План эвакуации

ПЛАН ЭВАКУАЦИИ

Абсолютно надежных машин не бывает. Ломаются все, одни чаще, другие реже, но особенно неприятно, если внезапно, вдали от дома, и так, что самому не починить. Тогда одна надежда - на эвакуатор. Благо, сегодня это не проблема - были бы деньги, телефон да нужный номерок под рукой.

Но не станем дожидаться, пока грянет гром, а попытаемся заранее узнать, как обстоят дела на этом рынке услуг. Почем нынче помощь, каков сервис и на что можно рассчитывать, приключись такая беда не понарошку.

Итак, в пятнадцати километрах от столицы на обочине Ново-Рижского шоссе наша "Волга" терпит бедствие. По заранее припасенному списку начинаем обзванивать потенциальных "спасителей". Их пятнадцать, но треть телефонов заняты или не отвечают.

Половина откликнувшихся отказывают сразу, толком не дослушав историю про "сломанные" тормоза, - свободных эвакуаторов нет! Оставшиеся участливо расспрашивают, что случилось, где находимся, куда и какой автомобиль нужно доставить. Затем называют цену услуги и время ожидания эвакуатора. Фирмы разные, расценки тоже. Но в среднем помощь в пределах Московской кольцевой автодороги обойдется в 1200 рублей для отечественной машины и 1500 рублей для иномарки. Нужно учитывать вес автомобиля: до двух тонн - обычный заказ, от двух до трех тонн - наценка 20-30%, свыше трех тонн - спецзаказ по договорной цене. Габарит груза значения не имеет, платить за доставку УАЗа или мотоцикла придется одинаково. Только вот эвакуатор, оборудованный стапелем для крепления мотоциклов, - большая редкость. Суммы фиксированные, пробег эвакуатора по городу, как правило, не засчитывается. Иначе за пределами МКАД. Там дополнительная такса по счетчику - 30 рублей за километр пробега груженого эвакуатора.

Но время - деньги, и терять два-три часа в ожидании помощи слишком жирно, а других предложений пока нет! Наконец, далекий голос сообщил: "Можем прислать машину в течение часа, диктуйте свой телефон. Водитель эвакуатора свяжется с вами через пять минут". Слегка опешив, ставлю в списке жирный восклицательный знак против фирмы "Луноход-эксперт" и прошу оформить заказ.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ

Через 42 минуты появился потрепанный "Мерседес" с грузовой платформой, электрической лебедкой и... ростовскими номерами - ничего похожего на луноход. Да ведь не в названии суть - был бы толк! Водитель мгновенно оценил обстановку и скомандовал: "Подбрось-ка под заднее колесо башмак, у меня ручник не держит (!)". Не мешкая, лезу за противооткатным упором и, успев изрядно перемазаться, ставлю его, куда велено.

Погрузка-выгрузка - самые ответственные моменты эвакуации. Пострадавший и так на взводе - не дай бог царапнуть его автомобиль. Посему оператор предельно аккуратен. Включает лебедку - и "Волга" вползает по трапам на платформу, а я, отслеживая команды, подправляю ее траекторию рулем. Наконец машина наверху, и "командир" закрепляет ее надежными стропами.

Перебираюсь в прокуренную кабину эвакуатора. М-да, неуютно: в ногах - канистра с маслом, с дверцы сорвана обивка, сломаны ручки. Чтобы ее закрыть, хватаюсь за проволочное кольцо - оно отрывается. Водитель, чертыхнувшись, выскакивает из кабины и, обежав машину, захлопывает пассажирскую дверь снаружи.

- Не успел сказать, чтобы ты сильно за проволоку не дергал, - сердится он, - ладно, прибудем на место, там я тебя выпущу.

Потихонечку трогаемся. К запаху табачного дыма подмешивается "аромат" дизельного выхлопа.

- Быстро ты прибыл, - начинаю для затравки, - другие раньше чем через два часа не обещали.

- Да тебе просто повезло, - отвечает водитель, - я здесь рядом крутился, в Строгино.

- Так много заказов?

- Полно. Вчера ливень был, залило Москву. До трех часов ночи иномарки растаскивал. Наши авто сами из лужи вылезут, пообсохнут немного и разъедутся. А у тех то генератор зальет, то блок зажигания. Заводить и не пытаются - сгорит что-нибудь, а это подороже эвакуатора.

Зазвонил сотовый. Отвечая, водитель достает из кармана второй "мобильник" и заносит в память номер очередного клиента.

- Удобнее, чем на бумажку записывать, - поймав мой удивленный взгляд, продолжает он, - по одному я звоню, по другому - мне. Запиши, кстати, мой телефончик, пригодится - мало ли что. Можешь друзьям раздать. Если позвонишь мне лично, рассчитывай на скидку.

- Это сколько ж я сэкономлю, если, к примеру, в 70 км от Москвы на даче поломаюсь?

- Сам считай: 30 рэ на 70 км - это 2100, да 1200 за вызов. Итого 3300. А я тебя за 2500 доставлю.

- Ну а, допустим, несколько эвакуаторов закажу, а уеду на первом?

- Случалось! Вообще, за отказ у нас неустойка 600 рублей. Бывает, забарахлила машина, человек - за телефон. Потом успокоится, она и заведется. Некоторые уезжают, их не ищем - времени жалко.

ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ

Быстрый приезд нашего "спасителя", по его словам, - счастливое стечение обстоятельств. Неплохо бы проверить, прав он или нет. Поэтому играем сцену еще раз. Чем козырнет "Ангел"? У него одни из самых высоких расценок, а каков уровень обслуживания?

В экзаменаторах на этот раз девушка на " Peugeot 206". В технике, может, и не разбирается, зато отметит вежливость и участие. После краткого инструктажа она звонит в "Ангел": машину обещают через час-полтора. Но уже через 20 минут фотограф замечает ярко-желтый эвакуатор. По складкам местности уходим в фотозасаду, оставив девушку наедине с мастером.

Между тем погрузка началась. У прибывшего эвакуатора платформа с гидравлическим приводом. Сначала она плавно сдвинулась назад и, наклонившись, аккуратно скользнула под низенькую мордочку "Пежо". Здорово! Оператору не нужно устанавливать трапы, знай, нажимай рычаги. Вот он цепляет трос лебедки за буксирную проушину: у "Пежо" она на виду - торчит из бампера. Но у многих иномарок съемная и пылится где-нибудь в багажнике, а гнездо, куда она должна ввинчиваться, замаскировано пластиковой заглушкой. (Кстати, пусть ее снимает мастер - у него опыт побогаче, а если что-нибудь сломает, фирма компенсирует убытки.) Вообще, как позже выяснила наша помощница, любое повреждение автомобиля, случившееся по вине "Ангела", будет оплачено. Нужно лишь оценить ущерб и составить необходимые документы у независимого эксперта. Нам переживать за сохранность машины не пришлось - работал оператор классно. Обо всем позаботился: и машину с ручника снять помог, и передние колеса выставил прямо, а в нужный момент подбросил под них обрезки досок, чтобы бампер не задел нижней кромкой платформу.

Втянув легковушку наверх, мастер принялся устанавливать упоры под ее колеса. Задние фиксаторы регулируемые: оператор, вращая винт, словно тисками сжимает колеса легковушки. Чтобы исключить прыжок буксируемого автомобиля через башмаки при резком торможении эвакуатора, к колесным дискам цепляется фал. Стальные, в отличие от легкосплавных, от этого не страдают, иначе пришлось бы страховать машину сзади за буксирную проушину или балку моста.

Завершив погрузку, мастер (галантно подав руку!) пересадил "пострадавшую" к себе в кабину и занялся проверкой и оформлением документов. Хорошо, что это мы предусмотрели. Не будь у девушки хотя бы доверенности на управление, "спасение" могло не состояться. Эвакуаторы любят проверять инспекторы ГИБДД. "Пробивают" буксируемую машину на угон, сверяют номера, заглядывают в салон: нет ли там пассажира. Можно ли ему там находиться, еще вопрос, в ПДД об этом сказано уклончиво. Но "внутренние" инструкции фирм спасения категорически запрещают: эвакуатор - не автобус.

Покончив с формальностями, "Ангел" не мешкая растворился в потоке транспорта. Чтобы не потерять его из вида, бросаемся вдогонку, но куда там! Наконец, перед въездом на кольцевую замечаем яркий силуэт "Пежо", вцепившегося в спину желтого эвакуатора, и уже не отрываемся от них до места назначения.

Две тысячи сто двадцать два рубля, не считая чаевых. Дорого, слов нет - предыдущая эвакуация обошлась нам в полторы тысячи. Но от "Ангела" остались приятные воспоминания и пластиковая карточка на 10% скидки при следующих вызовах техпомощи. Да и рекордное время прибытия - не случайность, а заслуга компьютеризированной диспетчерской службы компании. Что ж, поздравим ее со сдачей экзамена на "отлично".

ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНУЛ

Где найти информацию о фирмах, занимающихся эвакуацией? Многие заявили о себе в Интернете. Красочных сайтов с перечнем услуг хоть отбавляй, только набери в любой поисковой системе ключевое слово "техпомощь". Крупные компании практикуют клубные и корпоративные формы обслуживания, систему предварительных заказов, обслуживание по карточкам, скидки - всего не перечислишь.

Номера телефонов эвакослужб есть в различных автомобильных справочниках, атласах, буклетах и в ваших почтовых ящиках среди вороха рекламы. Наконец, по сотовому телефону всегда можно связаться со службой спасения (номер московской службы - 112). Поэтому, чтобы неприятность не застигла врасплох, лучше заранее кое-что предусмотреть.

Подготовьте и имейте в машине список телефонов эвакуаторов.

Для продолжительного общения по телефону понадобится автомобильный адаптер питания.

Звоните в возможно большее число фирм, но для заказа выбирайте одну.

По прибытии оператор еще раз оценит сложность погрузки аварийного (неисправного) автомобиля. Если необходимо, диспетчер корректирует окончательную цену и сообщает ее заказчику.

Если с собой денег нет, все равно зовите на помощь. Большинство фирм практикуют "гибкий" подход: например, в залог оплаты возьмут у клиента техпаспорт.

Учтите, что эвакуатор может появиться намного раньше обещанного срока. Если до этого машину удалось починить, свяжитесь с диспетчером и отмените заказ. Ждать эвакуатор, чтобы расплатиться за пустой вызов, или уехать - вопрос совести. В любом случае искать вас не станут.

Не пытайтесь, если вас не попросят, помогать оператору в работе.

И, наконец, дай вам Бог, чтобы эти советы никогда не пригодились.

Прибыл эвакуатор, уточняю с ним подробности предстоящей операции. От согласованности наших действий зависит ее успех.

Ответственность за погрузку лежит на операторе, он и командует. Задача клиента - выполнять распоряжения, сидя за рулем.

Для низеньких машин у профессионала припасены обрезки досок.

Из-за "задранного носа" водитель не видит платформу при погрузке и "переруливает". Опытный оператор всегда поможет выправить ошибку.

Колеса аварийного автомобиля зажимают винтовыми упорами.

От продольного перемещения машину дополнительно крепят цепями с крючьями.

Изменяя наклон платформы и натяжение троса лебедки, оператор справится с работой в одиночку.

АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Подпишитесь на «За рулем» в