11 самых дорогих дорог России
1. ЦКАД
- Что даст: разгрузит МКАД и Подмосковье от транзитного транспорта
- Стоимость: 341,2 млрд рублей
- Готовность: июль 2021 года
Москва готовится получить в подарок еще одно «колечко» — Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД). Она же – А113. Эта дорога протяженностью 336,5 км станет платной альтернативой Малому и Большому бетонным кольцам (А107 и А108).
2. Виноградово — Болтино — Тарасовка, Московская область
- Что даст: свяжет Дмитровское (федеральная трасса А104) и Ярославское шоссе (федеральная трасса М8).
- Стоимость: 52 млрд рублей (из них 44,5 млрд частных инвестиций и 7,5 млрд — грант от Московской области)
- Готовность: 2022 год
Шестиполосный платный дублер северной части МКАД пройдет в 4-8 км от кольцевой. Протяженность – 16 км. Предполагаемая стоимость – 10 рублей за километр.
3. Автодорога Москва-Казань
- Что даст: станет одной из основных частей транспортного коридора «Европа-Западный Китай».
- Стоимость: 730 млрд рублей (предварительно)
- Готовность: 2024 год
Все, кто ездил из Москвы на восток, знают, что это не самая комфортная дорога: многовато светофоров, пробки… Новая скоростная трасса М12 «Москва-Казань» протяженностью 729 километров станет самой масштабной и дорогой стройкой последних лет – для сравнения, Крымский мост обошелся бюджету почти в три раза дешевле.
4. Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода
- Что даст: разгрузит город от транзитного транспорта
- Стоимость: 170 млрд рублей
- Готовность: октябрь 2022 года
Сегодня Нижний остается единственным городом-миллионником, не имеющим полноценного обхода. Через него ежедневно проходит около 10 000 транзитников.
Длина строящегося кольца составит 150 километров.
5. Объездная Балахны
- Что даст: разгрузит вечно стоящую в пробках дорогу на Балахну
- Стоимость: 16,37 млрд рублей.
- Готовность: октябрь 2021 года
Как получилось, что дорога на городок Балахна с населением менее 50 тыс. человек стала головной болью всего Нижнего Новгорода? В районе сосредоточены производства, склады и рабочие места. Огромное количество нижегородцев и жителей области вынуждено добираться на работу через это городское поселение.
Общая протяженность объездной дороги составит 48 км.
6. Обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу
- Что даст: позволит направить значительный поток транспорта в объезд Тольятти. Разгрузит участок федеральной трассы М5, который проходит через плотину Волжской ГЭС.
- Стоимость: 120,8 млрд рублей.
- Готовность: 2023-2024 год
Часть проекта «Европа-Западный Китай». Дорогу от Тольятти до Канаша расширят с двух нынешних до четырех полос, будет реконструирован участок от Самары до Оренбурга и далее до границы с Казахстаном.
Длина нового моста через Волгу составит 3,8 километра.
7. Обход Аксая
- Что даст: разгрузит трассу М4 «Дон», задыхающуюся в летние месяцы, и позволит направить до 50% транзитного транспорта в объезд Ростова-на-Дону и городов области.
- Стоимость: около 90 млрд рублей.
- Готовность: 2024 год
Длина обхода Аксая составит 64 километра. Дорога может стать уникальной: из-за сложных гидрогеологических условий предстоит возвести насыпь высотой до 18 метров.
8. Обход Барнаула с мостом через реку Обь
- Что даст: избавит город от транзитного транспорта, в первую очередь от грузового.
- Стоимость: 50 млрд рублей.
- Готовность: точных сроков нет
Вероятно, в этом году все-таки начнется давно запланированное строительство дороги в обход Барнаула. Во всяком случае, в прошлом году власти изымали земли под строительство. Протяженность магистрали, которая пройдет через Первомайский, Павловский и Калманский районы Алтайского края, составит 68,1 км.
9. Ленский мост
- Что даст: кратчайшим путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря через транспортный коридор от Иркутска до Магадана. Объединит федеральную автомобильную дорогу «Вилюй» с автодорогами «Лена» и «Колыма».
- Стоимость: до 100 млрд рублей.
- Готовность: 2025 год
Более 70 процентов населения Якутии живет на левом берегу Лены. Беспрепятственно переехать через реку можно лишь зимой по льду. Трехкилометровый двухполосный мостовой переход — более чем долгожданный проект.
10. ВКАД
- Что даст: трасса вдоль Амурского залива и новый мост на остров Русский соединят мыс Эгершельд с островом Елена и сольются с четырехполосной трассой, построенной к саммиту АТЭС-2012. Новая дорога продублирует выезд из города.
- Стоимость: 100 млрд рублей.
- Готовность: 2029 год
Кольцо ВКАД длиной 27,4 км войдет в транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2».
11. Сахалинский мост
- Что даст: свяжет остров и материк. Позволит организовать устойчивое сообщение с материковой частью страны по суше.
- Стоимость: около 500 млрд руб.
- Готовность: точных сроков нет
Несомненно, на этот проект его авторов вдохновило создание Крымского моста. И это только начало. Строительство моста может повлечь за собой создание тоннеля или моста через пролив Лаперуза на Хоккайдо (Япония), а в перспективе – и сухопутного транспортного коридора из Японии в Евросоюз (через Россию, конечно). Проект планетарного масштаба.
Почему мало строим?
Сегодня Россия, самая большая страна в мире, по развитости дорожной сети занимает 5-е место в мировом рейтинге после Бразилии. А по качеству – стыдно сказать – мы 114-е, между Бенином и Казахстаном.
Многие из описанных проектов задумывались еще в 70-80-е годы прошлого века. Да, нам хорошо удаются проекты, «не имеющие аналогов в мире», вроде Крымского моста или трассы от Адлера до Красной Поляны. Осталось также качественно и быстро прокладывать и модернизировать обычные, не «потемкинские» дороги. Ведь местным водителям они куда нужнее, чем очередная скоростная магистраль, открытая за несколько тысяч километров от их дома.