина одна. Каждое устройство отзывается только на свой, строго определенный сигнал. Водитель, щелкнув клавишей или тумблером, не напрямую включает нужный прибор, а сначала посылает команду на центральный блок, который передает приказ одному из исполнительных модулей. Обработав сигнал, тот включает соответствующий прибор, датчик, лампочку. Предусмотрена и обратная связь. Если уст-ройство,

которому адресован сигнал, неисправно, центральный блок немедленно выдаст информацию на дисплей.

В системе есть автоматический режим подмены. Если в дороге отказала, скажем, габаритная лампочка, то компьютер перекладывает ее обязанности на "поворотник". А вместо перегоревшего стоп-сигнала может временно поработать противотуманный фонарь.

Все больше иностранных производителей за рубежом отказывается от штатной электропроводки в пользу таких систем - прежде всего, из-за простоты монтажа. Важная особенность новинки - широкая унификация для разных моделей и модификаций.

Подпишитесь на «За рулем» в