ПЛАСТМАССЫ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИР овременный автомобиль имеетнема " ло деталей из пластических масс. Так, в США на каждый автомобиль всреднем их расходуется более8кг . На некоторыхжемоделяхлегковыхма ­ ш ин , и меющих пластмассовые крупно ­ габаритные детали, попользуется до 100 — 170 кг этого материала. Пластмассы давно уже не считаются в технике заменителями. Благодаря сочетанию многих ценных свойств они выдвинулись врядважнейшихматериа ­ лов современнойтехники . Создавая ту или инуюмашину , к он ­ структор интересуется прежде всего механическими свойствами материала. М еханические свойства пластмасс могут колебаться довольношироко . П опроч ­ ности отдельные виды пластических масс приближаютсяк стали. П риэтом особое значение имеет их низкий удельный вес, что дает возможностьпо ­ лучать равнопрочныесметаллическимиконструкции , вес которых на 40 — 5 00 / 0 меньше . К числу таких относятся уси ­ ленные пластмассы, п редставляющиесо ­ б ой связанные смолойпрочныеволок ­ нистые наполнители, чаще всего стеклянные: стеклоткань, стеклонить, войлок оподобиый стекломат идр . Электроизоляционные свойства пластических материалов весьма высоки . П рактическиможно подобрать пластмассы для любыхэлектроизоляционных изделий, р аботающихв самых разнооб ­ р азных условиях. М ногим пластмассам присущипре ­ красные антифрикционные свойства. Так, ф торопласты — п олимерыфтори ­ р ованного этилена — м огутвряде случаев обеспечить коэффициенттрения , приближающийся к коэффициенту трения льда по льду. В полиамидных пластмассах ( к апрон , нейлон и др.) н из ­ к ийкоэффициент трения сочетается с исключительной износостойкостью, прочн остьюивозможностью работать безсмазкипри средних нагрузках . Н екоторыесмолы , н апример фенольные, и меютфрикционные свойства, п о ­ чти не изменяющиесяприповышениитемпературывпроцессетрения . Пластмассы, и зготовленные на базе таких смол, могут обеспечить стабильный коэффициент -трения порядка 0,5—0,6 ив то жевремя незначительный износ деталей. б ольшинство пластмасс обладает антик оррозийными качествами, а некоторые из них — и высокойстойкостью по отн ошениюквоздействию агрессивных химических реагентов (кислот, щ елочей ) и растворителей (бензина, масла). Х оро ­ ш оработаютвсредебензинаи масла, н апример , детали из полиамидов , фенольных прессматериалов (волокнита и др.), винипласта идр . Очень стойки IK воздействию кислот, и в частности соляной, полиэтилен ипо ­ л ипропилен . На фторопласт же не дей ­ ствуют никакиекислоты , д аже чщарская водка». М ногиесмолыимеютвысокиеадгезионные свойства, б лагодарячему их можноуспешно использовать оклея ­ щих составах. Так, э поксидныесмолыдаютклеевые швы высокойпрочности Кандидат технических наук Л . ПЕТРОВА Лаборатория пластмасс НАМИ при горячем и холодном склеивании любых металлов идругих материалов. Перечисленными выше свойствами не исчерпываются достоинства пластмасс. Исключительные возможностисо ­ з даютсяприпереработке их в изделия. Благодаря пластическим свойствам ма ­ териала можно изготовлять те или иные детали различнымипростымииэффек ­ тивными методами: прессованием, литьем под давлением, в акуумнымфор ­ м ованиемидр . П риэтом , для тогочто ­ б ы сделать деталь, требуется однаопе ­ р ация и, к ак правило, не нужна послед ующая механическая обработка . П ривыборе пластмасс следует учиты ­ вать инекоторые их недостатки. Темпер атурный «потолок» работы у пластических материалов гораздониже , ч ему металлов. Д лямногих пластмасс пре ­ дельные рабочие температуры ниже 100°, хотя есть и такие, которые хорошо работают при 130—150° и дажевыдерживают 200—250°. Стойкость пластмасс по отношениюктем или инымреагентам специфична. Различные виды пластических материалов по - р азномувзаимодействуютсни ­ м и . Н аконецв пластмассах могут идти сложные физико-химические процессы, п риводящиек потере первоначальных свойств. Н есмотря на указанные выше неже ­ лательные явления, пластмассы можноинужношироко применять в автомобилестроении. О сновные области использования их в этой отрасли промышлен ­ ности следующие . Крупногабаритные и другие кузовные детали . За рубе ­ ж ом находят применение для изготов ­ ления кузововконструктивные материалы типа стеклопластиков. Ф ирма « Ш ев ­ р оле » выпускает ежегоднодо 20 тыс. спортивных автомобилей «Корвет» с цельнопластмассовым кузовом , детали которого весят 153 кг . А втомобилискузовамииз стеклопластиков произво ­ дятся идругимифирмами . Отдельные детали из этого материала используются в конструкциях легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Ф ирма «Ситроен», н апример , ставит на автомобили массовоговыпускакрышу из стеклопластика; из негоже делают кожухи отопителей, к рышкии т. п. В конструкции автобусов гнутые детали из стеклопластиков сочетаются спрямымиалюминиевыми деталями. Ш ироко исп ользуютсятакие пластмассы присерий ­ ном производстве фургонов. В нашей стране ведутся в настоящее время экспериментальные работы по созданиюкрупногабаритных деталей из пластмасс. В одном из вариантов фурго ­ на «Универсал» к рышаи панель заднейдвери сделаны из стеклопластика. Вес этих пластмассовых деталей 12 кг , т. е. на 40°/о ниже , ч ем металлических. Опытный кузовмикролитражногоавтомоби ­ ля конструкции МВТУ имени Баумана весит 47 кг . Из стеклопластика выпол ­ нен кузовновогогоночного автомобиля ЗИЛ. В озможность изготовления деталей из стеклопластиков различнымиметодами — от горячего прессования доконтактногоформования ( р учного накладывания на форму слоез наполнителя, пропитки смолой и прижима, прикатки кформе валиком) — позволяет получить хоро ­ шие издепия даже без дорогостоящегооборудования , что удобноприпроиз ­ водстве автомобилей мелкимисериямии при ремонте. В практике зарубежного автомобилестроения сейчас определились такие пути использования конструктивных пластмассовых материалов: к узовакрупнога ­ баритных автомобилей иприцеповма ­ лосерийного и серийного производства ( ф ургоны , кабины большегрузныхгру ­ з овиков , к узова автобусов); к узова авт омобилей , для которых наиболее важна легкость конструкции , т. е. с портив ­ ных, г оночныхинекоторых специальных; отдельные кузовные детали. В недрениеконструктивных пластмасс в автомобилестроении дает снижение веса автомобилей, обеспечивает корро ­ з ионную стойкость деталей иэкономию листового металла. В тулки , н етребующиесма зк и. О ниприменяются на большинстве современных автомобилей. На автомобиле «Волга», н апример , установлено несколько втулок из капронаидругих полиамидов. Это втулки валика педали управления дросселем , педалей сцепления итормоза , толкателя идр . Использование их дает возможность исключить несколько точек смазки , увеличить срокслужбы деталей в 2—3 раза. Очень важно и то, что они не требуютникакого ухода впроцессе эксплуатации. Полиамидные втулки начинают использоваться и на автомобилях ЗИЛ , М ЗМАидр . Все большее распростра ­ нение получают они вавторемонтномпроизводстве . Втулки из отходов капро ­ на изготовляют на 1-м Киевскоми Рижс ком авторемонтных заводах, в ремонт ­ ных мастерскихХарьковского автотреста. Их ставят на все ремонтируемые этими предприятиямиавтомобили . Такие рессорныекапроновые втулки имеютсрокслужбы 30—60 тыс. к м , а шкворневые втулки — более 200 тыс. км. За рубежомполиамидные втулки внед ряются очень широко . На автомобиле «Ситроен», н апример , б лагодаря этому шасси имеет лишь 2точкисмазки . Эффективные, простые методы изготовления, н адежностьв эксплуатации, с нижение эксплуатационных расходов — все это открывает большие возможно ­ сти для использования пластмассовых втулок вавтомобилестроении . Легкие пористые материалы длятермо - з вукоизоляции , а также для подушек сидений. Известные в настоящее время пенопластмассы — это жесткиеи эластичные материалы с удельным весом 0,03—0,10, обладающие превосходной тепло- и звукоизоляцией.Большой эффект может дать приме-13