на торце колодки, достаточно лишь поставить шайбу, которая войдет в комплектный набор мотоцикла. Сравнивая старые штампо-сварные и новые — литые — колодки, можно отметить, что конструкция последних значительно жестче. Запрессовка стальной втулки в посадочное место под кулачок тормоза должна сделать более надежной работу привода тормозной системы. Стала иной и система выпуска. И раньше ИЖ не считался «громкой» машиной. Однако звук выхлопа и конструкция глушителей не удовлетворяли конструкторов. Для новых моделей были разработаны и испытаны новые глушители выпуска (рис. 3). Разборная конструкция их позволяет, не снимая корпуса глушителя, отсоединить наконечник, вынуть, прочистить «начинку» и снова собрать глушитель. Кроме того, увеличение объема глушителя и оптимально подобранные проходные сечения выпускного тракта делают мотоцикл совсем «тихим». Вместе взятые конструктивные изменения, о которых мы рассказали, позволят повысить гарантийный пробег мотоциклов ИЖ-П2 и ИЖ-Ю2 по сравнению с ИЖ-П и ИЖ-Ю на 25 процентов. К каждому мотоциклу прилагается комплект запасных частей. Теперь он увеличился: в него дополнительно входят трос сцепления и шинный манометр, который даст возможность поддерживать в камерах нужное давление. Это в конечном итоге скажется на сроках службы шин . Для мотоциклов ИЖ-Ю с боковым прицепом дается звездочка с девятнадцатью зубьями. Она необходима при езде без прицепа. И в заключение — просьба к мотолю-Са)Р ис . 2. Расположение включателя стоп-сигнала: а) включатель стоп-сигнала на раме «ИЖ-Планетыг>, б) включатель стопсигнала «ИЖ-Планеты-2» в инструментальном ящике.^ЕВВРис. У. Разборный глушитель Планеты-2» и «ИЖ-Юпитера-2».«ИЖ-бителям. На завод приходит много писем от владельцев ижевских мотоциклов с замечаниями, предложениями, вопросами, советами. Хотелось бы получать в этих письмах и данные о сроках службы узлов и детален, с указанием модели мотоцикла, года выпуска, характера неисправности, пробега, условий эксплуатации, нагрузки. Анализ материалов, рассказывающих об эксплуатации машин в различных дорожных и климатических условиях, поможет заводу быстрее решать задачи по дальнейшему их совершенствованию. Г. ПИСАРЕВ, В. АБРАМЯН, инженерыг. Ижевск2*оздатели автомобиля не могут в подробностях предвидеть будущее своего детища. Что ждет его за воротами завода? Жара или холод, дождь или снежная буря? Может случиться, что его колеса будут мягко шелестеть по асфальтовому покрытию городских улиц — и только, а может быть, им придется буксовать на проселке. Немаловажно и то, кто сядет за руль машины. Сколько людей — столько характеров. И каждый характер — это свой «почерк» езды, так или иначе сказывающийся на «здоровье» автомобиля. Короче говоря, условия движения автомобиля в первом приближении складываются из трех элементов: дорога, конструкция, водитель. В основе конструирования любой новой машины должны лежать характеристики этих элементов. Но они, как мы видим, обусловливаются самыми разнообразными, непрерывно меняющимися параметрами, досконально учесть которые попросту невозможно. Естественно поэтому, что во всякий расчет вводятся разного рода поправки, переходные коэффициенты, снижающие его достоверность. Многие величины даже таким приближенным путем нельзя подсчитать заранее. Вот и строят опытные образцы новых моделей, снаряжают их в длительные автопробеги. Проходит несколько лет, прежде чем будет готов окончательный вариант. И все равно многое остается неясным. Когда модель уже выпускается серийно, на завод начинают приходить письма о тех или иных конструктивных недочетах, «не замеченных» проектировщиками и испытателями. , Но как могло быть иначе? Ведь нельзя объять необъятное. И до недавнего времени описанный порядок представлялся чем-то само собой разумеющимся. Мы сказали «до недавнего времени», потому что сегодня задача учета множества вариантов, получения множества решений и выбора из них наилучшего не кажется такой уж фантастической. Если раньше для этой цели требовалась многолетняя работа целой армии расчетчиков ив общем-то проще было строить опытные автомобили, то сейчас к услугам проектировщиков электронновычислительные машины (ЭВМ). В Институте комплексных транспортных проблем Госплана СССР начали, казалось бы, с относительно небольшого (по сравнению с общей задачей) расчета движения автомобиля. При помощи ЭВМ проанализировали тяговые качества двух вариантов перспективного городского автомобиля грузоподъемностью в одну тонну: с трех- и четырехступенчатой коробкой передач. Предусматривалось, что максимальная скорость на высшей передаче должна быть не меньше 80 км/час. Один из этапов такого анализа — размещение промежуточных передач между заранее выбранными низшей и высшей — уже насчитывает бесчисленное множество решений, из которых надо выбрать наиболее рациональные. Задача сводится к определению числа передач, ряда передаточных чисел, .а также скоростей, достигаемых автомобилем на каждой передаче в конце разгона. Все это при соблюдении одного условия: время разгона до заданной наивысшей скорости должно быть минимальным.ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОМОЩНИК КОНСТРУКТОРАДвадцать тысяч операций в секунду совершала ЭВМ, рассчитывая основные параметры автомобиля с трехступенча-' той коробкой передач, перебирая различные комбинации значений передаточных чисел и коэффициентов использования максимальной скорости на передачах. Уже через тридцать минут из алфавитнопечатающего устройства появилась бумажная лента с цифрами ответа. Расчет автомобиля с четырехступенчатой коробкой занял шесть часов машинного времени, тогда как для обычного анализа этой конструкции нужно было бы загрузить работой на полгода 30 расчетчиков. На ЭВМ «Урал-2» было проверено влияние числа ступеней и передаточных чисел силовой передачи на среднюю техническую скорость междугородного автопоезда с тягачом ЗИЛ-133В. В программу заложили семь типов коробок передач (число ступеней 5, 7, 8, 10, 12, 15 и 20), причем разбивку передаточных чисел по ступеням произвели тремя способами: по геометрической и арифметической прогрессиям и гармоническому ряду. Величина же передаточного числа первой и последней передач во всех случаях принималась одинаковой. После тридцатиминутного «размышления» машина дала ответ: для достижения максимальной скорости в заданных дорожных условиях наиболее целесообразной является . 8—10-ступенчатая трансмиссия с разбивкой передаточных чисел по геометрической прогрессии. Теперь можно продолжить исследования для более трудных случаев. Например, искать способ разбивки передаточных чисел с учетом инерционного преодоления подъемов и потери скорости во время переключения передач. Можно исследовать работу тех агрегатов автомобиля, расчет которых связан с наиболее громоздкими вычислениями. Так, сравнительно недавно ЭВМ помогла проанализировать колебания автомобиля и выбрать рациональную подвеску. Работа с электронно-вычислительными машинами не только упрощает н удешевляет проектирование, но и влечет за собой значительную рационализацию всей конструкции вплоть до снижения веса автомобиля. Электронный «мозг» «кибера» уже накопил такое количество информации, что перед ним впору ставить и более общие проблемы: «водитель—автомобиль»; «автомобиль—водитель—дорога». Надо полагать, что «с легкой руки» ЭВМ уже не за горами день, когда конструкторы смогут выдать чертежи новой модели, почти не нуждающейся в опытной доводке. А. АХМЕДОВ, Б. НИФОНТОВ, инженеры Института комплексных транспортных проблем11