ДОСААФОВЦЫ ПОСТРОИЛИС ПЛАСТМАССОВЫМ КУЗОВОМавто. П еред намиВнесколько необычныйтолько мобиль. этом убеждает не отсутствие двигателя на его «законном» месте — впереди, а и открывающиеся вверх двери, низкий «рост» машины (1350 мм) и особенно ее пластмассовый кузов с маркой «МВТУ». В 1956 году группой энтузиастов-досаафовцев Московского высшего технического училища имени Баумана — сотрудников кафедры колесных машин и студентов во главе с инженером В. С. Цыбиным было решено начать постройку автомобиля собственной конструкций. По замыслу автора, это должен был быть сверхмалолитражный двух-. местный автомобиль с пластмассовым кузовом. Работа по его созданию началась осенью того же года. Были спроектированы передняя подвеска, рулевой механизм, передние тормоза, рама. Часть узлов и деталей была использована от мотоколяски. Постройку и опробование шасси закончили летом 1957 года. Одновременно велось изготовление кузова. И вот автомобиль готов. Он представляет собой машину с задним расположением двигателя и независимой подвеской всех колес. На нем установлен двухцилиндровый двухтактный двигатель мотоциклетного типа (ИЖ-350) мощностью 11,5 л. с, дополнительно оборудованный вентилятором,' стартером и более мощным генератором. Он выполнен в блоке с четырехскоростной мотоциклетной коробкой передач, в которой, как известно, задний ход отсутствует. Чтобы избежать этого недостатка, был использован задний мост от мотоколяски, включающий в себя, помимо дифференциала, и механизм заднего хода. Независимая передняя подвеска на поперечных рычагах и пружинах бесшкворневая, роль шкворня выполняют здесь два шаровых шарнира передней подвески «Москвича-402». Задняя подвеска — независимая (от мотоколяски). Рама сварная из дюймовых труб. Главную передачу мы сделали цепной. Автомобиль оборудован механическими тормозами на все колеса. Вес его около 400 кг. Расчетная скорость до 75 км/час. Наиболее интересной особенностью машины является, однако, ее кузов, изготовленный из пластмассы — стеклопластика. Это целиком самостоятельная конструкция, спроектированная и изготов. ленная в МВТУ. Сырьем для изготовления кузова послужила стеклоткань и клей БФ-2, представляющий собой спиртовой раствор ряда полиэфирных смол. Предварительно раскроенные куски стеклоткани пропитывались клеем и укладывались в несколько слоев на гипсовую модель, воспроизводящую формы кузова. После полимеризации клея при сушке получался очень прочный, не уступающий металлу, материал, хорошо противостоящий ударам, не подверженный коррозии, а самое главное — легкий. Толщина стенок в отдельных случаях составляет 3—4 мм, а вес кузова равен 47 кг, тогда как стальные кузова машин этого типа весят намного больше. Вег металлического кузова микролитражки «Ситроен», например, равен 130 кг. Следует отметить, что шасси нам удалось изготовить, используя узлы существующих машин, при наличии простейшего сварочного оборудования, токарного и сверлильного станков. В настоящее время наш маленький автомобиль (его база — 1800, колея — 1150 мм) экспонируется на Всесоюзной промышленной выставке. Инж. Л. ШУГУРОВ.6