Сядем все!

СЯДЕМ ВСЕ!

ТЕХНИКА

самые-самые

ВМЕСТИТЕЛЬНОСТЬ

СЯДЕМ ВСЕ!

МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

Пассажирский автомобиль служит для перевозки людей. Кажется, трудно придумать более банальное утверждение. Однако, решений у этой задачи великое множество, а "ответы" порой различаются не на один порядок.

В ОДИНОЧКЕ

Суетливым утром рабочего дня американец Майк Корбин задумчиво разглядывал замерший в глухой пробке в центре Лос-Анджелеса поток машин. Приглядевшись, Майк заметил, что почти в каждой машине едут от силы двое. Ответ пришел сам собой - людям нужна одноместная машина! Так родился смелый проект трехколесного электромобиля "Сперроу", по-русски - "Воробей".

Несмотря на 15-киловаттный моторчик, приводящий посредством ремня заднее колесо, запас хода всего в 100 км, невзирая на, мягко говоря, нетипичный для американского автомобиля дизайн, находятся чудаки, выкладывающие за "Воробья" под 20 тысяч долларов! За эти деньги покупатель получает четырехлетнюю гарантию на батареи, электромотор обязан прослужить не менее 100 тысяч часов, а пластиковый кузов, считайте, и вовсе вечен.

Концепция "автомобилей-эгоистов" будоражит умы конструкторов давно. В Англии даже объединились в сообщество коллекционеры уникальной одноместной машинки "Пил" (ЗР, 2003, № 3) выпуска 1962-1965 гг., не нашедшей, правда, широкого спроса. Удобство парковки не компенсировало владельцам отсутствие задней передачи, немощь четырехсильного "двухтактника" и жуткую тесноту в "кокпите" машинки длиной 1,34 м.

Но одноместный автомобиль - далеко не всегда примитивное "бюджетное" средство передвижения. Иллюстрация тому - прототип "F300 Лайф Джет". Попытку вывести новую породу предпринял "Даймлер-Крайслер", дерзнув сочетать комфорт и безопасность "Мерседеса" с управляемостью и динамикой спорт-байка.

При помощи электронно-гидравлической системы активного управления наклоном "Лайф Джет" "ввинчивается" в виражи, пройти которые на аналогичной скорости под силу лишь на мотоцикле. Датчики отслеживают линейную скорость, ускорение, положение рулевого колеса, а компьютер выбирает оптимальный и безопасный угол наклона. Дальше, как говорится, дело техники, точнее - гидравлики.

К сожалению, остается только гадать, какие ощущения испытывает пилот, закладывая вираж на максимальной скорости под 200. Ведь четырехцилиндровый 75-киловаттный мотор от "Мерседес-Бенца" А-класса обеспечивает 800-килограммовой машине максималку 211 км/ч!

Вполне вероятно, что диковинные одноместные машинки однажды перейдут из разряда экзотики и ходовых макетов в категорию серийных. Вслед за творением "Даймлер-Крайслера" в свет вышел концептуально схожий "истребитель на колесах" голландской фирмы "Ванденбринк". Модель "Карвер" также трехколесная, но, в отличие от большинства "хромоножек", одно колесо установлено спереди. Недостаток адреналина в крови восполняет хитроумная подвеска, наклоняющая кузов относительно дороги под углом до 45°. Поговаривают, что мелкосерийное производство "Карвера" не за горами.

НЕ СОСКУЧИШЬСЯ!

Одноместные машины, конечно же, не в состоянии решить городских проблем. Надежда мегаполисов - на общественный транспорт. Тут подход меняется радикально: автобусы неуклонно растут. Сегодня конструкторы понимают: будущее - за сочлененными "гармошками". Причем моду диктует, казалось бы, неприспособленная для крупных пород тесноватая Европа.

По шведским городам раскатывает 24-метровый пятидверный "Вольво-В10М Артикьюлейтед", за одну ходку берущий на борт до 250 (!) пассажиров. Бельгийский "Ван-Хул AGG300" лишь немного не дотягивает до этого рекорда, предлагая места для 210 человек. Секрет феноменальной вместительности - в двух "вагончиках", которые тащит за собой "локомотив", оснащенный 360-сильным дизелем МАН.

Лет 50 назад "гармошки" считали бесперспективными и совершенно нежизнеспособными. Они действительно представляли опасность непредсказуемым поведением при торможении на скользкой дороге или экстренном изменении траектории. Пришлось поломать голову и над тем, как заставить состоящую из трех звеньев машину послушно двигаться назад. Эти проблемы решила хитроумная блокировка, не позволяющая автобусу "извиваться".

И все же езда в битком набитом автобусе, каким бы комфортабельным и современными он ни был, не самое большое удовольствие. Куда приятнее собрать компанию из 10-15 друзей и прыгнуть в стретч. Удлиненные версии строят на базе легковых машин и вседорожников, начиняя "змею" аудио- и видеоаппаратурой, а иногда даже... джакузи (см. ЗР, 2002, № 4). А еще здесь, как правило, бар с шампанским... В общем, и речи нет о дефиците общения, который может почувствовать владелец "эгоистичного" одноместного авто!

"Мерседес-F300 Лайф Джет" в "тренировочном полете" (вверху).

"Кокпит" F300: справа не гашетка, а рычаг коробки передач.

"Корбин-Сперроу" требует периодической трехчасовой подзарядки, за которую "съедает" около 8 кВт.ч.

Донором для стретча в умелых руках может стать практически любой автомобиль. Но лучше рамный "американец" - например, " Кадиллак Флитвуд".

Трехзвенный "Ван-Хул AGG300" - один из самых вместительных автобусов в мире.

Подпишитесь на «За рулем» в