Герб детройта

ГЕРБ ДЕТРОЙТА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

ГЕРБ ДЕТРОЙТА

100 ЛЕТ С "КАДИЛЛАКОМ"

ТЕКСТ/ СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Канун нового 1903 года на заводе "Кадиллак" выдался горячим - полным ходом шла подготовка серийного производства первой модели А (опытный экземпляр собрали 17 октября 1902-го). Уже в январе ее должны были показать на Нью-Йоркской автомобильной выставке.

Дебют удался. Правда, не все верили, что одноцилиндровый двигатель способен развивать больше 10 л. с. Но в марте, когда "кадиллаки" поступили в продажу, покупатели оценили и ходовые качества, и надежность новой американской машины.

Генри Лиланд, основатель компании (ЗР, 1998, № 10), вряд ли мечтал о самых больших и шикарных автомобилях. Он не был любителем роскоши и долго ездил на скромном купе с одноцилиндровым мотором, даже когда его фирма уже строила дорогие машины. "Патриарх Детройта" (так называли пожилого степенного Лиланда коллеги и конкуренты) начинал карьеру оружейником, слыл специалистом по точной механике. Он хотел, чтобы машины, названные именем основателя Детройта Антуана де ля Мота Кадиллака, были самыми удобными, безопасными, надежными. Не случайно с этой маркой так часто соседствовало слово "впервые".

Уже в начале ХХ века на "кадиллаках" ввели стандартизацию деталей: теперь при сборке их не нужно было подгонять. Несколько автомобилей, прибывших в Великобританию, разобрали, детали "перетасовали", и... собранные вновь машины оказались абсолютно работоспособными. В 1908 году это было чудом!

В 1912-м Лиланд инициировал комплектацию машин электростартерами конструкции инженера Киттеринга. Кстати, доказывая надежность новинки, двигатель публично заводили тысячу раз (!) подряд. Через три года на "Кадиллаке" появился первый в мире крупносерийный мотор V8. До этого "восьмерки" выпускали штучно, а надежность агрегатов почти забытых ныне "Роллс-Ройса Легалимит" и "Де Дион-Бутона" была очень низкой.

Когда моторы V8 стали в США привычными (ими оснащали даже семейные "форды" и "шевроле"), главный в те годы раздражитель руководства "Кадиллака" - "Паккард" вовсю выпускал уже автомобили с двигателями V12. Ответом стал "кадиллаковский" V16. Оснащенные 7,4-литровым мотором в 175 сил автомобили поступили в продажу 10 декабря 1929-го, а уже в январе на выставке в Нью-Йорке от желающих потрогать 16-цилиндровый "Кэдди" (так называли марку ее поклонники) не было отбоя. "Кадиллак" вновь обогнал всех: ни одна компания не отважилась на крупносерийное производство таких двигателей. Земляки из компании "Мармон" попробовали было конкурировать, да надорвались - построили всего несколько сотен машин. Фирма "Мармон" сошла со сцены, а дилеры "Дженерал моторс" за первый год продали 2887 16-цилиндровых автомобилей.

Америка стала сверять часы по "Кадиллаку". С этой маркой связаны имена многих знаменитостей, в том числе овеянных недоброй славой. Во второй половине 20-х в Чикаго разгорелась настоящая гангстерская война. По городу носились кавалькады огромных машин. В те годы их называли эскадрами, наверно, как напоминание о духовных предках гангстеров - пиратах. Банда Хайми Вейса, контролировавшего юг Чикаго, пользовалась "паккардами", а северные во главе со знаменитым Аль Капоне раскатывали на 8-цилиндровых "кадиллаках".

Для себя этот любитель роскоши одним из первых купил 16-цилиндровый "Кадиллак" с огромным семиместным кузовом "империал седан". Война между группировками была в самом разгаре, автомобиль Капоне бронировали, хотя в те годы даже монархи и президенты ездили в незащищенных машинах. После того как чикагский мафиози в 1931-м получил 11 лет тюрьмы за неуплату налогов, его "Кадиллак" оказался... в гараже Белого дома. Впрочем, президент Франклин Рузвельт наотрез отказался ездить на одиозной машине.

Конечно, в списке владельцев "кадиллаков" были не только гангстеры. На них раскатывали президенты и монархи, звезды кино и эстрады - очень разные люди - от Марлен Дитрих до индийского махараджи, купившего 16-цилиндровую машину специально для... охоты.

Эпатаж отнюдь не противоречил духу "Кадиллака". После войны Харли Эрл, вице-президент компании, а в прошлом дизайнер, вдохновленный двухфюзеляжным самолетом "Локхид Р-38 Лайтнинг", стал продвигать "аэрокосмический дизайн". Вычурные хвосты на задних крыльях, огромные панорамные стекла, причудливые ракетообразные фонари в щедром обрамлении хрома... А если все это покрасить в розовый цвет! Именно такой "Кадиллак" был у короля рок-н-ролла Элвиса Пресли.

Кто-то считал "кадиллаки" 50-х своего рода китчем, но многие непримиримые критики втайне мечтали о кричащей роскоши и мощном прожорливом моторе. А поднакопив, бежали к дилерам "Кадиллака": эти машины, в отличие от большинства конкурентов, были доступны. "Роллс-ройсы", "бентли" и самые дорогие "мерседесы" - штучный товар, а "Кадиллак" уже к 1948-му выпустил первый миллион автомобилей.

Многие фирмы копировали американский дизайн, начатый Харли Эрлом, который и сам, говорят, любил шокировать коллег, приходя на службу в белом костюме и синей сорочке (в то время невероятное сочетание). Доведя аэрокосмический стиль до абсолюта, стилисты "Кадиллака", а вслед за ними и коллеги из других компаний перешли на кузова с более спокойными линиями. Тем временем конструкторы фирмы готовили очередную сенсацию.

В 1967-м в продажу поступил 235-сильный " Кадиллак Эльдорадо" с передними ведущими колесами. В мире не было переднеприводного автомобиля такого класса, если не считать "кордов", которые в небольших количествах выпускали в 30-х. Переднеприводный "Кадиллак" произвел фурор. Все почему-то сразу забыли, что подобную конструкцию чуть раньше обкатали на "Олдсмобил-Торонадо", и не очень задумывались о спорном техническом решении - цепном приводе от двигателя к трансмиссии. Главным для американцев было другое: "Кадиллак" опять опередил конкурентов!

"Кэдди" превратился в Штатах почти в божество. Среди американцев гуляла шутка: "Роллс-Ройс"? - "Это тот "Кадиллак", который кончил Оксфорд...". Справедливости ради: на британские аристократичные машины ставили американские автоматические коробки передач.

Когда в начале 70-х в США разразился энергетический кризис, фирма дольше других держалась за полноразмерные, по американской терминологии, кузова и мощные прожорливые моторы. Но анекдот о том, как на бензоколонке водителя просят заглушить мотор потому, что бензин убывает из бака быстрее, чем его наполняет заправщик, уже перестал вызывать у американцев улыбку. Фирме, выпустившей летом 1973-го пятимиллионный автомобиль, все-таки пришлось перестраиваться.

Последние четверть века для "Кадиллака" были не самыми радужными. Поклонники марки не любят вспоминать недомерки - "Симарион" и тем более "Катеру", родную сестру "Опеля-Омега". И все же компания не разучилась удивлять. В 90-х очередной сенсацией стало элегантное купе "Аллант": кузов для него делали в Италии и доставляли в Штаты на самолете. Опять самый-самый... на сей раз длинный "конвейер" в мире!

Похоже, знаменитую марку рано списывать со счетов. Подтверждение тому - ломающий фирменные стереотипы "Кадиллак-Эскелейд" с 350-сильным двигателем - конечно же, самый мощный серийный автомобиль класса SUV в мире.

...Сто лет назад Генри Лиланд, человек немолодой, с устроенной жизнью и преуспевающим бизнесом, поборник точности и основательности, решил взяться за производство автомобилей. С этого и началась длинная история "Кадиллака", в которую наверняка еще будут вписаны новые интересные страницы...

"Кадиллак-V8 Виктория купе" серии 57 1918 года.

Один из парадных автомобилей Белого дома времен правления Франклина Рузвельта - "Кадиллак-V8" 1938 года.

Представитель начала эры аэрокосмического дизайна - "Кадиллак-60" 1948 года.

Шестнадцатицилиндровый "Кадиллак-Спорт Фаэтон" серии 452 появился в 1931-м.

Пик моды на "пышные формы" пришелся на конец 50-х. Двигатель V8 "Эльдорадо Конвертибл" развивал 330 л. с.

Переднеприводный "Эльдорадо" 1972 года - начало заката прекрасной эпохи "Кадиллака". Через несколько лет фирме пришлось-таки "сократить" огромные и мощные автомобили.

Подпишитесь на «За рулем» в