Герб детройта — журнал За рулем

Герб детройта

ГЕРБ ДЕТРОЙТА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

ГЕРБ ДЕТРОЙТА

100 ЛЕТ С «КАДИЛЛАКОМ»

ТЕКСТ/ СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Канун нового 1903 года на заводе «Кадиллак» выдался горячим — полным ходом шла подготовка серийного производства первой модели А (опытный экземпляр собрали 17 октября 1902-го). Уже в январе ее должны были показать на Нью-Йоркской автомобильной выставке.

Дебют удался. Правда, не все верили, что одноцилиндровый двигатель способен развивать больше 10 л. с. Но в марте, когда «кадиллаки» поступили в продажу, покупатели оценили и ходовые качества, и надежность новой американской машины.

Генри Лиланд, основатель компании (ЗР, 1998, № 10), вряд ли мечтал о самых больших и шикарных автомобилях. Он не был любителем роскоши и долго ездил на скромном купе с одноцилиндровым мотором, даже когда его фирма уже строила дорогие машины. «Патриарх Детройта» (так называли пожилого степенного Лиланда коллеги и конкуренты) начинал карьеру оружейником, слыл специалистом по точной механике. Он хотел, чтобы машины, названные именем основателя Детройта Антуана де ля Мота Кадиллака, были самыми удобными, безопасными, надежными. Не случайно с этой маркой так часто соседствовало слово «впервые».

Уже в начале ХХ века на «кадиллаках» ввели стандартизацию деталей: теперь при сборке их не нужно было подгонять. Несколько автомобилей, прибывших в Великобританию, разобрали, детали «перетасовали», и... собранные вновь машины оказались абсолютно работоспособными. В 1908 году это было чудом!

В 1912-м Лиланд инициировал комплектацию машин электростартерами конструкции инженера Киттеринга. Кстати, доказывая надежность новинки, двигатель публично заводили тысячу раз (!) подряд. Через три года на «Кадиллаке» появился первый в мире крупносерийный мотор V8. До этого «восьмерки» выпускали штучно, а надежность агрегатов почти забытых ныне «Роллс-Ройса Легалимит» и «Де Дион-Бутона» была очень низкой.

Когда моторы V8 стали в США привычными (ими оснащали даже семейные «форды» и «шевроле»), главный в те годы раздражитель руководства «Кадиллака» — «Паккард» вовсю выпускал уже автомобили с двигателями V12. Ответом стал «кадиллаковский» V16. Оснащенные 7,4-литровым мотором в 175 сил автомобили поступили в продажу 10 декабря 1929-го, а уже в январе на выставке в Нью-Йорке от желающих потрогать 16-цилиндровый «Кэдди» (так называли марку ее поклонники) не было отбоя. «Кадиллак» вновь обогнал всех: ни одна компания не отважилась на крупносерийное производство таких двигателей. Земляки из компании «Мармон» попробовали было конкурировать, да надорвались — построили всего несколько сотен машин. Фирма «Мармон» сошла со сцены, а дилеры «Дженерал моторс» за первый год продали 2887 16-цилиндровых автомобилей.

Америка стала сверять часы по «Кадиллаку». С этой маркой связаны имена многих знаменитостей, в том числе овеянных недоброй славой. Во второй половине 20-х в Чикаго разгорелась настоящая гангстерская война. По городу носились кавалькады огромных машин. В те годы их называли эскадрами, наверно, как напоминание о духовных предках гангстеров — пиратах. Банда Хайми Вейса, контролировавшего юг Чикаго, пользовалась «паккардами», а северные во главе со знаменитым Аль Капоне раскатывали на 8-цилиндровых «кадиллаках».

Для себя этот любитель роскоши одним из первых купил 16-цилиндровый «Кадиллак» с огромным семиместным кузовом «империал седан». Война между группировками была в самом разгаре, автомобиль Капоне бронировали, хотя в те годы даже монархи и президенты ездили в незащищенных машинах. После того как чикагский мафиози в 1931-м получил 11 лет тюрьмы за неуплату налогов, его «Кадиллак» оказался... в гараже Белого дома. Впрочем, президент Франклин Рузвельт наотрез отказался ездить на одиозной машине.

Конечно, в списке владельцев «кадиллаков» были не только гангстеры. На них раскатывали президенты и монархи, звезды кино и эстрады — очень разные люди — от Марлен Дитрих до индийского махараджи, купившего 16-цилиндровую машину специально для... охоты.

Эпатаж отнюдь не противоречил духу «Кадиллака». После войны Харли Эрл, вице-президент компании, а в прошлом дизайнер, вдохновленный двухфюзеляжным самолетом «Локхид Р-38 Лайтнинг», стал продвигать «аэрокосмический дизайн». Вычурные хвосты на задних крыльях, огромные панорамные стекла, причудливые ракетообразные фонари в щедром обрамлении хрома... А если все это покрасить в розовый цвет! Именно такой «Кадиллак» был у короля рок-н-ролла Элвиса Пресли.

Кто-то считал «кадиллаки» 50-х своего рода китчем, но многие непримиримые критики втайне мечтали о кричащей роскоши и мощном прожорливом моторе. А поднакопив, бежали к дилерам «Кадиллака»: эти машины, в отличие от большинства конкурентов, были доступны. «Роллс-ройсы», «бентли» и самые дорогие «мерседесы» — штучный товар, а «Кадиллак» уже к 1948-му выпустил первый миллион автомобилей.

Многие фирмы копировали американский дизайн, начатый Харли Эрлом, который и сам, говорят, любил шокировать коллег, приходя на службу в белом костюме и синей сорочке (в то время невероятное сочетание). Доведя аэрокосмический стиль до абсолюта, стилисты «Кадиллака», а вслед за ними и коллеги из других компаний перешли на кузова с более спокойными линиями. Тем временем конструкторы фирмы готовили очередную сенсацию.

В 1967-м в продажу поступил 235-сильный " Кадиллак Эльдорадо" с передними ведущими колесами. В мире не было переднеприводного автомобиля такого класса, если не считать "кордов", которые в небольших количествах выпускали в 30-х. Переднеприводный "Кадиллак" произвел фурор. Все почему-то сразу забыли, что подобную конструкцию чуть раньше обкатали на "Олдсмобил-Торонадо", и не очень задумывались о спорном техническом решении — цепном приводе от двигателя к трансмиссии. Главным для американцев было другое: "Кадиллак" опять опередил конкурентов!

«Кэдди» превратился в Штатах почти в божество. Среди американцев гуляла шутка: «Роллс-Ройс»? — «Это тот „Кадиллак“, который кончил Оксфорд...». Справедливости ради: на британские аристократичные машины ставили американские автоматические коробки передач.

Когда в начале 70-х в США разразился энергетический кризис, фирма дольше других держалась за полноразмерные, по американской терминологии, кузова и мощные прожорливые моторы. Но анекдот о том, как на бензоколонке водителя просят заглушить мотор потому, что бензин убывает из бака быстрее, чем его наполняет заправщик, уже перестал вызывать у американцев улыбку. Фирме, выпустившей летом 1973-го пятимиллионный автомобиль, все-таки пришлось перестраиваться.

Последние четверть века для «Кадиллака» были не самыми радужными. Поклонники марки не любят вспоминать недомерки — «Симарион» и тем более «Катеру», родную сестру «Опеля-Омега». И все же компания не разучилась удивлять. В 90-х очередной сенсацией стало элегантное купе «Аллант»: кузов для него делали в Италии и доставляли в Штаты на самолете. Опять самый-самый... на сей раз длинный «конвейер» в мире!

Похоже, знаменитую марку рано списывать со счетов. Подтверждение тому — ломающий фирменные стереотипы «Кадиллак-Эскелейд» с 350-сильным двигателем — конечно же, самый мощный серийный автомобиль класса SUV в мире.

...Сто лет назад Генри Лиланд, человек немолодой, с устроенной жизнью и преуспевающим бизнесом, поборник точности и основательности, решил взяться за производство автомобилей. С этого и началась длинная история «Кадиллака», в которую наверняка еще будут вписаны новые интересные страницы...

«Кадиллак-V8 Виктория купе» серии 57 1918 года.

Один из парадных автомобилей Белого дома времен правления Франклина Рузвельта — «Кадиллак-V8» 1938 года.

Представитель начала эры аэрокосмического дизайна — «Кадиллак-60» 1948 года.

Шестнадцатицилиндровый «Кадиллак-Спорт Фаэтон» серии 452 появился в 1931-м.

Пик моды на «пышные формы» пришелся на конец 50-х. Двигатель V8 «Эльдорадо Конвертибл» развивал 330 л. с. 

Переднеприводный «Эльдорадо» 1972 года — начало заката прекрасной эпохи «Кадиллака». Через несколько лет фирме пришлось-таки «сократить» огромные и мощные автомобили.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...