11 самых дорогих дорог России

В 2021-2023 годах на развитие дорожной сети выделят рекордные 2,5 триллиона рублей. С учетом региональных дорожных фондов сумма вырастет до 6 триллионов.

1. ЦКАД

  • Что даст: разгрузит МКАД и Подмосковье от транзитного транспорта
  • Стоимость: 341,2 млрд рублей
  • Готовность: июль 2021 года

Москва готовится получить в подарок еще одно «колечко» — Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД). Она же – А113. Эта дорога протяженностью 336,5 км станет платной альтернативой Малому и Большому бетонным кольцам (А107 и А108).

Строительство ЦКАД началось в 2014 году. Уже открыто три из четырех участков. Новое кольцо дорог вокруг столицы планируют запустить полностью летом этого года.

2. Виноградово — Болтино — Тарасовка, Московская область

  • Что даст: свяжет Дмитровское (федеральная трасса А104) и Ярославское шоссе (федеральная трасса М8).
  • Стоимость: 52 млрд рублей (из них 44,5 млрд частных инвестиций и 7,5 млрд — грант от Московской области)
  • Готовность: 2022 год

Шестиполосный платный дублер северной части МКАД пройдет в 4-8 км от кольцевой. Протяженность – 16 км. Предполагаемая стоимость – 10 рублей за километр.

Строительство рокадной дороги, которая должна соединить Дмитровское шоссе с Ярославским, началось в 2020 году, а закончится через год.

3. Автодорога Москва-Казань

  • Что даст: станет одной из основных частей транспортного коридора «Европа-Западный Китай».
  • Стоимость: 730 млрд рублей (предварительно)
  • Готовность: 2024 год

Все, кто ездил из Москвы на восток, знают, что это не самая комфортная дорога: многовато светофоров, пробки… Новая скоростная трасса М12 «Москва-Казань» протяженностью 729 километров станет самой масштабной и дорогой стройкой последних лет – для сравнения, Крымский мост обошелся бюджету почти в три раза дешевле.

Новая скоростная трасса «Москва-Казань» должна принести российской экономике триллионы рублей.

4. Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода

  • Что даст: разгрузит город от транзитного транспорта
  • Стоимость: 170 млрд рублей
  • Готовность: октябрь 2022 года

Сегодня Нижний остается единственным городом-миллионником, не имеющим полноценного обхода. Через него ежедневно проходит около 10 000 транзитников.

Длина строящегося кольца составит 150 километров.

5. Объездная Балахны

  • Что даст: разгрузит вечно стоящую в пробках дорогу на Балахну
  • Стоимость: 16,37 млрд рублей.
  • Готовность: октябрь 2021 года

Как получилось, что дорога на городок Балахна с населением менее 50 тыс. человек стала головной болью всего Нижнего Новгорода? В районе сосредоточены производства, склады и рабочие места. Огромное количество нижегородцев и жителей области вынуждено добираться на работу через это городское поселение.

Общая протяженность объездной дороги составит 48 км.

6. Обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу

  • Что даст: позволит направить значительный поток транспорта в объезд Тольятти. Разгрузит участок федеральной трассы М5, который проходит через плотину Волжской ГЭС.
  • Стоимость: 120,8 млрд рублей.
  • Готовность: 2023-2024 год

Часть проекта «Европа-Западный Китай». Дорогу от Тольятти до Канаша расширят с двух нынешних до четырех полос, будет реконструирован участок от Самары до Оренбурга и далее до границы с Казахстаном.

Длина нового моста через Волгу составит 3,8 километра.

Международный проект «Европа-Западный Китай» щедро финансируется, и строительство трассы идет ударными темпами.

7. Обход Аксая

  • Что даст: разгрузит трассу М4 «Дон», задыхающуюся в летние месяцы, и позволит направить до 50% транзитного транспорта в объезд Ростова-на-Дону и городов области.
  • Стоимость: около 90 млрд рублей.
  • Готовность: 2024 год

Длина обхода Аксая составит 64 километра. Дорога может стать уникальной: из-за сложных гидрогеологических условий предстоит возвести насыпь высотой до 18 метров.

Дороги юга России испытывают повышенную нагрузку в летний сезон. Без расширения, строительства новых развязок и объездным участков уже не обойтись.

8. Обход Барнаула с мостом через реку Обь

  • Что даст: избавит город от транзитного транспорта, в первую очередь от грузового.
  • Стоимость: 50 млрд рублей.
  • Готовность: точных сроков нет

Вероятно, в этом году все-таки начнется давно запланированное строительство дороги в обход Барнаула. Во всяком случае, в прошлом году власти изымали земли под строительство. Протяженность магистрали, которая пройдет через Первомайский, Павловский и Калманский районы Алтайского края, составит 68,1 км.

9. Ленский мост

  • Что даст: кратчайшим путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря через транспортный коридор от Иркутска до Магадана. Объединит федеральную автомобильную дорогу «Вилюй» с автодорогами «Лена» и «Колыма».
  • Стоимость: до 100 млрд рублей.
  • Готовность: 2025 год

Более 70 процентов населения Якутии живет на левом берегу Лены. Беспрепятственно переехать через реку можно лишь зимой по льду. Трехкилометровый двухполосный мостовой переход — более чем долгожданный проект.

Всего лишь трехкилометровый мост через Лену станет одной из самых дорогих строек России. По проекту он стоит 80 млрд рублей. Но эксперты считают, что реальная стоимость будет выше.

10. ВКАД

  • Что даст: трасса вдоль Амурского залива и новый мост на остров Русский соединят мыс Эгершельд с островом Елена и сольются с четырехполосной трассой, построенной к саммиту АТЭС-2012. Новая дорога продублирует выезд из города.
  • Стоимость: 100 млрд рублей.
  • Готовность: 2029 год

Кольцо ВКАД длиной 27,4 км войдет в транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2».

11. Сахалинский мост

  • Что даст: свяжет остров и материк. Позволит организовать устойчивое сообщение с материковой частью страны по суше.
  • Стоимость: около 500 млрд руб.
  • Готовность: точных сроков нет

Несомненно, на этот проект его авторов вдохновило создание Крымского моста. И это только начало. Строительство моста может повлечь за собой создание тоннеля или моста через пролив Лаперуза на Хоккайдо (Япония), а в перспективе – и сухопутного транспортного коридора из Японии в Евросоюз (через Россию, конечно). Проект планетарного масштаба.

Почему мало строим?

Сегодня Россия, самая большая страна в мире, по развитости дорожной сети занимает 5-е место в мировом рейтинге после Бразилии. А по качеству – стыдно сказать – мы 114-е, между Бенином и Казахстаном.

Многие из описанных проектов задумывались еще в 70-80-е годы прошлого века. Да, нам хорошо удаются проекты, «не имеющие аналогов в мире», вроде Крымского моста или трассы от Адлера до Красной Поляны. Осталось также качественно и быстро прокладывать и модернизировать обычные, не «потемкинские» дороги. Ведь местным водителям они куда нужнее, чем очередная скоростная магистраль, открытая за несколько тысяч километров от их дома.

Подпишитесь на «За рулем» в