чинают за два месяца до гонок. По цене < эти билеты гораздо дороже, чем билеты ; в Хельсинский оперный театр. В этом году на гонках присутствовало } около 82 000 человек (в Хельсинки про- ) живает 300 000 жителей). От продажи S билетов было выручено 30 млн. финских I марок. Расходы же на проведение го- \ нок составили 10 млн., т. е. получена \ прибыль 20 млн. марок. Половину этой ) суммы комитет по организации гонок £ пожертвовал инвалидам, за что его < освободили от уплаты многих налогов. < Оставшиеся 10 млн. марок были распре- < делены между автомобильными и мо- > тоциклетными клубами Финляндии. Эти i деньги расходуются в оснозном на при- j обретение учебных пособий для обуче- ( едавно в швейцарском городе Люния водителей автомобилей и мотоцик- ; церне — крупном центре туризлов. I ма — состоялся очередной летний Международной федерации Расходы на проведение гонок вклю- S конгресс (ФИА), котором расчают в себя затраты на ремонт и подго- I автомобилистовпроблемына автомобильносматривались товку трассы, уборку территории после I го туризма и автомобильного спорта. Конгресс отметил, что развитие автоокончания соревнований. На все это ухо- I дит 3 млн. марок. Остальные 7 млн. ма- > мототуризма во многих странах затруднено вследствие неудовлетворительного рок используются для оплаты проезда > обслуживания туристов в пути. Туристы гонщиков к месту соревнований, мест в > не обеспечиваются удобным и недорогим ночлегом и лишены возможности отеле, расходы на стартовые, призы, а I дить техническое обслуживание провосвоих также на проведение заключительного t машин. Имеющиеся отели слишком дороги для большинства туристов, особенбанкета. Затраты на рекламу, оплата { расположены, как пратруда постоянно занятых членов коми- > но длявмолодежи, и ма;,о приспособлены вило, городах тета и другие менее значительные рас- s для обслуживания автомобилей. Поэтоходы покрываются за счет прибыли, по- с му ФИА рекомендует всем автомобильным нлубам и ассоциациям всемерно лучаемой от продажи программ гонок. > развивать новые формы обслуживания создавая так называемую сеть В чем секрет окупаемости гонок ' туристов,и, особенно, нэмпингов. мотелей «Элеинтарханайо»? Прежде всего — в ? М отель представляет собой специзаботе о зрителях. Их заблаговременно > альную гостиницу для автомототуристов, и подробно информируют по радио и > в котором можно получить за сравнителевидению. Зрители могут удобно иs тельно небольшую плату комнату с элементарными удобствами и отдельный быстро попасть к месту проведения го- < боне для автомобиля в общем закрытом нок. Заезды в отдельных классах машин \ гараже. Гаражи оборудуются мойкой для проходят в точно предусмотренное } автомобилей и смотровой канавой или подъемником для технического обслужипрограммой время. Стремление сделать > вания. К эмпинг — это лагерная стоянка автомобильные гонки интересным зре- > на своих малищем, забота о возможно больших > туристов,с путешествующих необходимыми шинах, минимально удобствах для зрителей — все это дает I удобствами. Кэмпинги обычно оборудуются палатвозможность выручить огромные деньги. ) ками или другими легкими укрытиями Такая практика заслуживает внимания, > для ночлега, а танже площадками для и ее целесообразно применить при op- > стоянки автомобилей и местами для их ганизации и проведении автомобильных , технического обслуживания. Туристы, путешествующие на и мотоциклетных соревнований в нашей ( билях с прицепами — дачами, автомомогут стране. Это позволит не только сделать } останавливаться на территориях нэмпингов для ночлега или отдыха в своих их самоокупаемыми, но и собрать зна- > чительные средства, которые можно бу- ) машинах. Территория лагерной стоянки должна дет использовать для развития азтомо- \ иметь водопровод, умывальники, души и бильного и мотоциклетного спорта. \ кухни, где туристы смогли бы готовить себе пищу. Для мойки и технического Что же конкретно можно использовать > обслуживания автомобилей нужны спев наших условиях из опыта проведения • циальные площадки с легкими укрытиями, снабженные моечным оборудованиавтомобильных и мотоциклетных гонок ; ем, набором приспособлений и инструв Финляндии? С точки зрения самооку- \ мента для мелних ремонтных работ. паемости соревнований, вполне оправ- > В этом году подобные кэмпинги уже дано широкое рекламирование их иS организованы многими клубами в Люксембурге, Швейцарии, Бельгии, Франции. проявление максимальной заботы о зри- s Особенно большой кэмпинг, одноврементелях. Бесспорно, целесообразно прово- ( но размещающий около 500 групп туридить гонки в нерабочее время и раз- \ стов, создан голландским клубом в Босваане, близ Амстердама. решить доступ любителям автомотоспор- } В СССР также имеются специально та к наиболее интересным местам на по- > оборудованные гостиницы и пансионаты воротах, естественно, при соблюдении \ для автотуристов i типа мотелей и кэмпингов, они размещаются, как правило, мер предосторожности. на больших автомобильных дорогах. К сожалению, однако, автомобильные клуВероятно, наиболее интересными бубы стоят в стороне от организации бладут для наших спортсменов и зрителей 5 гоустроенных гостиниц, доступных и заезды на небольшие дистанции, поряд- , удобных пансионатов и лагерных стоянок для туристов, путешествующих на ка 50 км. Их можно проводить на маавтомобилях. Необходимо, чтобы автоленьких трассах, например на ленинмотоклубы ДОСААФ организовали свои лагерные стоянки, особенно в наиболее градском кольце. посещаемых туристами районах страны, Наблюдение за XX гонками «Элеин- г добиваясь в этом деле помощи от совтарханайо» и опробование гоночных и > нархозов и профсоюзов. К араванинги — групповые путеспортивных автомобилей, любезно пре- > шествия на автомобилях — особенно доставленных нам, позволяют сделать способствуют развитию массового автовывод о возможности организации тотуризма. Конгресс ФИА рекомендует всем автомотоклубам и ассоциациям шиварищеской встречи между советскими 1и финскими спортсменами, особенно на См. журнал «За рулем», 1958, № 4, гоночных автомобилях III формулы. стр. 12.ЛЕТНИЙ КОНГРЕСС ФИА В ЛЮЦЕРНЕНроко развивать этот вид туризма не только внутри своих стран, но и среди туристов, посещающих другие страны. В таких коллективных путешествиях можно организовать спортивные соревнования, конкурсы на лучшее оборудование лагерной стоянки, быстроту ее развертывания, на лучшее выполнение различных мероприятий и т. п. Такого рода соревнования и конкурсы за рубежом называются «туристскими ралли». В нынешнем году караванинги и ралли уже организованы рядом клубов. Много караванингов и ралли проведено за последнее время в Голландии и особенно в Бельгии в СЕЯЗИ со Всемирной выставкой в Брюсселе. В августе будет проведено большое коллективное туристское ралли по маршруту Милан — Москва, организуемое итальянским клубом. Французский автомотоклуб уже сейчас ведет подготовку к большому туристскому пробегу Париж — Москва. Нашим клубам также следует организовывать большие групповые путешествия автотуристов в отдаленные и живописные места страны. Нужно практиковать и коллективные автомобильные путешествия в зарубежные страны. Полезную инициативу в этом деле проявили Ленинградский автомотоклуб ДОСААФ и автомобильная секция Московского дома ученых, организовавшие в июне этого года групповые путешествия по маршруту Москва — Варшава — П рага Москва. Путеводители и маршрутн ыекарты имеют большое значение для развития автомототуризма. В ФИА работает специальный комитет, ноторый заканчивает составление подробных путеводителей по Европе на английском, французском и немецком языках. К настоящему времени уже выпущено английское издание путеводителя, содержащего подробные сведения о дорогах Европы протяженностью около 72 тысяч км. Подкомитет по путеводителям в ближайшем будущем начнет составлять путеводители по Африке, Азии и Америне. Помимо полных путеводителей, выпускаются и местные (локальные), а также другие специальные путеводители. Так, например, недавно выпущен путеводитель, содержащий сведения о расположении нэмпингов в Европе. Для уменьшения объема путеводителей и удобства пользования ими конгресс ФИА решил разработать международную систему условных обозначений различных объектов, могущих интересовать автотуристов. Много путеводителей и специальных дорожных карт для туристов выпускают танже отдельные клубы и ассоциации совместно с туристсними организациями. Наши же клубы в этом направлении делают пока еще очень мало. Был издан только один справочник маршрутов автомобильных путешествий по СССР, ноторый сейчас уже устарел. Необходимо принять срочные меры к выпуску обновленного и достаточно широкого путеводителя. Помощь иностранным турис там со стороны местных нлубов была предметом специального рассмотрения на конгрессе ФИА. Неноторые клубы осуществляют такую взаимную помощь в порядке двухсторонних соглашений. ФИА предполагает в дальнейшем подготовить международную нонвенцию, обязывающую все входящие в федерацию нлубы обеспечивать необходимую помощь иностранным туристам. Конгресс ФИА одобрил предложение технической комиссии об издании наж-16