18 выпусков, 21 страница... — самый длинный материал «За рулем» за 95 лет

Имена Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда в 1950-60-х годах знали во всем мире. А в СССР — именно благодаря «За рулем».

Продолжаем цикл материалов, посвященных 95-летию журнала «За рулем».

Сахара – не сахар!

Эта история началась 22 апреля 1947 года. Молодые инженеры, мечтавшие стать путешественниками, Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд отправились в смелый автомобильный пробег через Африку – от побережья до побережья, в том числе через пустыню Сахара.

Грандиозное мероприятие финансировал завод Tatra, продвигая марку по миру (и в Африке тоже). Поехали путешественники на оригинальной, знаменитой и необычной обтекаемой модели Tatra 87, которую создал знаменитый конструктор Ганс Ледвинка.

Солидный автомобиль на хребтовой трубчатой раме был заднемоторным. А двигатель V8 воздушного охлаждения рабочим объемом 3 л развивал немалые по тем временам 75 л.с.

Выставочная инсталляция, посвященная африканскому пробегу на Татре-87.

Помимо продвижения марки Tatra, цели у экспедиции были просветительские и этнографические. Ганзелка и Зикмунд писали журналистские репортажи, много снимали на фото- и кинокамеру. Ведь большинство европейцев об Африке тогда мало что знало.

Машина вела себя отменно. А финишировав на противоположном берегу океана, путешественники отправили на завод в Копрживнице телеграмму: «Воздушное охлаждение спасло нам жизнь».

Иржи Ганзелка, Мирослав Зикмунд и легендарная Tatra 87.

Об этом пробеге Ганзелка и Зикмунд написали очень интересную и хорошо иллюстрированную книгу, переведенную на множество языков, в том числе на русский.

Tatra 87 в африканской пустыне.

Журнальный марафон

Понятно, что путешественниками очень заинтересовался журнал «За рулем», сам участвующий в организации длительных автопробегов. В 1957-м в Чехословакию к Ганзелке и Зикмунду поехал один из ведущих тогда сотрудников журнала Юлий Клеманов – журналист и фотограф, специалист по автоспорту, а впоследствии — автор известной книги «Москвичи на "Москвичах"» и один из соавторов сценария фильма «Гонщики».

По итогам поездки появился журнальный материал, из которого советские читатели впервые узнали о планах нового пробега Ганзелки и Зикмунда — на этот раз по Центральной Азии и Дальнему Востоку. Это путешествие стартовало 22 апреля 1959 года и с перерывами продолжалось три с половиной года.

В один из этих перерывов редакция «За рулем» «заманила» к себе путешественников и долго «допрашивала» о новом пробеге. И особенно о необычном автомобиле, который на сей раз использовали Ганзелка и Зикмунд.

А машина, действительно, была очень интересная. Полноприводный Tatra 805, выпуск которого начали в 1955 году, представлял собой некий аналог нашего ГАЗ-66.

Шасси на хребтовой раме имело грузоподъемность 2250 кг. Предназначали его, в основном, для армии.

Ганзелка, Зикмунд и полноприводная Tatra 805.

Бензиновый двигатель воздушного охлаждения был практически такой же, как на легковой модели Тatra 603: V8 рабочим объемом 2,5 л. Мотор развивал 75 л.с., но для экспедиционных машин его форсировали до 100 л.с. Помимо четырехступенчатой коробки передач, автомобиль оснащали двухступенчатой раздаточной коробкой с понижающей передачей 2,45.

В новый пробег отправили два автомобиля. Во втором ехали механик завода Tatra и врач. Фургоны специально оборудовали радиостанциями, отвели в них место для кино- и фотоаппаратуры: путешественники везли несколько кинокамер и 12 (!) фотоаппаратов.

В азиатском путешествии каждый автомобиль еще и буксировал прицеп.

Были и комфортные жилые отсеки. После всех переделок грузоподъемность машины со специальными кузовами составляла 750 кг.

Дружба «За рулем» и чехословацких путешественников вылилась в публикации в журнале их путевых заметок. И этот материал стал рекордным за всю историю «За рулем». Он растянулся на 18 номеров (1960-1961 годы) и в общей сложности занял 21 журнальную страницу!

Эпизод азиатского пробега.

Путешествие по СССР

Из Японии в сентябре 1963-го Татры и чешские путешественники прибыли в Находку, чтобы, проехав через весь СССР, вернуться в Прагу. Путешественников встречали восторженно. Их принимали местные партийные и советские начальники, а в Москве принял даже секретарь ЦК КПСС и заведующий идеологическим отделом этого самого ЦК Леонид Ильичев.

Ганзелка и Зикмунд вновь писали путевые заметки, много снимали на кино- и фотопленку и накопили уйму материалов. Но книжка о путешествии по СССР так и не вышла. Не успела.

В 1968 году путешественники поддержали «пражскую весну» и осудили ввод войск Варшавского договора на территорию Чехословакии. После этого восторг в СССР сменился гневными оскорблениями, да и на родине Ганзелка и Зикмунд перестали быть героями.

Обе специальные Татры 805 сохранили в заводском музее.

Их больше не печатали и не переиздавали. Так что ни о какой книге уже не могло быть и речи. Последней стала та, что рассказывала о путешествии по Азии.

Судя по путевым заметкам, которые частично опубликованы, Ганзелка и Зикмунд смотрели на СССР начала 1960-х «свежим» взглядом: пытливым, беспристрастным, но и вполне критическим. Похоже, книга могла быть очень интересной...

Подпишитесь на «За рулем» в