Пропуск в модельный ряд

ПРОПУСК В МОДЕЛЬНЫЙ РЯД

ТЕХНИКА

/ТЮНИНГ

ПРОПУСК В МОДЕЛЬНЫЙ РЯД

"ДЕСЯТКИ" ТЮНИНГОВОЙ ФИРМЫ В КАТАЛОГЕ АВТОВАЗА

ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

Прежде чем углубиться в чтение, взгляните на фотографии. На них красный седан и синий хэтчбек. Оригинально выглядят, не правда ли? Тем примечательней, что это не штучные экземпляры, не прихоть заказчика, воплощенная одним из тюнинговых ателье. Перед нами мелкосерийные автомобили, созданные тольяттинской фирмой "Торгмаш". Они появились на свет благодаря здравой идее - предложить покупателям модификацию "гран туризмо" на базе "десятого" семейства. Такой подход коренным образом отличается от ставшего уже привычным индпошива. Тюнинг подразумевает уникальный набор сугубо индивидуальных (и не всегда оптимальных настроек), которые зачастую очень трудно воспроизвести. А вот мелкосерийная модификация должна базироваться на хорошо отработанных, проверенных решениях. Здесь важна повторяемость результатов. Кроме того, оставаясь эксклюзивным, автомобиль должен быть удобен всем. Причем в самых разнообразных условиях движения. Оценим?

ВНЕШНОСТЬЮ ПОХОЖИЕ,

РАЗНЫЕ ВНУТРИ

Не перегружая читателя техническими подробностями, упомянем главное. У седана VAZ 21103 ТМС и хэтчбека VAZ 2112 ТМС много общего. Прежде всего - единый стиль. Пластиковые накладки не только меняют внешний облик. Они спроектированы с учетом аэродинамики автомобилей, и каждая деталь выполняет определенную функцию (подробности в ЗР, 2000, № 12). Кузова отличаются от серийных нестандартным цветом, более тщательной подгонкой деталей, дополнительной шумоизоляцией, доработанными арками задних колес. Одним словом, спецкомплектация. Даже дверные ручки окрашены в соответствующий цвет, а на VAZ 2112 - еще и пластиковое "жабо" (рамка ветрового стекла). Интерьеры тоже очень похожи: есть спортивные рули, накладки на педали, иные рычаги коробок передач. Ткань сидений и обивок теперь черная со вставками в цвет кузова. Выглядит такое сочетание строго и стильно. Но основная изюминка салонов - удобные спортивные сиденья "Рекаро". Это специальное предложение фирмы для "Лады-ТМС" по очень привлекательной цене. В розницу именитые немецкие кресла обойдутся почти в два раза дороже.

А еще у машин одинаковые колеса: легкосплавные диски "Слик" с покрышками "Йокогама" 195/55R15. Несмотря на сложности с размещением в арках, размерность выбрана сознательно - профиль этих шин выше, чем у беспроблемных 185/55R15 или 195/50R15. Такие большие колеса лучше других переносят невзгоды наших разбитых дорог.

Разнятся автомобили начинкой. И там, и там шестнадцатиклапанные двигатели, но в седане - рабочим объемом 1580 смз (122 л. с.), а в хэтчбеке - 1650 смз (125 л. с.). Коробка "десятки" отличается от серийной главной парой 4,06 и измененными I и IV передачами (так называемый "12-й" ряд). У "двенадцатой" главная пара 3,9 и полностью обновленный набор шестерен ("18-й" ряд). Существенно отличаются подвески. Так, на VAZ 21103 установлены двухтрубные газонаполненные амортизаторы "Торгмаш", а на VAZ 2112 - газонаполненные однотрубные. Остальные детали шасси перечислять не будем - договорились же не погружаться с головой в технические дебри. Тормоза обеих машин - дисковые спереди и сзади, но у "двенадцатой" передние увеличенного размера.

ХАРАКТЕР БЕЗ СЮРПРИЗОВ

Прежде всего отметим, что оба автомобиля соответствуют идеологии "гран туризмо". В них есть спортивные черты, но они умело дозированы и не напрягают водителя. Особенно понравилась "двенадцатая". Добавили всего-то 70 "кубиков" рабочего объема - и совсем другой двигатель. Тяговитый и очень ровный, никаких подхватов и дерготни. Добавим сюда коробку передач с грамотно подобранными передаточными числами и получим сбалансированный силовой агрегат, который наиболее метко характеризует слово "резиновый". Ехать в пробках одно удовольствие: трогаться легко, "внатяг" - запросто, часто переключать передачи не требуется. Сцепление мягкое, педаль газа чувствительная, тормоза цепкие и понятные. Если же надо поиграть мускулами, мотор можно и крутануть. Прервать этот упругий и быстрый разгон способна лишь электронная отсечка.

А потом последуют удивленные взгляды из кабин престижных иномарок или поднятый вверх большой палец - дань уважения возможностям отечественной машины.

На фоне "двенадцатой" VAZ 21103 кажется чуть более нервным. Есть небольшой подхват, неидеальна и трансмиссия. Но это только в сравнении с "одноклубницей". Поставь рядом автомобиль любого тюнингового ателье и тут же поймешь, у какого характер надежный, а у какого взбалмошный. Еще одна характерная для продукции "Торгмаша" черта - легкое рулевое управление. Обычно у спортивных машин очень тяжелая баранка (управляемость требует жертв). Здесь же вращать ее не составляет труда. Даже хрупкая барышня не будет испытывать проблем при парковке.

Несмотря на различия в подвесках и нюансы поведения, оба автомобиля обладают ярко выраженной недостаточной поворачиваемостью (сорвать ТМС в занос очень трудно). Вот она, повторяемость результатов, подчиненная единой стратегии. Для специфичных гоночных машин такая настройка не будет оптимальной, а вот для повседневной - то, что надо. Почти во всех штатных и нештатных режимах она будет вести себя одинаково, а значит, водителю не придется бороться с неожиданными взбрыками - проще будет спрогнозировать развитие ситуации. Отметим также хорошую курсовую устойчивость седана и хэтчбека, их умение писать, как по лекалу, скоростные пологие повороты. Машины неплохо проявили себя и на проселке - подвески энергоемкие, дорожный просвет вполне достаточный, кузов не раскачивает с носа на корму. Ездовые впечатления подытожил бы так: удачное сочетание надежности и легкости управления, повседневных и спортивных качеств. Эти машины способны доставить удовольствие и новичку, и спокойному, и активному водителю.

ГДЕ И ПОЧЕМ

Ценовая политика "Торгмаша" и его столичного дилера фирмы "Оллстиль" достаточно гибкая. "Лада-ТМС" стоит от 7,5 тыс. долларов и выше, в зависимости от комплектации. Минимальный набор - механические переделки двигателя, трансмиссии, тормозной системы и т. д. без изменения внешности. Дальше дело вкуса и финансовых возможностей. Хороший ориентир - цена машин, побывавших на тесте: они "упакованы" по максимуму. VAZ 2112 обойдется покупателю в 415 тыс. руб., VAZ 21103 дешевле - 366 тысяч.

Очевидно, что подобные модификации невыгодно или невозможно собирать на конвейере автогиганта. Поэтому гибкие мелкосерийные производства имеют право на жизнь. Они вполне способны заполнять пустующие ниши, предлагая эксклюзив на базе серийных моделей. Автомобили "Торгмаша" - наглядное тому подтверждение. А об их серьезном техническом уровне говорит тот факт, что "Лада-ТМС 1,6" включена в каталог коммерческих и специальных автомобилей ВАЗа.

Двигатель седана: 1580 смз, 90 кВт/122 л. с.

Эти сиденья удобнее штатных.

Вставки в цвет кузова выглядят стильно.

Скоростной машине - спортивные ремни.

Двигатель хэтчбека: 1650 смз, 92 кВт/125 л. с.

Руль меньше стандартного, но вращать его легко.

Спойлер здесь не только для красоты.

Фирменные накладки на педали.

Подпишитесь на «За рулем» в