Мытари

МЫТАРИ

ЭКОНОМИКА

/НАЛОГИ

МЫТАРИ

ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ НА АВТОМОБИЛИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

ТЕКСТ / БОРИС ХУБАЕВ

Импортные пошлины на автомобили, произведенные в странах Европейского союза, уходят по мере того, как государства Центральной и Восточной Европы готовятся к вступлению в его члены. Среди девяти кандидатов у Болгарии, Чехии, Венгрии, Латвии, Литвы, Словакии и Словении уже такие же пошлины, как и в странах Евросоюза - нулевые в торговле с его членами. У Польши и Румынии пока по 5 и 6% соответственно.

Среди стран, не планирущих пока вступление в ЕС, нулевые импортные пошлины только в Молдавии. В остальных они колеблются от 10% (Хорватия) до 30% (Белоруссия).

Ситуация для автомобилей, ввозимых не из стран-членов ЕС, складывается по-разному. Чехия, Венгрия, Польша и Румыния не взимают пошлину только при наличии двусторонних торговых соглашений. В остальных случаях она начинается с 10% и доходит до 13% (в Венгрии для автомобилей с двигателями свыше двух литров).

Уровень налогов на продажу в Центральной и Восточной Европе близок к западному: 12 стран взимают налог на добавленную стоимость в пределах 18-20%, Польша, Хорватия и Чехия - 22%, Словакия - 23% и Венгрия - 25%. В Молдавии этот налог не взимают вовсе, а берут акциз в зависимости от объема двигателя. Четырнадцать из восемнадцати стран установили дополнительные налоги на продажу или акцизы. Их величина добавляется к цене автомобиля, после чего со всей суммы взимается НДС. Эти налоги могут иметь и фиксированную величину или фиксированный процент, а могут варьироваться в зависимости от цены, рабочего объема или мощности двигателя. Так что система взимания налогов (по сути, денег из карманов автомобилистов) в странах Центральной и Восточной Европы весьма гибкая. Не взимают дополнительных налогов на продажу в Чехии, Литве, Словакии и Югославии.

Подпишитесь на «За рулем» в