В конце июня в Советский Союз приезжали известные чехословацкие путешественники инженеры Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд, совершившие длительные поездки на автомобиле «Татра» по Африке и Южной Америке. В Москве ив Ленинграде они выступили с публичными лекциями об этих поездках, поделились своими планами на будущее, отвечали на многочисленные вопросы слушателей. Эти встречи с москвичами и ленинградцами проходили в исключительно теплой обстановке и вылились в еще одну яркую демонстрацию крепнущей дружбы советского и чехословацкого народов. В один из дней своего пребывания в Москве Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд посетили редакцию журнала «За рулем». Здесь были обсуждены планы освещения на страницах журнала хода их будущего кругосветного автомобильного путешествия и достигнута договоренность о систематической публикации корреспонденции из разных стран и уголков земного шара, в которых Зикмунд и Ганзелка намерены побывать. Кроме того, чехословацкие гости дали интервью, содержание которого публикуется ниже.Зикмунди Ганзелкареспонденции для радио и прессы, в том числе для журнала «За рулем». У нас ведь своя «пятилетка» — путешествие рассчитано на пять лет.вредакции— В прошлом году в журнале «За рулем» (№ 8 и № 9 за 1957 год) были сообщены некоторые подробности о вашем предстоящем кругосветном путешествии. Какие изменения в планах путешествия произошли с тех пор?— В планах и маршруте почти ничего не изменилось, за исключением того, что нам хочется более подробно ознакомиться с жизнью Египта, где произошли весьма существенные перемены после того, нак мы были там 10 лет назад. Сравнение будет, вероятно, очень поучительным. А вот в составе участников нашего путешествия будут значительные изменения.— Значит, машинами будет заниматься, в основном, автомеханик?— Нет, мы, разумеется, тоже, но у нас будет оставаться больше времени для выполнения основных заданий. А автомобильный завод «Татра» будет иметь возможность судить о качества выпускаемых им машин не только по техническому отчету, но и по непосредственным наблюдениям своего работника.зова. Все детали автомобилей имеют обычную серийную конструкцию, но были подвергнуты исключительно точному контролю и тщательным испытаниям. Они изготовлены из обычного материала, используемого при серийном производстве. Ведь путешествие будет одновременно самым тяжелым испытанием для этих деталей. Было бы нецелесообразно поэтому ставить какие-либо особые детали.— Вы сказали, А двигатель?серийноешасси.— Вы, кажется, собирались вчетвером?ехать— Да. Мы поедем вчетвером, на двух машинах. Но не с женами, к ак это предполагалось раньше, а с двумя товарищами; один из них — очень опытный механик с автомобильного завода «Татра», а другой — врач.— В журнале «Свет мотору» была напечатана статья конструктора завода Зденека Клейнгампля, который подробно останавливается на значении вашего прошлого путешествия для совершенствования конструкции автомобилей «Татра». Имеете ли вы подобную цель и на этот раз?— Безусловно. Мы, действительно, очень тщательно фиксировали во время прошлого путешествия все нюансы поведения нашего третьего, стального, спутника, т. е. автомобиля «Татра-87». Сейчас нам предстоит делать соединенными усилиями тоже самое, но уже применительно к двум автомобилям «Татра-805».— Жен придется оставить с детьми?— Видите ли, это тоже имеет значение, но главная причина — более широкая рабочая программа путешествия. Если из первых двух путешествий мы привезли около 10 000 снимков, а наш рабочий дневник составил около 4 000 страниц, то сейчас мы собираемся сделать не менее 150 000 одних только снимков (в частности, для обновления школьных учебников по географии), не говоря ужео широкоэкранных цветных фильмах, собирании материалов для книг, техническом отчете для автомобильного завода «Татра», писании кор— Это автомобили серийного производства?— При изготовлении этих автомобилей было использовано обычное серийное шасси, незначительно измененное для установки специального фургонного ку-— Двигатель тоже серийный, но с другой машины. На автомобилях «Татра805» обычно устанавливают 8-цилиндровый двигатель, модель 603 А, мощностью 75 л. с. с воздушным охлаждением принудительно-эжекционного типа. На наших автомобилях этот двигатель заменен двигателем модели 603 Ф, который при таком же количестве и рабочем объеме цилиндров развивает мощность 100 л. с. Это также серийный двигатель, обычно устанавливаемый на легковых автомобилях «Татра-603». Однако по нашему предложению в нем несколько изменена система охлаждения. В частности, к ак показал опыт, эжекциончая система недостаточно эффективна и понадобилось установить два вентилятора, которые отводят нагревшийся воздух от цилиндров и головки цилиндров двигателя весьма энергично. Сохранению средней температуры двигателя способствуют также два устанавливаемых приспособления для охлаждения масла. Двигатель снабжен мощным масляным фильтром всасываемого воздуха, а также глушителем всасывания, созданными Исследовательским автомобильным институтом специально для легковых автомобилей «Татра-603».8 Кроме двигателя, все прочиеагрегатышасситакиеже , к акиу автомобиля «Татра-805», к оторый мы ежедневно встречаем на нашихдорогах .— Каковы основные параметры двигателя?— Восьмицилиндровый короткоходн ый двигатель «Татра», модель 603 Ф , имеет диаметрцилиндроз 75 мм , х одпоршня 72 мм , рабочий объем цилиндров 2545 смз. М аксимальнуюмощность (100 л . с.) двигатель развивает при 4800 об/мин. Степень сжатия 6,5 позволяет использовать топливосоктановым числом 65. М аксимальныйкрутящий момент — 16,6 кгмпри 3000 об/мин.— Охарактеризуйте, пожалуйста, другие конструктивные особенности автомобилей, на которых вы поедете в путешествие.— Коробка передач четырехступенчатая (4 передачи вперед и одна назад). Имеется демультипликатор . Т аким образ ом , в распоряжении водителя будет в общей сложности восемь различных передач для движения вперед и две для движения назад. На демультипликаторе установлен компрессор для наполнения шин. Передняя и задняя оси имеютхарак ­ терные качающиеся полуоси системы '«Татра». Их преимуществапри езде по бездорожьюбесспорны . Обычно ведущей является только задняя ось, но в любой момент может быть включенприводи на переднюю ось. Кроме постоянной ред укциив распределительных коробках , автомобиль имеет еще редукторыв колесах. При такомконструктивном решен ии оси ступиц колес лежатниже полуосей, благодаря чему достигается значи ­ тельно больший просвет междунижнейточной автомобиля идорогой , что увеличивает его проходимость . Ш ины размером 10,50 — 16 имеют специальный крупный рисунок протектора. В автомобилях, подготовленных для нашего путешествия , задняя ось нес колько изменена таким образом, чтобы на обеих сторонах ее можно было легкоустановитьдополнительные колеса. Благодаря этому еще больше уменьшаетсямногочисленные научно-исследовательс кие задачи нашего путешествия потребовали значительного увеличения необх одимого нам в дороге оборудования, ряда приборови специальной аппарату ­ р ы . Ездить мы собираемся не только по шоссе или по хорошимдорогам . Нам придется проезжатьи по таким местам, где вообще нет дорог, а примерно десятая часть пути (около 10 000 км) пройдет по дорогам местного значения , проселк амит . д. Поэтому ясно , что нельзя обойтись без легкогоспециального вездеходного авт омобиля . Мы остановили свой выбор на «Татре-805», к оторая , к ак известно, отличается исключительными ездовыми ка ­ чествами вусловияхбездорожья . С первого взгляда, складывается представление, что благодаря большому дорожномупросвету автомобиль этот имеет малуюустойчивость . Но тот , к ому приходилось видеть «Татру-805» на сильно пересеченной местности , непременно поразился бы прежде всего именно ее исключи ­ тельной поперечной и продольной устой ­ ч ивостью . А большой дорожный просвет и сравнительно малое удельное давление на дорогу позволяет «Татре-805» л егкои безопасно проходить по глубок им слоям грязи , снега ипеска . Она такжелегко преодолевает различные водные препятствия , к ак , н апример , к анавы , п отокиипр . Во время многочисленныхиспытанийнаши автомобили часто проходили там , где «зарывались» д аже спец иальныегусеничные автомобили.обращаться через усилитель к большой группе людей. Одной из заслуживающих внимания деталей радиооборудования является тел ескопическаяантенна , ноторая автоматически выдвигается при внлючении приемника . При выключенииприемника антенна моментально автоматически убирается, что сохраняет ее от возможных повреждений. Кроме того , в автомобилях на специальных подставках будут установлены фотои кинокамеры, магнитофоны, научно-измерительные приборыи прочее оборудование. Не забыли мыио размещ ении запасов продовольствия, питьевой воды и топлива для автомобилей. Под полом кузоваустановлены два специальных бензобака общей емкостью около 270 л . К аждыйнаш автомобиль будет букси ­ ровать одноосныйприцепгрузоподъем ­ н остью 0,75 т , в которомбудут находиться запасные колеса, и нструменты , з апасы фотоматериалов, з арядный агрегат и прочее оборудование. Мы уверены , что наши вездеходные «Татры-805» в предстоящем путешествии будут такимиже надежными, к аким был впустыняхафриканскогоиюжно ­ американского континентов их младший брат — автомобиль «Татра-87».Когда начинается ваше путешествие?— Поздней осенью этого года.— Какой подъем способен преодолеть автомобиль «Татра-805»?— Очень большой . Мощность двигателя в соединении с передачами обеспечивает способность автомобиля преодолевать подьемы до 69%, что намного больше возможности любого другого автомобиля. Эти качества «Татры-805» п очти совершенно не используютсяпри обычной эксплуатации на шоссе, но нам они дадут возможностьпроникнутьвтакие места, где, м ожетбыть , до сихпор не бывал ниодин автомобиль.— Разрешите от имени читателей журнала «За рулем» пожелать вам доброго, счастливого пути и больших успехов в вашем интересном путешествии.— Благодарим. Пользуемся в свою очередь случаем, чтобы пожелать читателям журнала «За рулем» и всем советским людям еще большихуспеховисвершенийввеликом деле строительства коммунизма .— Итак, единственной специально сконструированной частью ваших автомобилей является кузов?— Да. К онструкция кузова вполне правильноописанавжурнале «За рулем» (№ 9 за 1957 год), но все же требуется сделать некоторыедополнения . Во-первых, следует сказатьо распол оженныхв среднем отсеке кузова раск ладныхдиванах . В случае, к огда эти диваны не используются для сна , на нихмогут удобно разместиться шесть или семь человек. Мы будем иметь возможность на этот раз принимать гостей прямовсвоих «домах на колесах». Салон кузовахорошо проветривается и отапливается. Для целей вентиляции , кроме открывающихся окон, служит еще исдвигающаясякрыша . Отопление осуществляется припомощи специальн ого обогревателя, не зависящего от работы двигателя. Во-вторых, очень важноподчеркнуть , что во время продолжительныхстоянокмы не будем ограниченытолько внутр еннимпространствомсвоих автомобилей. Поставив автомобили задними стенк амидругпротивдруга (на расстоянии до 4 метров) и накрыв образовавшееся свободное помещение специальным пол отнищем , м ы получаем большуюкры ­ т уюпалатку , нечто вроде « к зартиры » с несколькимикомнатами . Такая возможность спариваниякузовов очень удобна ипрактически увеличивает нашу «жилплощадь».УУЗарулем иудельное давление на дорогуи повышается проходимость автомобиля. Одновременно приналичиидвойныхшинмеждупарамизадних нолес образуют ­ ся барабаны, которые позволяют нак ручивать до 60 м стального троса . Так иепростые , но очень эффективные леб едкимысможем использовать для выт аскивания автомобиля из глубокого болота или пескаприпомощи собственной силы , либо специального мотора, т аккакв лебедках предусмотрен двойной привод . Тяговое усилие на лебедке очень большое — п очти 5000 кг .— При таком тяговом усилии рискованно зацеплять самовытаскиватель за тонкие деревья, не так ли?— Безусловно. Но на этот случай (а также на случай , если поблизости не будет за что зацепиться ) у нас предусмотрен металлический столб, к оторый можно будет быстро вбить вземлю . Столб входит вкомплектвозимогоимущества .Поставив автомобили так, как это показано на снимке, и покрыв образовавшееся между ними пространство брезентом, путешественники могут значительно увеличить свою «жилплощадью «Татра-805» легко' преодолевает яичные водные препятствия. раз-— Какая у «Татры-805» подвеска?— Подвеска на нашихмашинах обычн ая , с ерийная . Передняя и задняя оси имеютнезависимуюподвеску , представляющую собой продольно уложенные торсионные штанги, предварительное напряжениекоторыхможнопри необходимости изменять . Чтобы рессоры были более мягкими , с каждойстороны расположено по две торсионныештанги , одна над другой . Автомобили «Татра-805» и меют гидравлические тормоза.— А как будет осуществляться связь между машинами в движении?— Оба автомобиля имеют надежное радиотелефонное оборудование. В среднем жилом отсеке устанавливается специальный коротковолновый передатчик, а в заднем рабочем отсеке — п риемник . Передатчик иприемникимеютдистан ­ ц ионноеуправление из кабины водител я . Это обеспечивает надежную связь между обоими автомобилями вдвиже ­ н ии , д аже если онибудут находиться на расстояниинескольких сот километровдруг от друга. Во всех трех отсекахкузова установл енырепродукторы . В кабине шофера на щиткеприборовимеютсямикрофонысвыдвижными кабелями. Один из нихслужит для переговоров спассажирамидругого автомобиля. Второй позволяет— Чем объяснить выбор именно этой модели автомобиля для вашего путешествия?— Широкая рабочая программа и9