ХГо следамнашихшыступленяй«НУЖНЫ ХОРОШИЕ МОТОЦИКЛЫ»В ответ на заметку, напечатанную вW3за 1958 год, главный инженер Мин» ского мотоциклетного и велосипедного завода т. В. Рожков сообщает: Вопрос о повышении износостойкости цепей неоднократно поднимался перед заводом мотоцепей г. Даугавпилса. Несмотря на это, качество поставляемых нам цепей остается низким . В то же время на заводе ведется работа по применению закрытых кожухов, которые защищают цепь от попадания песка и снижают ее износ. Поломка пружин седла явилась результатом усталостных напряжений . В настоящее время завод работает над внедрением двойного седла из ревортекса (пористая резина). Износ дроссельного золотника происходит из-за сильной запыленности воздуха, который, попадая через воздушный фильтрна золотник, ведет к усиленному истиранию не только золотника. но и кривошипно-поршневой группы. Для увеличения срока службы золотника необходимо чаще промывать воздухофильтр в керосине исмазывать сетку маслом. В дальнейшем предполагается на мотоциклах устанавливать инерционно-масляные фильтры, которые увеличат срок эксплуатации двигателя. Кроме устранения недостатков, отмеченных автором заметки, завод работает над модернизацией мотоцикла MIM. На нем устанавливаются колеса с увеличенным диаметром тормозов (до 150 мм) и усиленными подшипниками.ДОСАДНЫЕ НЕДОЧЕТЫВолошсном целлюлозном заводе по инициативе первичной организации ДОСААФ в 1957 году были организованы курсы шоферов. Мне поручили читать описательный курс автомобиля. Возник вопрос, какой учебник рекомендовать курсантам. Я остановился на книге 1 «Учебник шофера третьего класса», написанной группой авторов. Однако, на мой взгляд, в этом учебнике есть недостатки, о которых мне хочется сказать. На первых страницах учебника следовало бы кратко изложить историю развития автомобилестроения. Это помогло бы курсантам значительно расширить нругозор, лучше понять основные направления в развитии современного автомобилестроения. Многие рисунки и схемы учебника чрезвычайно усложнены и неоправданно насыщены подробностями. Из-за этого, например, схемы работы карбюраторов К-22Г и К-82 не очень доступны пониманию, несмотря на то, что каждый раз в них выделены работающие части. То же самое относится ик схеме реле-регулятора. На мой взгляд, схемы эти можно было бы значительно упростить, выделив главное — принцип работы и взаимодействие отдельных узлов. С другой стороны, кажется целесообразным несколько расширить сведения об основах электричества и магнетизма. В книге об этом говорится очень скупо. Тогда станет понятным и принцип рабо-. ты контрольных приборов. При описании элементарного карбюратора неплохо бы показать все основные направления потоков горючей смеси и перечислить основные способы регулировки двигателя Ауже после этого рассказать об отдельных приспособлениях для запуска, улучшения режима работы двигателя на малых оборотах и т. д. К сожалению, в книге отсутствует описание процесса работы двухтактного двигателя, хотя в настоящее время наметилась тенденция установки таких двигателей на микролитражные легковые автомобили. Следовательно, принцип работы двухтактного двигателя водителю нужно знать. В разделе «Кривошипно-шатунный механизм» не показаны косой и ступенчатый типы замков поршневых колец, способы крепления поршневых пальцев, не рассказано о формах коленчатых валов при различном числе коренных шеек у 4- и 6-цилиндровых двигателей. Все это помогло бы лучшему усвоению материала. Описание систем охлаждения было бы правильней начать с воздушной, затем уже рассказать о жидкостных — термосифонной, смешанной ис принудительной циркуляцией. Такая последовательность дает более полное представление о принципе и действии системы охлаждения. Большую пользу для изучения этого раздела имела бы диаграмма распределения тепла в двигателях внутреннего сгорания. ' Г. Е. Нагула. В. С. Калисский, А. И. Манзон. Учебник шофера третьего класса. Автотрансиздат. М. 1957.НаГ.Б. НАГУЛА, векмисдаш,А.И ЯАЮОНУЧЕБНИКШОфЕрА ТРЕТЬЕГО КЛАССАмоскал • IQ5'«ПОБЕДА НАД ДЕТОНАЦИЕЙ»Под таким заголовком в'Ms 4журнала была опубликована статья, в которой наряду с описанием конструкции нового прибора М. Морозова — «двухрежимного вакуум-регулятора опережения зажигания» содержалась критикав адрес ряда организаций, не принимавшихмер по реализации этого изобретения. Как сообщил редакции главный инженер Управления автомобильной промышленности Московского городского совнархоза т. Л. Рождественский, главным конструкторам автозавода имени Лихачева, завода малолитражных автомобилей, завода АТЭ-2 и директору НИИ автоприборов дано указаниетщательно рассмотреть новое изобретение, с тем чтобы решить вопрос о его промышленном использовании. Директор ВНИИАТ т. Н. Б. Островский в своем письме в редакцию отмечает, что «...избранный т. Морозовым путь устранения детонации путем автоматического уменьшения опережения зажигания только на детонационных режимахв принципе является правильным». ВНИИАТ считает целесообразным разработать конструкцию промышленного обр азца описанного прибора. По сообщению начальника производственно-технического управления Министерства автомобильного транспортаи шоссейных дорог РСФСР т. В. И. Кашкина, для решения вопроса о внедрении приборов Морозова в автохозяйствах системы министерства ВНИИАТу предложено командировать вРигу квалифиц ированных специалистов.В учебнике почему-то отсутствует описание некоторых узлов и агрегатов распространенных в нашей стране марок автомобилей. Т ак , не описана система смазки грузовика ЗНЛ-150, нет схемы механизма сцепления и тормозной си ­ стемы автомашины МАЗ-200 и не показано устройство мягкого кардана (из прорезиненной ткани ) . Описывая гидравлический привод тормозов, авторы ничего не говорят о назначении компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре. Это затрудняет усвоение материала курсантами. Среди заменителей тормозной жидкости авторы учебника указывают глицерин. Но каждый шофер, который хоть раз применял его, знает, к акой вред он приносит тормозной системе. Поэтому советовать применять глицерин, на мой взгляд, не следовало бы. И, наконец, существенным недостатком учебника является отсутствие вопросов для повторения. Мне кажется , что исправление досадных недочетов в последующих изданиях улучшит эту полезную инужнуюкнигу . общественный Пос. Волошка. Архангельская обл. А. ГАСАНОВ, инструктор.БИБЛИОТЕКА ШОФЕРАвтомобили используются в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и торговли. Поэтому наряду с обычными бортовыми автомобилями имеются и специализированные: бензовозы, автомобили-самосвалы, цементовозы, автомобили для перевозки крупнопанельных строительных деталей и других грузов. Для понимания и изучения процессов, происходящих в агрегатах и механизмах автомобиля, необходимы обширные познания из различных отраслей науки итехники (физики, электротехники, теоретической механики и т. д.). Все эти вопросы в популярной, доходчивой форме освещаются в книгах серии «Библиотека шофера», выпускаемой Автотрансиздатом. В подготовке книг приАнимают участие шоферы и работники автохозяйств, инженеры и научные работники. В названной серии изданы следующие книги: Инж. П. С. Андреев. Эксплуатация автобуса ЗИЛ-155. Канд. т ехн . н аук Я. X. З акин , шофер Е. Е. Бресслер. Автомобильные поезда. Шофер И. Н. Зарубин иинж . Б. Ф. Конев. Экономия бензина при эксплуатации автомобиля. Канд. техн. н аук В. И. Лапидус, и нж . Ю. А. Хальфан. Автомобильные автоматические коробки передач. Канд. техн. н аук Д. М. Левин, шофер П. Ф. Оглоблин. Зимняя эксплуатация автомобилей.Механик А. П. Пученков, канд. т ехн . наук И. С. Шлиппе. Обслуживание и регулировка электрооборудования автомобилей. Шофер М. М. Калик, шофер П. Ф. Оглоблин. Опыт безаварийной работы на автомобиле. Многие из книг выдержали по два издания и пользуются большим спросом среди шоферов и других работников автотранспорта. Автотрансиздат просит читателей жур ­ нала присылать свои замечания по книгам и пожелания о том, к акие темы следовало бы осветить в последующих изданиях серии «Библиотека шофера». Ф. ЛЕСНЯКОВ, зав. автомобильной редакцией.22<s