28
29
ЛЮФТ ПОЛУОСИ И ТЕЧЬ МАСЛАВладелец «Москвича-407» В. Бычков из г. Ставрополя хочет знать, как устранить осевой люфт, течь масла из коробки передач, какие применять масла для картера рулевого механизма и игольчатых подшипников карданных шарниров. Отвечают конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей. Для того чтобы определить причину осевого люфта полуоси, необходимо вынуть ее из картера заднего моста и тщательно осмотреть места установки подшипника, упорной и запорной втулок. Существующие допуски на размеры деталей, сопрягаемых с полуосью и картером заднего моста, разрешают как защемление наружного кольца подшипника по торцу, так и образование зазора. Зазор не должен превышать 0,40 мм при глубине выточки под подшипник во танце картера 15,85 -».'« мм. Если люфт ольше допустимой величины, его необходимо устранить при помощи стальных подкладок (деталь 402-2403082), поставляемых в запчасти. Устанавливать их нужно между торцом наружного кольца подшипника и торцом выточки во фланце картера. Если же осевой люфт увеличился за счет зазоров, появившихся между торцами подшипника и упорной и запорной втулками, то необходимо заменить полуось в сборе или обратиться за консультацией в ближайшую мастерскую, чтобы узнать, какие детали можно и какие нельзя использовать. Следует также проверить болты, крепящие тормозной щит: возможно, они ослабли. В любом случае, однако, не допускается эксплуатация автомобиля с большим осевым люфтом полуоси. Независимо от того, каная залита смазка в коробку передач, она не должна вытекать через уплотнения. Если смазка вытекает через уплотнитель, где работает скользящая вилка карданного вала, необходимо заменить установленные там сальники (правда, появление капли масла вполне допустимо). Одновременно следует проверить состояние втулок, установленных в удлинителе перед сальниками. Допустимый износ втулок (разница в диаметрах отверстия втулок и скользящей вилки карданного вала) -Ы 0,2—0,25 мм. При повышенном износе необходима замена втулок I * 407-1701235. Причиной попадания масла в гибкий вал привода спидометра и спидометр, по-видимому, является повышенный износ валика редуктора привода спидометра, к которому присоединяется нижний конец гибкого вала. В этом случае необходимо заменить редунтор (деталь 407-3802810-г). Поставляется он в запчасти в. комплекте 407-3802950, состоящем из редуктора и •едущей шестерни 402-3802833, которая устанавливается на вторичном валу в случае износа имеющейся. Кроме того, причиной течи масла из коробки передач может быть вода в гипоидном масле. При этом масло сильно вспенивается и возможен выброс его через сапун или через некачественное уплотнение. Для заправки агрегатов автомобиля «Москвич» следует применять масла, рекомендуемые руководством по эксплуатации автомобиля. Если нет масла, которое полагается заливать в картер рулевого механизма (ГОСТ 4002-53), можно использовать трансмиссионное автотракторное масло—нигрол (ГОСТ 542-50) или масло для гипоидных передач (ГОСТ 4003-53).tпрочной, эластичной покрышки — это вместо нескольких детален (покрышка, камера, ободная лента) у шин других конструкций. Воздух, обеспечивающий упругие свойства бескамерных шин, заполняет непосредственно внутреннюю полость покрышки. Бескамерная шина не должна пропускать воздух. Поэтому предусмотрена плотная посадка шины на обод колеса. Чтобы замедлить просачивание сжатого воздуха через каркас, внутреннюю поверхность бескамерных шин до бортов покрывают специальным воздухонепроницаемым резиновым слоем. Для герметизации посадочной части бортов шины на ободе применяется уплотнительный бортовой резиновый слой, прижимаемый к закраинам обода внутренним давлением воздуха. Герметичное крепление вентиля в отверстии обода достигается применением резиновых шайб. Иногда в бескамерных шинах самопроизвольно снижается давление. Это значит, что происходит утечка воздуха. Чем она вызывается? Причины могут быть разные, Утечка между ободом и бортом шины — следствие дефектов бортовой части шины или обода (погнутость, вмятины, царапины), неправильной посадки борта на конусную полку обода, плохой шлифовки сварного шва. Случается, что воздух просачивается и через вентиль из-за дефектов золотника или небрежной установки уплотнительных шайб. Трещины, дефекты сварных швов и другие повреждения обода тоже могут сыграть свою роль. Ну и, естественно, бескамерная шина, как и всякая другая, не застрахована от проколов. Чтобы определить место утечки воздуха, нужно накачать шину до 3—3,5 атмосферы, затем снизить давление до нормального и проверить утечку через борта. Если давление снижается из-за дефектов золотника, то надо сменить эту деталь. Обязательно нужно проверить правильность установки вентиля на ободе. Другой случай. Воздух проходит между закромкои обода и бортом. Значит, надо поднять давление в шине до 3,5 атмосферы, снизить до нормы, а затем несколько раз слегка ударить колесо о землю, одновременно поворачивая шину по окружности. Так достигается лучший контакт бортов шины с полкой обода. Если эта операция не помогла, следует проверить. не выходит ли воздух через плохо зашлифованный сварной шов в ободе и не загрязнены ли полки обода. Ну а когда ни то, ни другое не обнаружено, то, очевидно, дело в производственном дефекте бортовойЗ части итвп шины. В этом случае зам = Д . ^ " И РЛ ! 7н^ов Г0С ТЛ ^ п н-ар вЯъпвлявтся Реклашимы СОЛас >' пневматические Если обнаружены дефекты обода рекS Ut4 ? » - АнУу жн оо ПтР ОЯВЛЯТЬ автомобиль. м^йХД " Н о использования бескамернои шины отказываться не следует при любых обстоятельствах. Когда утечку воздуха и снижение давления устранить нельзя, шина может служить как поирышка с камерой того же размера ие таким же давлением. •"""•Ра ипоршня давление продувки значительно меньше, чем при максимальных оборотах. Поэтому цилиндр неполностью очищается от отработавших газов. Скопившись в цилиндре, они замедляют горение и воспламенение смеси. На малых оборотах у двухтактного двигателя цилиндр очищается настолько плохо, что он работает как четырехтактный — с пропуском одного рабочего такта, поскольку продувается только ио второму такту. Отсюда ясно, что скорость горения смеси в двухтактных двигателях на малых и средних оборотах замедлена, следовательно, для ее полного сгорания необходимо более раннее зажигание, чем в четырехтактных. На максимальных оборотах у двухтактного двигателя резко возрастает термическая напряженность цилиндра, поскольку уменьшается время на отвод тепла от его стенок (сгорание смеси происходит каждый второй такт, в то время как у четырехтактного двигателя — каждый четвертый такт). Это может привести к детонации, но увеличивает скорость горения. Вот почему на двухтактных двигателях нет смысла регулировать угол опережения в зависимости от числа оборотов вала. Здесь целесообразнее постоянный, средний угол опережения зажигания. Но почему же на двухтактных двигателях раньше устанавливали центробежный автомат опережения зажигания? Это было в то время, когда применялись низкооктановые бензины с малой теплотворной способностью при низких степенях сжатия. Скорость горения их была значительно меньше, чем применяемых в настоящее время, и углы опережения зажигания достигали 40—50 градусов поворота коленчатого вала. Естественно, что пуск двигателя при таких углах был весьма затруднителен, а работа его неустойчива, поэтому пришлось устанавливать центробежный автомат опережения зажигания, действующий, кстати, только до средних оборотов, а затем дающий полный и постоянный угол. Сейчас на двигателе мотороллера Т-200М устанавливается кулачок с постоянным углом опережения зажигания. Это не только не снизило мощности двигателя, но, по данным длительных стендовых и дорожных испытаний на заводе ив ЦКЭБ мотоциклостроения, даже сократило расход топлива на эксплуатационных режимах работы двигателя.НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ПО ИЖ-ПЛАНЕТЕЧитатель тов. Сердюков из г. Спасска поделился с редакцией некоторыми соображениями по поводу конструкции мотоцикла «ИЖ-Планета». Мы приводим его вопросы и ответы заводских конструкторов. В опрос . Чем измерять давление в шинах? Хорошо бы включить в комплект манометр, — например, МДЗА. О твет . С 1965 года в комплект будет включен манометр МД214Г, который намного лучше манометра МДЗА. В onрое . Конструкция седла на «ИЖ-Планете» неудобна. Делается ли чтонибудь для его улучшения? О твет . Да, делается. Конструкция седла усовершенствована. Новое седло внедряется в производство. В опрос . Что послужило причиной возвращения привода спидометра мотоцикла на переднее колесо? О твет . Рекламации по обрыву гибкого вала, когда редуктор находился • коробке передач, заставили заводских конструкторов перенести его на переднее колесо. В опрос . За последнее время несколько раз менялось крепление рычага ножного тормоза. Чем это было вызвано? О твет . Крепление рычага ножного тормоза стало иным в связи с изменением конструкции включателя стопсигнала. В опрос . Не много ли 13 лошадиных сил для прогулок? 'Ведь их можно использовать и для перевозки какого-либо груза. Почему в таком случае заводизготовитель не начнет выпуск стандартных багажников? О твет . Конструкторы работают над таким багажником. Вероятно, он будет устанавливаться на новой модели.«ТУЛА» БЕЗ АВТОМАТА ОПЕРЕЖЕНИЯт йм1на Двигателе мотороллера Т-200М снят центробежный автомат опережения зажигания? Такой вопрос часто задают владельцы мотороллеров последнего выпуска. Отвечает на него инженер В. Лопухин. Давайте сначала разберемся, какие функции выполнял центробежный автомат опережения зажигания на двухтактных двигателях. Известно, что время сгорания топливной смеси и ее предпламенных подготовительных химических реакций уменьшается с увеличением числа оборотов двигателя. Чтобы смесь успевала сгорать полностью на максимальных оборотах, зажигать ее необходимо раньше, чем при работе на малых оборотах. Рассмотрим теперь работу двухтактного карбюраторного двигателя с нривошипно-камерной продувкой. На малых и средних оборотах благодаря небольшим скоростям движенияКАК СОХРАНИТЬ ДАВЛЕНИЕМногие читатели спрашивают, для каких легковых автомобилей выпускает ярославский завод бескамерные шины, в чем особенность их эксплуатации. Отвечает старший инженер оавода Г. Демидов. Ярославский шинный завод изготовляет беснамерные шины размером 6,7015 для автомобиля «Волга» и 8,20 — 15 для автомобиля «Чайка». Бескамерные шины (и для легковых и для грузовых автомобилей) состоят из28 КАЖДОМУ ДВИГАТЕЛЮСВОЕ МАСЛОМосквича И. Михайлова интересует, почему для мало различающихся двигателей «Москвича» моделей 403 и 408 рекомендуется разное масло: для модели 403 —- СУ-50, а для модели 408 — АС-8, а .масло СУ-50 для этого двигателя указывается как заменитель. «Какое же масло предпочтительнее для двигателя?» — спрашивает он. Двигатель модели 408 мощнее, и его детали больше нагружены. Он имеет и другие конструктивные изменения и рассчитан на работу с маслом АС-8 (М8Б) с присадкой ВНИИНП-360 по ГОСТ 10561-63. Использование для него масла СУ допускается как исключение, если отсутствует масло, рекомендованное. Двигатель 407-Д1 (автомобиля «Москвич-403»), как указано в руководстве, рассчитан на масло СУ; лишь в порядке исключения допустим автол. Масло АС-8 — всесезонное. Вязкостнотемпературные свойства этого масла таковы, что позволяют применять его летом и зимой. Оно обеспечивает пуск двигателя до температуры минус 20 градусов.ступить, с частности, тогда, когда владелец не принял всех мер, исключающих возможность движения автомобиля или мотоцикла в его отсутствие. Поскольку вы виновны в нарушении ст. 57 Правил движения, суд, в зависимости от обстоятельств, может ответственность за вред, причиненный таксомоторному парку, возложить и на лицо, угнавшее автомобиль, и на вас.Для этого устанавливают, как показано на рисунках 1и 2, индикатор. Стойку его закрепляют на фланце коленчатого вала. Маховик со сцеплением при такой проверке рекомендуется снимать. Биение как отверстия, так и торца не должно превышать 0,08 мм. Но что делать, если картер оказался присоединенным с нарушением допусков?ПРОГРАММНЫЙ МИНИМУММожно ли сокращать объем практической езды обучаемого, если он уже имеет некоторые навыки вождения мотоцикла? Этот вопрос задает И. Петров из г. Киева. Программа подготовки мотоциклистов отводит на практическое вождение 25 часов. Каждому ясно, что это лишь самый необходимый минимум для любого водителя. Сокращать этот объем практической езды нецелесообразно. Ведь за это время надо не только овладеть приемами управления мотоциклом, но и научиться водить его в самых различных дорожных условиях и днем и ночью. Если человек пришел на курсы, уже имея некоторый опыт вождения мотоцикла, то инструнтор после соответствующей проверки может освободить его от простейших упражнений, сосредоточив внимание на вождении мотоцикла по улицам с интенсивным движением, правилах маневрирования и других сложных элементах подготовки.Р и с. 1. Так надо проверять концентричность отверстия в картере сцепления с осью коленчатого вала.ТРИ ВОПРОСА. ТРИ ОТВЕТААвтолюбитель А. Козьмен из г. Хмельницкого задал три вопроса: 1. Отразится ли на мощности уста• новка на двигатель «Москвича-402» газопровода от двигателя «Москвича400»? 2. Какого ремонтного размера шатунные вкладыши следует устанавливать у двигателя модели 402 после ремонтного размера 0,5? 3. Какого ремонтного размера следует (на том же двигателе модели 402) устанавливать вкладыши коренных подшипников после вкладышей ремонтного размера 0,05? 1. Установка на двигатель «Москвича-402» газопровода с двигателя «Москвича-400» вызовет снижение мощности из-за меньших проходных сечений газопровода. 2. Шатунные вкладыши надо устанавливать следующего ремонтного размера — 0,75 мм, предварительно прошлифовав под этот размер шатунные шейки. 3. Вкладыши коренных шеек после ремонтного размера 0,05 мм заменяются вкладышами размера — 0,25 мм, также с соответствующей шлифовкой вала.ТОЛЬКО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ,Имеет ли право администрация перевести шофера на другую работу, например, слесарем? (Н. Пименов, Магнитогорск). В соответствии с требованиями ст. 36 КЗОТ РСФСР такой перевод может быть осуществлен только с согласия шофера. Даже за нарушение трудовой дисциплины администрация имеет право перевести шофера на нижеоплачиваемую работу только по его специальности (шофером-перегонщиком, дежурным шофером и т. д.). Из этого общего правила могут быть сделаны два исключения. В случае производственной необходимости администрация имеет право без согласия шофера перевести его на другую работу, в том числе на работу слесарем. Такой перевод может быть осуществлен на срок не более месяца. Однако за шофером сохраняется его средний заработок, если работа, на которую он переведен, оплачивается ниже прежней (ст. 37-1 КЗОТ РСФСР). Шофер может быть переведен на работу по ремонту автомобилей и на время простоя. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда н заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 18 мая 1963 года № 142/12 оплата труда шоферов, переводимых ввиду простоя на работы по ремонту автомобилей, производится по условиям, утвержденным для рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Р ис . 2. А так — перпендикулярность заднего торца картера сцепления и осн •коленчатого вала. Сначала выпрессовать установочные штифты и рассверлить крепежные отверстия в картере сцепления и блоке цилиндров до диаметра 13,6 мм. Затем — поставить картер сцепления на все шесть болтов крепления и привернуть его к блоку, не затягивая болтов до отказа. Ударяя по картеру медным молотком, добиться того, чтобы биение отверстия для центровки коробки передач не превышало по индикатору 0,08 мм, а после этого — надежно затянуть все шесть болтов. Разверткой диаметром 14 мм развернуть на проход оба отверстия под установочные штифты как в картере сцепления, так ив заднем торце блока цилиндров (рис. 3). Пользуясь медным молотком, запрессовать в эти отверстия новые штифты (диаметром 14 мм) и повторить проверку концентричиоети. Если и теперь отклонение перпендикулярно-. сти заднего торца картера сцепления иЗАБЫВЧИВОСТЬ НАКАЗУЕМАОставив машину у дома, я забыл ключи в замке зажигания. Воспользовавшись этим, преступники угнали автомобиль и столкнулись на нем с такси. Таксомоторный парк предъявил ко мне иск о взыскании стоимости ремонта. Правильно ли это? (А. Ковалев. г. Минск.). Статья 57 Правил движения разрешает оставлять транспортное средство только после того, как приняты меры, исключающие возможность его движения в отсутствие водителя. Что под этим следует понимать? Необходимо затормозить машину, взять с собой ключ от замка зажигания, запереть двери автомобиля. Если преступник угонит автомобиль при таких обстоятельствах, он, кроме уголовной, будет нести и материальную ответственность за причиненный им вред. Пленум Верховного суда СССР в постановлении от 23 октября 1963 года № 16 «О судебной практике по искам о возмещении вреда» разъяснил, что владелец автомобиля или мотоцикла не отвечает за нанесенный ими вред, если докажет, что «они вышли из обладания владельца не по его вине, а в результате противоправных действий других лиц». В противном случае ответственность с учетом конкретных обстоятельств может быть возложена как на лицо, использовавшее транспортное средство, так и на его владельца. Такие последствия могут наСТАРЫЙ КАРТЕР ПРИ НОВОМ ДВИГАТЕЛЕМногие читатели, которым приходится заменять двигатель автомобиля «Волга», спрашивают, как правильно присоединять к нему картер сцепления. Отвечает на их вопросы конструктор И. Шимановский. Не так уж трудно периодически проверять и, если нужно, подтягивать болты крепления картера сцепления к двигателю. Картер обрабатывается на заводе совместно с блоком цилиндров. Поэтому отъединять его от блока не рекомендуется, кроме, конечно, случаев замены новым. Если надо поставить новый двигатель, оставив картер сцепления, необходимо сделать следующее. Прежде всего — проверить концентричность отверстия для центрирования коробки передач с осью коленчатого вала, а также перпендикулярность заднего торца картера оси коленчатого вала.Р ис . 3. Если развертывать отверстия под установочные штифты в картере сцепления и блока, как показано, можно добиться нужной точности: 1 — вороток с трещоткой; 2 — короткая развертка.оси коленчатого вала превышает 0,08 мм, то нужно приклеивать шеллаком к переднему торцу бумажные прокладки требуемой толщины до тех пор, пока отклонение не войдет а норму. В тех условиях, когда картер проходит капитальный ремонт (заварка торцов, резьбовых отверстий, отверстий под коробку и стартер), окончательную обработку отверстий под коробку передач и заднего торца картера нужно делать в сборе с блоком двигателя. Задний торец должен быть перпендикулярен оси коленчатого вала двигателя; биение, замеренное в любой точке заднего торца, должно оставаться в пределах 0,08 мм. Обрабатывая отверстие под коробку передач, следует также добиваться концентричности его оси и коленчатого вала двигателя; предел биения ив этом случае — все те же 0,08 им.29