Много интересных людей бывает в редакции. Гонщики и спортивные судьи, водители и автоинспекторы, туристы, автоконструкторы, специалистыдорожники. Собираются, чтобы обсудить волнующие их проблемы, посоветоваться, поспорить, сообща найти нужные решения.чал службу с битвы на Курской дуге, Виктор Кристалев — отважный водитель высокого класса, Гумилевский, Алексеев, Купцов, Курилкин, Тарлер, Павлов, Назин, Овсянников, Тактышев, Синяков, Скопов, Чистов — при каждой фамилии — должность и краткая характеристика. С особым уважением называет он имена Василия Петровича Масленникова — командира роты разведчиков-мотоциклистов и Герца Иосифовича Кривицкого — начальника разведки штаба корпуса. Это не просто дань старшинству. Разведчики всегда видели в своих начальниках образец воинских и человеческих качеств. «Берег людей» — это высшая солдатская аттестация, которую мог заслужить командир, не раз водивший бойцов в опаснейшие рейды.Полсуток удерживали разведчики мост. И выстояли! Армия пошла в наступление.Рассказ шофераВ эти же дни отличился водитель Виктор Кристалев. На его языке это звучит скромнее — выполнил задание. — Я был призван в армию уже подготовленным водителем, — вспоминает он. — Вначале попал на обучение в мотоциклетную роту. Но тогда как раз не хватало водителей. Была даже команда: «Шоферы, шаг вперед!». Я сделал шаг и остался при прежней специальности. Хочу вспомнить один эпизод. У группы, ушедшей в тыл врага, кончились боезапасы и горючее. Были собраны команды и выделены два автомобиля.. На одном ехал я. Нам дали охрану — бронетранспортеры и несколько мотоциклистов с пулеметами. Выступили ночью. Ехали лесом, по тылам врага, в полной темноте. Впереди транспортер и два-три мотоцикла, в середине автомобили, сзади — тоже транспортер и мотоциклисты. Нам не повезло — нарвались на засаду. Потерь, правда, не понесли благодаря умелым действиям прикрытия. Но всетаки пришлось отойти. Целую ночь мы пытались пробиться к отрезанной группе, и только под утро сумели доставить нашим бойцам горючее и боеприпасы. В батальон вернулись благополучно. А здесь ждала уже новая заявка: танк попал под обстрел бронепоезда, и ему пробило «ленивец». Нужно было срочно доставить запасной... Вот два «рабочих дня» из жизни военного водителя. Слова его звучат очень буднично, очень обычно. Наверное, он даже смутится, если назвать его труд на войне настоящим именем — подвиг.На острие клинаЭтими словами Г. И. Кривицкий определил положение танкового соединения. В деле оно всегда впереди, и именно от него, от его разведчиков фронт получает важнейшие сведения о противнике. Велика ответственность тех, кто находится на самом острие. От них зависит подчас судьба большой операции. Начальник разведки вспоминает январь последнего года войны. Советские войска начали наступление на главном, варшавско-берлинском направлении. 3-я гвардейская танковая армия, е состав которой входил корпус, должна была вместе с другими соединениями нанести удар по Бреславлю. Предстояло форсировать реку Варту. Положение осложнил начавшийся ледоход. Понтоны навести нельзя. Остаются мосты. И из них надо выбрать такой, чтобы не было рядом крупного населенного пункта. Иначе — потеря внезапности. Мост найден — возле местечка Кшечуе. Момент был важный. В корпус приехал командующий армией — тогда генерал-полковник П. С. Рыбалко и поставил задачу: создать крупный отряд; ночью он должен ворваться на мост, захватить и удерживать его. Операция была поручена разведбату. Воспользовавшись темнотой, мотоциклисты роты Масленникова, поддерживаемые бронетранспортером и двумя танками, прорвались через линию фронта и всей группой вышли на автостраду. Какой отвагой и уверенностью в своих силах надо было обладать, чтобы пройти к (мосту, пристроившись к вражеской мотоколонне! А наши разведчики проделывали такие рейды не раз. Атака была неожиданной. Мотоциклисты ворвались на мост и овладели им. Подвижные группы сумели наладить связь. Разведчики приняли неравный бой с оправившимися от внезапности гитлеровцами. Подлинный героизм проявили танкисты. Они всегда принимали на себя огонь артиллерии, облегчая выполнение задачи товарищам. В этом бою погиб сержант Зиганшин. Он направил свою охваченную пламенем машину на вражеские танки.Эти семнадцать человек пришли просто в гости. И сразу же разговор принял тот совершенно особенный характер, который отличает встречи людей, некогда объединенных очень важным, самым главным жизненным делом. Таким делом была для них защита Родины. Двадцать лет назад все они были бойцами моторазведки 6-го гвардейского танкового корпуса, прошедшего славный путь до Берлина и Праги. Сейчас у них самые разные и вполне мирные профессии. Рядом сидят шофер и автоинспектор, инженер и юрист, радиомонтажник и редактор, спортивный работник и портной. Им всем за сорок. Поседевшие виски да морщинки у глаз выдают возраст. А в глазах — живой огонек — свойство молодости души. По-воински четко представляет своих боевых товарищей С. Григорьев. Виктор Савельев — мотоциклист, наУчастники встречи в редакции «За рулем» бывшие воины-разведчики. Слева направо: Г. Кривицкий, Е. Купцов. А. Гумилевский, В. Кристалев. В. Савельев и С. Григорьев.. Фото В- БровкоЧетыре главных качестваПравдивость, смелость, грамотность и умение владеть техникой — так сообща определили наши гости главное, что должно отличать разведчика. Эти качества были свойственны всему составу разяедбата. Но на память начальнику разведки и командиру роты, когда заговорили об этом, первым пришло имя Виктора Протопопова. —Жизнь разведчика была для нас дороже всего, — говорит Г. И. Кривицкий. — Поэтому всегда давалась установка: если местность труднопроходима, бросать мотоцикл, чтобы не подвергать себя излишней опасности. Протопопов ухаживал за своей «одиночной» буквально как за ребенком и, конечно, не мог ее бросить. Так было ив тот раз. На Перемышльское шоссе выскочил наш первый танк — и подорвался. Подойти к нему невозможно: местность простреливалась ружейным и пулеметным огнем. А проверить, что с танком, нужно обязательно. Виктор предложил решение сам: выехать на полной скорости в направлении противника — может быть, не успеют расстрелять, а может быть, примут за перебежчика. — Тебя же наверняка убьют, — говорю я Протопопову.8