Плесните колдовства
ТЕХНИКА
Тенденции
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО
ПЛЕСНИТЕ КОЛДОВСТВА
АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ. ФОТО: МАКСИМ САЧКОВ, AUTOBILD
КТО В АПТЕКУ, КТО ПО ДРОВА
То, что Берта Бенц покупала в аптеке для первого в мире автомобиля, сегодня трудно назвать бензином. Нынче даже в "прямогонку" добавляют различные химикаты, чтобы двигатель не "зазвенел пальцами" прямо у АЗС. Но тот древний мотор с аппетитом кушал "аптечную" смесь углеводородов. Возможно, этот факт - одна из причин того, что химики неоднократно пытались попробовать в качестве топлива нечто необычное.
В тридцатые годы прошлого века в СССР выпускали так называемые газогенераторные автомобили, которые "топили"... березовыми чурками, торфом или углем. Слово "топили" не случайно в кавычках - дрова не горели, а термически разлагались при относительно низкой температуре, превращаясь в газ, который и сгорал в цилиндрах. Необходимость выпуска автомобилей с вертикальным котлом газогенератора была вызвана не отсутствием запасов нефти, а сложностью доставки бензина в отдаленные районы страны.
Газогенераторные машины производили и в Германии: ей во время войны не хватало нефти. Там же создали синтетический бензин, на котором неплохо работали моторы на земле и в воздухе.
В некоторых странах из экономических соображений заливают в баки... спирт (или его смесь с бензином). Тут, кстати, не обошлось без СССР: именно оттуда поставляли в Бразилию самые технологически передовые установки для перегонки сахарного тростника в этанол. Понемногу балуются добавками этанола в Швеции и Ирландии, в США. Вообще, обычный двигатель допускает смешивать спирт с бензином в соотношении 5:95. Для более концентрированного "самогона" нужна специально адаптированная версия мотора.
ДИЗЕЛЬ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ?
Новый импульс пытливым умам дала дизелизация. Двигатель на солярке гораздо более всеяден, чем бензиновый. В него можно лить чуть ли не все, что горит, было бы жидким. Если топливо слишком густое, как, например, отработанный фритюрный жир, можно его предварительно нагреть. Машины с "кипятильником", работающие на практически бесплатном топливе, неоднократно строили неистовые изобретатели.
Более цивилизованный подход - промышленное производство так называемого биодизеля, по сути, рапсового масла. Побудительным мотивом стало не столько желание сэкономить деньги, сколько сберечь ископаемые ресурсы. Рапс ведь можно сеять и убирать ежегодно. К тому же, сгорая, он выделяет в атмосферу ту самую углекислоту, которую поглотил при жизни. Значит, не создается парникового эффекта - источника климатических катаклизмов последних лет.
Но против растительного масла недавно выступили "Ауди" и "Фольксваген", запретив под страхом потери заводской гарантии заправлять биодизелем новые А3 и "тураны" (значит, и "гольфы" пятого поколения). Причины запрета: на биодизеле не гарантировано выполнение норм Евро IV, к тому же масло может растворить отложения в топливной системе, образовавшиеся при работе на обычном дизтопливе, что приведет к засорению форсунок. Но, возможно, настоящая причина кроется в новой генеральной линии, объявленной главой немецкого концерна Берндтом Пишетсридером.
РЕЦЕПТЫ
ДЛЯ ВСЕЯДНЫХ
Не секрет, что экологи не успокоятся ни на Евро IV, ни на Евро V и будут требовать дальнейшего снижения выброса вредных веществ в атмосферу, пока выхлоп не станет безвредным для дыхания. Но уже сейчас сделать дизельный двигатель Евро IV немыслимо без очень сложных и дорогих нейтрализаторов.
Выход неожиданно нашли в хорошо забытом старом: помните о газогенераторных авто и синтетическом бензине? "Синфьюэл" - так назвали новое синтетическое топливо, которое уже производит компания "Шелл" в Малайзии и скоро будет выпускать концерн "Би-Пи". В отличие от традиционного дизельного топлива, в нем нет серы, отравляющей нейтрализатор. Вместо почти 3000 углеводородных составляющих, кипящих в широком диапазоне температур, от 180 до 380°С, - всего несколько. "Синфьюэл" больше похож на керосин и имеет значительно более высокое цетановое число, чем дизтопливо. Главное - новинка позволяет выполнить нормы Евро IV без нейтрализатора! Если же залить его в бак обычного современного автомобиля, европейская "тройка" автоматически превращается в "четверку". А канцерогенных смол в выхлопе нет вовсе.
У производства тоже масса преимуществ. "Синфьюэл" можно получить... из чего угодно, лишь бы горело. Например, использовать в качестве сырья природный газ. После специальной обработки он станет жидким при нормальных температурах и не потребует баллонов и газовой аппаратуры.
Есть другой способ: перегнать при температуре 1600°С, когда разложатся смолы, бензол и ароматические углеводороды, практически любую органику: ил из сточных вод, опилки, уголь, траву, старые лекарства, инсектициды, боевые отравляющие вещества... Всего не перечислить. Из получившихся элементарных "кирпичиков" в реакторе собирают длинные молекулярные цепи жидкого топлива. Чтобы разделить одно и то же синтетическое топливо по источникам его получения, придумали два термина - "Синфьюэл" (Synfuel) - "солярка" из природного газа, "Санфьюэл" (Sunfuel) - из иных источников. Этим подчеркнули: "Санфьюэл" при сжигании не добавляет углекислого газа в атмосферу. Самое же интересное, что, по словам Пишетсридера, в течение ближайшего десятилетия произойдет конвергенция бензинового двигателя с непосредственным впрыском и дизеля в некий универсальный "двуполый" (Zwittermotor - мотор-гермафродит) агрегат, работающий по новому циклу CCS (Combined Combustion System - система комбинированного горения). В нем соединены впрыск при высоком давлении, искровое зажигание, повышенная степень сжатия. Сделать это позволит именно новое топливо, установки для выработки которого должны вот-вот начать расти, как грибы.
В отличие от других проектов, этот и вправду может стать революционным: ведь при решении целого ряда насущных проблем не добавляется ни одной новой. По крайней мере, так нам кажется сегодня...
"УралЗИС-5", работающий на дровах, - чуть ли не единственный
сохранившийся экземпляр первых газогенераторных машин.
Это не фантастика - 25 "гольфов" уже колесят по Берлину
на "Синфьюэле".
Так из органики любого происхождения получается
"элементарный" газ - основа для синтеза топлива будущего в присутствии кобальтового катализатора.
Комплект для переделки "Фольксвагена" под
биодизель немудрен, а позволяет сэкономить
5 евроцентов на каждом литре топлива (слева вверху).
Хуже с фритюрным жиром: собрать его просто,
но мотор придется запускать на дизтопливе,
а жир подогревать.