С облегчением...

С ОБЛЕГЧЕНИЕМ...

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

С ОБЛЕГЧЕНИЕМ...

ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ЛЕГКОСПЛАВНЫХ КОЛЕС?

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

В самом деле: почему многие отдают им предпочтение и с готовностью идут на дополнительные траты? В качестве "оправдания" большинство, наверное, с похвалой отзовется о современных технологиях, отметит изменение к лучшему внешности автомобиля. Чуть задумавшись, вспомнят о способности "держать" удар, лучшем качестве окраски и, возможно, некотором снижении вибраций, вызванных дисбалансом колеса. Люди сведущие, несомненно, упомянут общее снижение веса, которое должно благотворно сказаться на ездовых качествах. С ними-то мы и решили немного поэкспериментировать - тем более, что заинтересованность проявила и московская фирма "Прома", специализирующаяся на изготовлении колес из легких сплавов.

И вот перед нами два комплекта "промовских" дисков на 14 дюймов, схожих по дизайну, но отличающихся весом почти на килограмм. Точные измерения выявляют 7130 г у "тяжелого" и, соответственно, 6255 г у более легкого колеса. Для сравнения тут же водружаем на весы стальной диск "Мефро" немецкого происхождения, и вот он, первый спорный вопрос - стрелка замирает на отметке 6985. Оказывается, у производителей более массовой продукции с весом-то все "на уровне".

Может, балансировочный станок внесет какие-то поправки? Поочередно монтируя на колеса один и тот же комплект не самых идеальных отечественных шин, опять не обнаруживаем различий между "сталью" и "тяжелым" литьем. Будучи практически в одной весовой категории, они словно родные братья и грузиков-то требуют одинаковое количество. А вот легкий диск при балансировке оказывается капризнее, старательно выпячивая дефекты шин. Что ж, это вполне объяснимо. Теперь отправимся на дорожные испытания тестировать претендентов на автомобиле.

Надо признаться, что замеры эластичности и выбегов не выявили лидера. "Обутый" в одни и те же шины, хоть и на разных дисках автомобиль выдал очень близкие цифры, реагируя лишь на возмущения окружающей среды.

Так что же, все напрасно? Ан нет! Ощущения водителей меняются от комплекта к комплекту, вот только связаны они в основном с чувством автомобиля и дороги. Очень быстро выясняется, что стальной диск с шириной обода 5J обеспечивает самый высокий уровень комфорта, наиболее ощутимый при проезде мелких неровностей дорожного полотна. Постукивания и потряхивания в подвесках, конечно, заметны, но они словно вязнут в длинной передаточной цепочке, не особенно досаждая седокам.

Более широкие (обод 5,5J) легкосплавные конструкции гораздо "прозрачнее", они иначе нагружают боковину шины, усиливая передачу мелких неровностей от дороги, однако "тяжелый" и легкий диски делают это по-разному. Первый куда охотнее проваливается в глубокие ямы, старательно бухая ограничителями хода подвесок, а всевозможная "дорожная мелочь" проявляется как общий фон. Легкое колесо, наоборот, чувствует на дороге каждый камешек, но зато к более серьезным колдобинам куда лояльнее.

Коллега тут же провел аналогию с мощными горными ботинками и легкими кроссовками: в них играючи прыгаешь с камешка на камешек, но ой как больно передается на стопу каждый выступ. Нога ногой, а в нашем-то случае получается - чем легче колесо, тем меньше оно нагружает подвески автомобиля.

Не столь явно, но чувствуются изменения и в управляемости. На легких колесах "чище" стал руль, точнее реакции. Более прогнозируемо ведет себя VAZ 2112 и при возникновении скольжений. Конечно же, все эти отличия - в нюансах, но именно с легкими дисками автомобиль едет наиболее логично и понятно. Ни тяжелые легкосплавные, ни стальные колеса не могут похвастать подобным. На них водитель допускает больше неточностей в выборе траектории движения. Некоторая разница в поведении заметна и между ними - увы, не в пользу "стали". На этих дисках поведение автомобиля выглядит наименее определенным по сравнению с остальными вариантами.

Мнение науки однозначно: "Уменьшение массы неподрессоренных частей вызывает увеличение относительного затухания высокочастотных колебаний, следовательно, количество энергии, поглощаемой амортизаторами, уменьшается, а условия их работы улучшаются". Значит, повышаются устойчивость и, как следствие, безопасность автомобиля.

А каковы житейские критерии выбора между стальными и легкосплавными колесами? Первые вдвое, а то и втрое дешевле и при этом неплохо справляются с основными функциями - естественно, при хорошем качестве изготовления. Если же вы отдаете предпочтение "литью", которое, несомненно, современнее и обладает выразительным дизайном, не стоит обнадеживать себя тем, что поведение автомобиля изменится в корне. По крайней мере, это касается относительно недорогих и сопоставимых по массе со стальными легкосплавных колес.

И только если вы по натуре "гонщик", имеет смысл снимать с подвесок лишние килограммы, дабы автомобиль стал "вкуснее" и интереснее, но в этом случае и затраты будут по запросам.

Подпишитесь на «За рулем» в