Литры, вёдра, кубометры

ЛИТРЫ, ВЁДРА, КУБОМЕТРЫ

ТЕХНИКА

/ОБОЗРЕНИЕ

ЛИТРЫ, ВЁДРА, КУБОМЕТРЫ

ВСЕ ЭТО -

МЕРЫ ОБЪЕМА.

ЧТО ИМИ ИЗМЕРЯЮТ В АВТОМОБИЛЕ?

ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

ЛИТРЫ

Первое, что приходит на ум при упоминании этой единицы, конечно же, рабочий объем двигателя. Когда-то, очень давно, он совпадал с объемом единственного цилиндра и был, кстати, не так уж велик (0,98 л у мотора Бенца 1886 года). Тогда с него удалось снять лишь 0,66 кВт при максимальной частоте вращения 400 об/мин. В дальнейшем рабочий объем прирастал как увеличением каждого цилиндра, так и их количеством. Пиком в этой погоне за мощностью стал, пожалуй, "Блитцен-Бенц" 1909 года с четырьмя цилиндрами по... 5,375 л каждый! (Невольно напрашивается сравнение с горшками.) И хотя показатели именно этой машины были впечатляющими - 147 кВт/200 л. с. при 1600 об/мин, скорость - более 200 км/ч, в дальнейшем рабочий объем автомобильных двигателей сокращался (чего не скажешь о количестве цилиндров), а литровая мощность росла. Оказалось, выгоднее заставить маленькие поршни двигаться с большой скоростью, а мотор - крутиться все быстрее. Наиболее продвинулась в этом направлении японская "Хонда" с оборотами максимальной мощности свыше 8000 об/мин.

Американцы с их широкими хайвеями в свое время проголосовали за двигатели большого объема (3-7 л) с максимумом крутящего момента на сравнительно небольших оборотах, что дает возможность реже переключать передачи. (Впрочем, от этого занятия избавились "поголовным" переходом на автоматические коробки.) Европейцы, раньше столкнувшиеся с проблемой роста цен на нефть и трудностями парковки в плотно застроенных городах, напротив, предпочли высокооборотные экономичные моторы малого рабочего объема, в который, при необходимости, можно закачать немало дополнительного воздуха с помощью наддува. Сегодня объем одного отдельно взятого цилиндра стабилизировался в пределах 0,25-0,5 л, хотя, конечно, случаются и отклонения от этой средней величины.

В литрах измеряют и заправочные емкости для различных необходимых автомобилю жидкостей. Хотя для топлива больше подошла бы устаревшая русская единица - ведро.

ВЕДРА

На самом деле, конечно, объем бака исчисляют в тех же литрах, только двузначными цифрами. (Любителям курьезов напомним, что одно ведро составляет 1/40 бочки и равно 12,2994 л). Обычно объем бензобака выбирают исходя из аппетитов двигателя с таким расчетом, чтобы проехать без дозаправки 400-600 км. Из этого правила бывают и исключения. Например, 34-литровый бак ЛуАЗа позволит преодолеть по хорошей дороге путь километров в триста, а такую же емкость "Фольксвагена-Лупо 3L" можно пополнить и через тысячу верст!

Когда речь заходит о быстроте опустошения бензобака, его литры не выступают сами по себе, а либо делятся на километры, либо километры делят на них. В первом случае вычисляют, сколько литров топлива израсходует автомобиль при пробеге, скажем, 100 км. Это - европейский подход.

Американцы, неприсоединившиеся англичане, японцы и корейцы делают наоборот: заливают в бак некоторое количество бензина (обычно один галлон) и едут, пока двигатель не остановится. Остается посмотреть на одометр и записать цифру в технические характеристики. Эта величина обозначается mpg (миль на галлон); чем она больше, тем лучше. Чтобы перевести этот показатель экономичности в привычные "литры на сотню", надо НА НЕГО разделить число 235, если речь идет об американских милях, или 282, коль вы решились приобрести английский автомобиль.

С точки зрения рекламы, любящей круглые величины, европейцам живется легче: планка 3 л/100 км уже преодолена. Ближайшая американская круглая отметка 100 mpg соответствует гораздо меньшей величине - 2,35 л/100 км, до нее серийным автомобилям путь неблизкий.

Российские автолюбители привыкли к бензобакам достаточно простой формы, их объем можно приблизительно вычислить, измерив рулеткой размеры и перемножив их. Западные конструкторы стремятся разместить бак в безопасном месте, используя для достижения максимального объема все закутки кузова. Поэтому простые "кубические формы" нынче не в чести. Вот, например, бак "Мерседеса" С-класса: сразу и не понять его назначение. Чтобы изготовить такой (и ему подобные), пришлось отказаться от стали в пользу пластмасс.

Сложная форма благотворно сказалась и на содержании: примитивные баки нашей "десятки" вмещают лишь 43 л бензина - как у самых маленьких европейских авто. Равные ей по классу "европейцы" могут принять на борт 60, а то и все 80 л топлива. Казалось бы, при современной экономичности такие объемы им вовсе и не нужны, но... В последнее время жители восточных районов Германии стали выбирать новые автомобили именно по этому второстепенному показателю - чем бак больше, тем лучше. Ларчик открывался просто: высокие налоги на топливо сделали его вдвое дороже, чем в соседней Чехии, а перевозить в багажнике канистры с топливом пограничники не разрешают...

КУБОМЕТРЫ

Этими крупномасштабными единицами в легковом автомобиле можно измерить разве что объем багажного отделения. Если речь идет о современном одно- или двухобъемнике, то процедуру приходится повторять неоднократно: ведь возможности трансформации салона ограничены лишь необходимостью сохранить нетронутым место водителя. Сам процесс тест-загрузки тоже получается длительным. Так, один из стандартов предусматривает измерение путем укладки кубиков 100х100 мм (объем 1 л) - таких может влезть... более 4000 штук! Притом лишь до границы остекления. Не верите - посмотрите данные таких дорожных монстров, как " Линкольн Навигатор" (3,3 мз), " Форд Экспедишн" (3,35 мз) или "Форд-Экскешн" (4,11 мз). Впрочем, последний к легковым автомобилям можно отнести весьма условно - полная масса свыше 4 т требует от водителя открытой категории "С".

Уж лучше иметь дело с родстером SLK-320 - в его багажнике верхнюю половину занимает складывающаяся крыша, так что на кубики остается совсем немного. Еще меньше места для поклажи в заднемоторных "порше" (около 0,11 мз) и... "запорожцах".

А вот только два варианта организации багажника самого маленького из "мерседесов", обозначенного буквой А. В исходном состоянии объем, остающийся для скарба, не превышает 0,39 мз, а если убрать всех пассажиров с их креслами, то потребуется от 1740 до 1930 мерных кубиков (в зависимости от версии кузова).

Приращивая полезные кубометры, конструкторы сами же их и занимают. Чем? Например, встроенным в боковую нишу холодильником. С этой точки зрения запасное колесо, где бы его ни спрятать, зря занимает место. Ведь туда можно напихать всякую полезную мелочевку. Поэтому с уменьшением количества гвоздей на западных дорогах уменьшилось в размерах и запасное колесо, превратившись в так называемую докатку, пригодную лишь для неспешной езды к ближайшей шиномонтажной мастерской. А потом пятое колесо и вовсе выкинули, ограничившись флакончиком шинного герметика, иногда вкупе с миниатюрным компрессором.

Все бы было хорошо, не мешай компоновщикам... экологи. Они в погоне за наиболее чистым и дешевым топливом подталкивают автопроизводителей к выпуску версий на сжиженном или сжатом природном газе. Тот и другой хранится на борту под весьма значительным давлением - фокусы со сложными формами не проходят. Прочность обеспечивают лишь сферические, на худой конец тороидальные или цилиндрические баллоны. Разместить их в седанах пока удается лишь за счет чемоданов, да и в коммерческом фургоне "Спринтер" не нашлось другого места, кроме как в грузовом отсеке. С этой точки зрения наиболее интересными представляются модели с сэндвич-полом, такие, как тот же "Мерседес"

А-класса, " Опель Зафира", "ФИАТ-Мультипла". Здесь газовые баллоны удачно вписались в пространственный каркас и разместились под ногами у пассажиров.

* * *

Весь уходящий год мы рассматривали всевозможные параметры из технических характеристик автомобилей, единицы их измерения. Как оказалось, за скупыми цифрами заводской документации скрывается немало интересных и подчас не слишком известных фактов, будь то захватывающие дух значения максимальной скорости или оставляемые часто без внимания объемы бензобака и багажника.

Ассортимент выпускаемых автомобилей сегодня настолько широк, что нетрудно найти модель на любой вкус. Но как выбрать ту единственную и неповторимую машину, которая будет достойна стать членом вашей семьи, удостоиться имени собственного, а не только выполнять функцию по доставке из пункта А в пункт Б. Какой из показателей в технических характеристиках (а может - в прайс-листе?) станет определяющим? Надеемся, мы смогли помочь в них разобраться.

"Блитцен-Бенц" с четырьмя пятилитровыми "горшками" под огромным капотом вполне мог бы потягаться с сегодняшней "десяткой".

Объем бензобака и средний расход топлива некоторых автомобилей.

У родстера "Мерседес-Бенц SLK-320" всю верхнюю часть багажника занимает складывающаяся крыша. Для чемоданов места немного, да и загрузить их - непростая задача.

Зато сколько всего можно спрятать в седане

С-класса! Даже не верится, но все это уберется под крышку багажника.

Либо с семьей (слева), либо с грузом - дилемма владельцев миниатюрных автомобилей.

В универсале Е-класса нашлось место для "стационарного" холодильника.

Баллоны с газом чаще всего размещаются за счет груза или... запасного колеса.

Такой объем остается для груза, если не складывать штатные сиденья.

Подпишитесь на «За рулем» в