Рога и копыта

РОГА И КОПЫТА

VAZ 2115

Изготовитель: АВТОВАЗ

Год выпуска: 2003

В эксплуатации "ЗА РУЛЕМ": с февраля 2003

Пробег на момент отчета: 15 тыс. км

Предыдущие публикации в журнале:

2003, № 8

Говорят, лось - зверь безобидный. Особенно во внебрачный период. Может быть, в лесу так и есть. От встречи на шоссе редакционная "пятнашка" не оправилась до сих пор.

ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ

Каюсь, тем июльским вечером нарушил Правила. Когда в машине зазвонил телефон, решил не останавливаться, а лишь немного сбросил скорость. Возмездие явилось в виде огромного сохатого, внезапно возникшего в свете фар. Дальнейшее напоминало замедленное кино. Что есть силы жму на тормоза, чувствую удар и вижу, как лобовое стекло проваливается в салон. Правой рукой успеваю закрыть лицо, левой судорожно цепляюсь за руль... Очухался от боли в изрезанной осколками кисти. Лося поблизости уже не было. Судя по всему, он пошел своей дорогой, оставив на смятом капоте клочки грубой шерсти. Крепок зверь! А еще говорят, в Подмосковье экология плохая.

Через пару минут рядом остановился попутный автомобиль. За рулем, сразу видно, настоящий мужик - не испугался ни темноты, ни пустынной дороги. Да и действовал он решительно: перевязал рану, выставил аварийный знак и вызвал гаишников. Те "примчались" через тридцать минут и, достав казенные полиэтиленовые мешки и топор, принялись обшаривать придорожные кусты в поисках потерпевшего. Поняв, что остались без котлет, они взялись за меня. Составление схемы ДТП, перечня повреждений машины и проверка на алкоголь затянулись на два часа.

Несмотря на серьезные повреждения, автомобиль остался на ходу, и я с ветерком (поскольку без лобового стекла) домчался до столицы. По дороге заскочил в 81-ю горбольницу - вынуть, наконец, стекло из саднящей конечности. Заспанный хирург хмуро заявил, что после аварии надо было звонить 03, а "самоходами" они не занимаются. Поняв намек, достал двести рублей: хватило и на оказание первой помощи, и на укол от столбняка.

Следующие три дня прошли в тревожном ожидании. Если б лесники обнаружили труп, пришлось бы возместить ущерб природе в сумме от 6 до 8 тысяч рублей (см. "Комментарий юриста"). К счастью, никого они не нашли. А быть может, не искали. Пришло время заняться автомобилем.

СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ

Компания (а у нас, как исправных хозяев, все машины застрахованы) сработала четко. Сверили документы и послали в "Эй Джей Моторс" - "договорный" автосервис на улице Королева. Там встретили с распростертыми объятиями: "Ничего серьезного, восстановим лучше, чем на заводе. О ремонте будем знать только мы и вы. Управимся за неделю".

Выдали автомобиль лишь через месяц. Но в каком виде! Весь салон густо усыпан пылью от шпаклевки. Обивка потолка почти сплошь в отпечатках грязных пальцев. Ушлый мастер сразу пояснил: грязь в кабине - не страховой случай, за нее сервису не платят. Выходило, что салон загадили в виде бонуса, бесплатно. Зато на ближайшей мойке чистка обошлась в 3400 рублей.

Почти до слез растрогало напутствие быть поосторожнее с электрикой. Последний специалист уволился накануне, и провода к потребителям подключал... приемщик. А с него какой спрос? Если что, просили заезжать без стеснения.

Очередным сюрпризом стало новое лобовое стекло - с диоптриями! Жизнь сквозь него виделась комнатой смеха, светофоры казались овальными. Пришлось надавить на страховщиков - так и до очередной выплаты недалеко. Те, подивившись на восточный орнамент по периметру чудо-изделия, дали-таки направление в фирму "Автогласс". Там эксклюзив поменяли на обычный триплекс Борского завода. Действительность обрела привычные очертания. Как оказалось, ненадолго: вскоре обзору начал мешать капот. Стальное полотно отвалилось от усилителя и под напором ветра стало угрожающе задираться.

Гарантийное обращение в "Эй Джей" обернулось лишь потерей времени. Здесь в очередной раз не нашлось нужного специалиста. Честь фирмы взялся защищать маляр. Выслушивать откровения, не подкрепленные полномочиями, мы не стали, а попросили оценить качество ремонта специалистов независимого центра "Мосэкспертиза". Вопреки ожиданиям, в назначенный день директор автосервиса все-таки отыскался. И прибыл на осмотр не один, а в компании с юристом и собственным экспертом.

ИРОНИЯ СУДЬБЫ

С капотом вышла промашка. Всему виной стал дополнительный запор - хлипкая конструкция, требующая высокой точности монтажа. Выяснилось, что при малейшем перекосе (а кузов, как известно, податлив - дышит на неровностях) запорный конус штыря заедал в ответном отверстии. При открывании применяли силу. Под капот лазили часто - то "Тосола" долить, то масла. В конце концов связующая мастика не выдержала. Винить оставалось лишь себя - зачем согласились смонтировать такое дурацкое устройство.

Покончив с капотом, специалист "Мосэкспертизы" приступил к измерению зазоров и проемов. И обнаружил несоответствия ТУ - мелкие, но в большом количестве. Попытки противной стороны свалить все на ВАЗ, выпускающий кривые запчасти, успеха не имели. Ведь мы оценивали качество ремонта, а не уровень отечественного автопрома. К тому же в "Эй Джей Сервисе" не оказалось... сертификата на жестяно-сварочные работы. То есть отсутствовало официальное подтверждение квалификации персонала и качества оборудования. А без такого документа слова о высоком профессионализме - пустой звук. Дойдет до суда - благими намерениями не отделаешься.

Подумав, стороны согласились на компромисс: они красят "наш" капот, а мы забываем про "их" зазоры. Ведь по российским меркам щели не так уж велики - бывают шире...

СОВЕТ ОТ "ЗА РУЛЕМ"

Выбирая страховую компанию, поинтересуйтесь ее "кругом общения". Хорошо, если там есть известные имена. Солидные автосервисы дорожат добрым именем и работают обычно на совесть. В спорных случаях не лезьте на рожон. Со штатным юристом автосервиса непрофессионалу не справиться. Обратитесь к независимому эксперту. Он поможет договориться с кем угодно. Если понадобится, то и в суде.

И главное, соблюдайте Правила!

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Если бы вина водителя в данном ДТП была установлена, за причинение вреда (гибель лося) действительно пришлось бы платить. Доказательством могло послужить, например, вынесенное ГИБДД и вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении. Правда, для возмещения ущерба потребовалось бы не только найти труп животного, но и доказать, что смерть наступила именно в результате данного происшествия.

О виновности водителя правомерно говорить, только если доказана причинно-следственная связь между его действиями и наступившим ДТП. Здесь сразу возникает множество вопросов: а мог и должен ли был водитель вообще предполагать, что на данном участке дороги неожиданно появится дикое животное, был ли он предупрежден об этом знаками и еще много таких "мог ли" и "должен ли был". Только получив ответы, можно рассматривать вопрос компенсации вреда. И не факт, что обязанность возместить его легла бы на водителя. Вполне возможно, что ремонтировать автомобиль пришлось бы за счет лесничества.

СМЕТА НА РЕМОНТ VAZ 2115, руб.

Выполненные работы 13 175,00

Запчасти и материалы 24 461,25

Итого: 37 636,25

И в бровь, и в глаз.

"От топота копыт пыль по полю летит..."

Панель с усилителем: каждый сам по себе.

Лобовое стекло с элементами народного творчества.

Подпишитесь на «За рулем» в