Фабрика звезд

ФАБРИКА ЗВЕЗД

На вопрос, что главное в автомобиле, ответил бы не задумываясь - безопасность. Уверен, так считают многие. Неспроста производители во всем мире вкладывают огромные средства, чтобы сделать новые модели безопаснее предыдущих, а независимые организации регулярно устраивают машинам жесткие испытания и присуждают звезды - за заслуги в спасении жизней.

Увы, отечественные автомобили проигрывают иномаркам, в том числе и по пассивной безопасности. Но заводы все-таки вносят изменения в конструкции, а перспективные модели ориентируют на более жесткие требования. Что для этого делается, мы увидели в отделе пассивной безопасности ВАЗа.

КУЗОВ ПОД УДАРОМ

Чтобы оценить, каковы шансы пассажиров на выживание, проводят многочисленные заводские крэш-тесты: фронтальный, боковой, наезд сзади. Применяют и другие удары, например, серии фронтальных столкновений на малых скоростях (15, 20, 28 км/ч и т. д.) с полным и частичным перекрытием. Они необходимы для калибровки датчиков удерживающих систем (подушек и ремней безопасности) и определения реакции манекенов. Иногда машине устраивают "встречу" со столбом, специально выбирая самое уязвимое место в передней части, чтобы точно настроить блок управления подушкой и преднатяжителями ремней. Помимо комплектных автомобилей отдельно испытывают узлы и системы: бамперы, рули, сиденья, замки дверей.

Ну а потом - черед сертификации. Россия, подписав Женевское соглашение, должна испытывать автомобили по Правилам ЕЭК ООН. Правда, от Европы мы все-таки отстаем. С октября этого года вступили в силу Правила № 94 и 95, регламентирующие, соответственно, фронтальный и боковой удары. Если раньше в Европе автомобиль били об стенку на 48,6 км/ч (30 миль/ч), то теперь скорость выросла почти на 8 км/ч. При этом машина врезается в деформируемые соты, имитирующие кузов встречного автомобиля, не всей передней частью, а лишь с 40-процентным перекрытием. Повреждения при таком ударе значительнее.

В России автомобили пока сертифицируют в соответствии с прежними, более мягкими требованиями. Но отсрочка не будет вечной. К тому же машины, продаваемые за границу, должны быть сертифицированы по новым Правилам ЕЭК ООН.

Помимо европейских требований, существуют иные стандарты, например, американские или австралийские. Они во многом схожи, но мелочи при доводке машин тоже приходится учитывать.

Первой моделью, которую доводили с учетом новых требований, стала "десятка". Переднюю часть той версии кузова, что сертифицировали в августе 2003-го, почти не меняли - при разработке конструкторы заложили запас на будущее. А вот ремни безопасности уже не справлялись с задачей при ударе с большей скоростью. Чтобы избежать излишней вытяжки, поставили механический фиксатор - грабер. В отличие от блокируемой инерционной катушки, этот фиксатор зажимает сам ремень.

Для модернизированной "десятки" совместно с фирмой "Сименс" разработали подушку безопасности водителя. Видимо, такие автомобили пойдут сначала только на экспорт.

К боковому удару "десятое" семейство пришлось готовить дольше. Чтобы оградить водителя от серьезных травм, усилили основные элементы, от которых зависит поперечная жесткость: порог, центральную стойку и поперечину, соединяющую тоннель с порогом.

Модернизация затронула и двери. Мощнее стал верхний брус безопасности, а расположенный посередине установили наклонно. Теперь при боковом столкновении он упирается в проем двери и распределяет энергию удара на другие детали, оберегая человека от серьезных травм.

Чтобы защитить ребра водителя, конструкторы "раздули" подлокотник, а под ним спрятали энергопоглощающую вставку из пластмассы. При ударе подлокотник бьет водителя в крепкую тазовую кость, отодвигая от искореженного металла. Пластиковые соты при этом трескаются, смягчая толчок.

"Нива" ВАЗ-21214 благодаря высокому порогу достойно выдержала боковой удар. Но для крэш-теста по Правилу № 94 конструкцию пришлось доводить.

Век старой "Нивы" кончается, поэтому существенные изменения посчитали нецелесообразными. Немного доработали рулевое управление, а чтобы "железо" эффективнее поглощало энергию удара, заполнили силовые элементы специальной пеной. Предварительные заводские испытания дали неплохие результаты.

"КАЛИНА"

При создании этой модели пригодился опыт проектирования и доводки "десятки", а современные компьютерные программы позволили сэкономить время - многие крэш-тесты проходили не в испытательной лаборатории, а на экране монитора.

Конструкторы планируют оснастить "Калину" минимум двумя подушками безопасности (в блоке управления предусмотрены еще два вывода для боковых подушек) и ремнями с преднатяжителями. Их заказали известной фирме "Автолив".

"ШЕВРОЛЕ-НИВА"

На пути от опытного ВАЗ-2123 до серийной "Шевроле-Нивы" кузов вседорожника снаружи практически не изменился. Но внутренние элементы, в угоду новым европейским правилам, потребовали серьезной доработки. На 20 мм шире сделали лонжероны, увеличили жесткость кронштейнов для крепления передней подвески и штанг стабилизатора к кузову. По низу передних дверей проложили дополнительную трубу-усилитель, изменили крепление дверных петель. Усилили центральный тоннель, а на задней панели под бампером появился энергопоглощающий кронштейн.

Руководство совместного предприятия поставило задачу - получить три звезды на тестах EuroNCAP. Требования этой программы строже сертификационных, поэтому кузов продолжают модернизировать. Планируют, что более безопасные автомобили увидят свет весной следующего года. На такие, кстати, будут ставить в том числе и импортные моторы.

На балке радиатора появится так называемый крэш-бокс, гасящий энергию удара. Дополнительными точками сварки укрепят соединения лонжеронов с полом, фланец передней и верхнюю часть центральной стойки кузова.

На щите передка появится брус безопасности. Усилят передние и задние лонжероны, переднюю панель пола, стойку ветрового окна, другие кузовные элементы.

Удерживать водителя и переднего пассажира при ударе будут ремни с преднатяжителями, спасать - фронтальные подушки безопасности. Некоторые модификации получат и боковые воздушные мешки.

Прототип модернизированной "Шевроле-Нивы" испытали по методике EuroNCAP. Машина получила четыре (!) звезды: пожалуй, лучший результат для вседорожников такого класса. Правда, специалисты СП признают: на серийных автомобилях показатель будет чуть ниже, но на три звезды владелец обновленной "Нивы" может смело рассчитывать.

Это, кстати, первая модель с вазовскими корнями, серьезно претендующая на достойный результат в испытаниях по программе EuroNCAP. Остальные, увы, и за безопасность звезд пока не хватают.

Первые крэш-тесты "Калина" проходила в компьютере.

Боковой удар автомобиля ВАЗ-2110 по Правилу № 95 ЕЭК ООН.

Дверь "десятки" с пластиковой вставкой, смягчающей боковой удар.

Ремень безопасности с механическим фиксатором - грабером.

Щит передка "Шевроле-Нивы" вскоре будет усилен брусом.

Подпишитесь на «За рулем» в