Био, техно, ретро...

БИО, ТЕХНО, РЕТРО...

ТЕХНИКА

/ЦЕНТР

СТИЛЯ

БИО, ТЕХНО, РЕТРО...

НЕУЕМНОСТЬ ФАНТАЗИИ... В РАМКАХ ДОЗВОЛЕННОГО

ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВCКИЙ,

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

НАУКА ОДЕВАТЬ

Каким бы технически совершенным, надежным и долговечным ни был автомобиль, сделать популярной внешне непривлекательную машину очень сложно. Особенно в век огромного разнообразия моделей. Конечно, о вкусах не спорят, но приписываемое великому авиаконструктору изречение "некрасивый самолет не может летать хорошо" применительно к автомобилю оборачивается недоверием покупателей к модели спорного дизайна.

Производители строят дизайн-центры на всех континентах и набирают армии стилистов. Но даже самые одаренные фантазеры нечасто нарушают неписаные законы, отступая от рамок "жанра" - назначения машины. Работа автомобильного дизайнера близка ремеслу мебельщика или модельера - потребителю надо угодить! Одни отдают предпочтение комфортным, удобным вещам, другим важно произвести впечатление на друзей и знакомых. Банковские служащие, в полном соответствии с прозвищем "белые воротнички", каждое утро дополняют наглаженный пиджак и белоснежную сорочку строгим галстуком; программисты предпочитают демократичные джинсы и джемперы.

Вседорожник должен быть массивным, "мускулистым", заметным, внушать уверенность в своих, да и хозяина, силах. Представительский седан - олицетворение строгости, солидности, достатка. Отсюда классические, без резких изломов линии и хромированный декор. Ну а спорткарам, помимо мускулов, присуще изящество породистого скакуна. Маленькие автомобили стараются делать более веселыми, одушевленными. Они должны прийтись по душе молодежи и женщинам - напоминать любимую домашнюю зверюшку или старого плюшевого мишку. Одно из последних веяний: "малышей" зрительно укрупняют, оформляют деталями в стиле "старших в роду", максимально приближают форму к мини-вэнам.

По-настоящему разгуляться дизайнерской фантазии не позволяют ни конструкторы (ведь в эту "скульптуру" надо вставить работоспособные агрегаты), ни технологи (машину нужно делать серийно, причем уложившись в заданную смету), ни законы природы. Последние неумолимы. Похоже, именно аэродинамика заставила дизайнеров БМВ сделать "корму" новой "семерки" столь нетрадиционной для баварцев и спорной с точки зрения чистоты стиля.

Помимо рациональных соображений, представления о красоте диктует капризно-переменчивая мода. Ей покупатели обязаны тем, что в облике машины разных марок подчас имеют много общего.

ПОИСКИ ЖАНРА

Несмотря на видимое разнообразие стилей и пестроту вкусов публики, нетрудно выделить основные направления, в которых движутся дизайнеры большинства фирм.

Значимый в новейшей истории переворот произошел в 90-е годы. Угловатые формы 80-х буквально на глазах скруглили. Все чаще в прессе мелькало понятие биодизайн, намекающее на естественное, "природное" происхождение облика автомобиля. Машины стали сравнивать со зверюшками, фары с глазками, а прорези решеток радиатора наводили на мысли об игривой улыбке (или, напротив, грустной гримасе).

В центре внимания модников и модниц оказались " Рено Твинго" и " Опель Корса". Эстафету подхватили корейцы, возведя новое направление в абсолют, порой граничащий с абсурдом. Аморфные кузова " Хёндэ Акцент" или "КИА-Авеллы" стали называть не иначе, как обмылками.

Однако тупиковое, казалось бы, направление дало жизнь таким необычным, даже экстравагантным, машинам, как " Ситроен Ксара Пикассо" или "Исудзу-Викросс". Последний, кстати, снялся в недавней популярной киноленте "Миссия на Марс", где вполне вписался в образ автомобиля будущего. Может, и правда, "био" еще вернется?

Мода циклична. Резко очерченные - словно работали циркулем и линейкой - линии кузовов 70-х вновь входят в обиход, правда, уже в несколько иной интерпретации. Дух высоких технологий (компьютеры проектируют машины и контролируют людей!) отразился во внешности автомобилей конца ХХ века.

Одним из предвестников перемен стал " Ауди ТТ" - ярчайший пример направления "техно". На одной из фотографий первого прототипа ТТ предстал на фоне лаконичных металлических конструкций - в "алюминиевом" интерьере. В противовес биодизайну апологеты "техно", кажется, решили избавиться от форм естественного происхождения. Циркульные кривые, симметрия и нарочитая утилитарность не оставляют сомнений в искусственном, машинном происхождении автомобиля. Этот стиль, правда, в несколько смягченном варианте, присущ и младшей модели " Ауди А2".

Мощную поддержку новому направлению оказала корпорация "Дженерал моторс". Обкатав на автосалонах несколько технократичных концепт-каров, американцы решились на их производство. Вслед за "кадиллаками" XLR и CTS, которые пойдут в серию в 2002-м, и остальные модели приобретут похожие формы. Вообще, под флагом "техно" сегодня выступают, в первую очередь, американские производители.

Они же породили волну ретромобилей, популяция которых растет с каждым годом. Практичность в жителях Северной Америки прекрасно сочетается с сентиментальной тягой к вчерашнему дню. Бесконечные сериалы с одними и теми же героями, римейки популярных фильмов и театральных постановок призваны утолить неослабную ностальгическую жажду. И автомобиль - предмет для американцев культовый - не мог остаться вне этой игры.

Эпоха 60-х принесла с собой хиппи, свободную любовь, наркотики, войну во Вьетнаме и... знаменитый "Фольксваген-Жук". С ним долго не могли распрощаться - в Германии уже вовсю штамповали "гольфы", а из-за океана все доносилось уютное жужжание... И вот, спустя три десятка лет, он вернулся! "Нью-Битл" позволил вспомнить молодость тем, для кого первой машиной был "Жук", а внуки смогли приобщиться к культу дедушек. Круг замкнулся... или пошел второй виток?

Удачная стилизация на тему легенды 50-х - " Форд Тандерберд" - тоже нашел немало поклонников. А дитя "ностальгического синдрома" - "Крайслер РТ-Крузер" - собирательный образ красавцев 30-40-х годов, расходится немалыми тиражами по обе стороны Атлантики.

В ретрогонку включается и БМВ с новой "редакцией" культового "Мини".

Впрочем, не все идут на поводу у моды. Некоторые стараются сделать нечто действительно новое. "Форду" удалось-таки выработать свой почерк. Своеобразный симбиоз элементов биодизайна и "техно", нашедший отражение в "Фокусе", "Пуме", обновленном "Мондео" и последней "Фиесте", окрестили "нью эдж" - новая грань. По "мыльным" обводам "био" словно прошлись ножом, зрительно обнажив неощутимые острые кромки. Теперь примеру "Форда" пытаются следовать многие: например у "Тойоты" появилось понятие "каттинг эдж" - тоже грань, но режущая, как в купе "Селика".

СИНТЕЗ ИЛИ ЭКЛЕКТИКА?

Далеко не все автомобили абсолютно чисты с точки зрения стиля. Ведь работа дизайнера отчасти сродни творчеству драматурга. Настоящая трагикомедия, вызывающая разом искренний смех и неподдельное сострадание, по плечу не каждому. Синтез жанров порой оборачивается провалом, редко - шедевром. Так и одаренные "акробаты" от дизайна создают запоминающиеся, привлекательные модели. Ведь и дизайнерам, и потребителям наскучивает однообразие.

В погоне за оригинальностью легко ошибиться. Фирма "Форд", наверное, надолго откажется от имени "Скорпио". Автомобиль последнего поколения - попытка "подружить" солидность с плавными линиями капота и фарами в биостиле, а также задними фонарями в духе американских "крейсеров" начала 70-х окончилась провалом. Покупатели холодно приняли такую эклектику.

Производители массовых моделей избегают шокировать публику. Потребитель скорее простит не слишком выразительный облик, привлеченный надежностью и невысокой ценой. Ошибиться страшно - и все же случаются такие удачи, как " Peugeot 206".

Создатели дорогих автомобилей с именем больше ориентированы на вечное - фирменные стили - нежели на преходящую моду. Примеры: родовая узнаваемость "мерседесов" любого класса; историческая линия " Porsche 911", мастерски преломляемая в призме современных моделей; наследственные черты в нынешних "ягуарах".

Породу можно с успехом культивировать даже в нетрадиционных для марки машинах. Дизайнеры "Мерседес-Бенца", создавая А-класс по законам функциональности, с помощью небольших, но заметных деталей - облицовки радиатора, светотехники, дверных ручек - придали компактной машине несомненно "мерседесовский" облик.

Однако, чтобы беречь породу, ее надо иметь. А далеко не каждая компания может похвастаться славной историей.

ГЕРОИ ЗАВТРАШНИХ ДНЕЙ

Если немного очистить нынешние концепт-кары от налета "космического", заметно, что производители все чаще ориентируются на универсальность. Дизайнеры пытаются "поженить" вместимость вагона, комфорт представительского седана, мощь вседорожника, а порой и изящество спортивного купе. Одновременно фирмы обращаются к этакому стилю "унисекс" - вседорожник без агрессивности, спорткупе со смягченными переходами форм, универсал с грацией элегантного седана.

В попытках угодить всем легко утратить оригинальность... Видимо, яркие, запоминающиеся облики так и останутся уделом не самых массовых моделей (впрочем, будут - и есть - приятные исключения). Это вполне естественно - работы прославленных кутюрье, вечерние платья и клубные пиджаки, не могут быть повседневной одеждой большинства.

" Форд Тандерберд" - ожившее воспоминание о знаменитой модели 50-х.

Яркий представитель биодизайна - " Рено Твинго". Хозяева нередко приделывают к выразительным "глазкам" пластиковые ресницы.

Пример "экстремального ретро" - "Крайслер-PT Крузер".

Маленький "биологически-мягкий" вседорожник " Сузуки Джимни" получился немного эклектичным, что не мешает ему находить покупателей.

"Мерседес" всегда останется "Мерседесом". Даже если это необычный компактный мини-вэн.

Подпишитесь на «За рулем» в