18
19
MlВО/1ГА"установлены новые клапанысжатияс поршнем. Изменена такжеконструкция перепускных клапанов: упрощена тарелка , а звездочка заменена спиральной пружиной. Для улучшения герметичности и упрощения обслуживания взамен штампованной гайки резервуара , требовавшей специального ключа, введена литая гайка (рис. 3 и 4) с квадратной головкой под гаечный ключ 27 мм. На амортизаторы старого выпуска можно установить новые детали клапанов с поршнем в комплекте ВК-21-2905406-Б1. Взаимозаменяемы (такж ев сборе) новый истарыйклапаны сжатия. Прочие усовершенствования. В констр укцию базовой модели ГАЗ-21Р введены и другие усовершенствования , нап равленные на повышение прочности и износостойкости деталей. Например, усил енылонжеронырамывзоне крепления рулевого механизма, установлены усилители встойках ветрового окна и передних крыльях, увеличена направляю щая поверхность и углублена опорнаясфера рабочего цилиндра привода выключения сцепления, иногда доставлявшего хлопоты при перекосах толкателя. Сальники теперь делаются из резиныс повышенной теплостойкостью. Смазка изамена подшипников полуосей. Не повторяя известных регламентн ыхсмазочныхопераций по заднему мосту икарданной передаче, обратим внимание на важность правильной и своевременной смазки подшипников полуосей. После смазывания их (примерно две набивки) при помощи колпачковой масленки 2 (рис. 5) колпачок следует навернуть так, чтобы закрыть всю резьбу масленки, но не больше. При сильном износе подшипников полуосей (увелич енный зазор) может повыситься, износ шин задних колес. Увеличенный зазорв этих подшипниках при езде обнаруживается по стуку. При вывешенном колесе — по его покачиванию. Допустимый зазор (перемещение наружной обоймы) — 0.5—0,6 мм. На рис. 6 показано, как измерить этот зазор при помощи индикатора на демонтированной полуоси. Если нет опорного кольца 4, полуось можно поставить шпильками на ровную поверхность. Как видно на рисунке. рукой покачивают обойму, а на шкале читают величину полного размаха кач ания стрелки. Если обнаружен зазор больше указанного, помимо замены подшипника, нужно осмотреть фланец полуоси с обеих сторон: если есть трещины — полуось следует заменить. В случае сильного износа подшипника возможна поломка фланца.В последнее время одно обстоятельство озадачило многих опытных водителей: все чаще от них стали «отрываться» с виду обычные «Волги». «Ларчик» открывается просто: двигатель последних «Волг» мощнее на пять лошадиных сил. Конечно, интерес автомобилистов сейчас прикован к «Москвичу-408». И не только к его новой приятной форме, но ик некоторым новым решениям в его конструкции, с которыми, кстати, на протяжении этого года мы подробно знакомимся в «Клубе». Однако необходимо следить за непрерывным совершенствованием автомобиля, происходящим и тогда, когда полным ходом идет массовое производство. Так, давно уже ставшая привычной «Волга», о которой мы в последнее время мало говорили, оказывается, тож е изменилась, о чем расскажет инженер А. Н. НЕВЗОРОВ, руководитель конструкторской группы Горьковского автозавода.основном модернизация «Волги» направлена на улучшение ее эксплуатационных качеств, комфортабельности, п овышение надежности и долговечности. Внешние формы остаются прежними. Выпускаемая в настоящее время модель общего назначения имеет индекс «Р» (ГАЗ-21Р). Двигатель становится сильнее. Динамические качества модернизированного автомобиля улучшились благодаря пов ышению мощности двигателя на 5 л. с. Это достигнуто улучшением наполнения, в результате изменения профиля впускных кулачков ирасширенияканаловв головке блока цилиндров. С применением нового термостата повысилась температура охлаждающей жидкости двигателя: верхний предел температуры его открытия теперь 83 градуса вместо 78.ВЭффективное отопление. Это повышение температуры благотворно сказалосьи на эффективности отопиТеля кузова, для работы которого, кроме того, вода теперь отводится из зоны водяной рубашки блока между третьим и четвертым цилиндрами, где она имеет наибольшую температуру. Для улучшения отопления салона, к роме достигнутого таким образом повышения температуры обогревающего воздуха, одновременно установлен дополнительный воздуховод, направляющий горячий воздух под ноги сидящих на заднем сиденье (ликвидирована ощутимая в условиях русской зимы «дискриминация» с идящих сзади пассажиров). Комфортабельная посадка. Для сидящ их впереди улучшена посадка: подушк а несколько понижена, а спинка укорочена. Спинка теперь фиксируетсявшарнире , ее можно устанавливатьв наклонном положении (приспосабливая под рост и удобную позу). Как ираньше , спинка раскладывается для образования спального места; в этом положении ее фиксациятакже обеспечивается устройствами вшарнирах . Это позволило снять упоры на полу, появилось больше простора для сидящих на заднем сиденье. Обивка сидений выполнена из новых, более долговечных синтетических материалов. Улучшенный обзор. В новом стеклоочистителе (рис. 1) на 60 мм удлинены щетки, и они сильнее прижимаютсяк стеклу. В связис этим увеличена мощность электродвигателя. Старый стеклоочиститель (СЛ-45А) и новый (СЛ-118) в заимозаменяемыс рычагами («поводками») и щетками. Долговечные подшипники. Хотя шарик овые подшипники ступиц передних колес исправно служат на «Волгах» многие годы, все-таки, о тправляясьв дальний путь, считалось не лишним (на всякий случай) з ахватитьс собой пару подшипников. Теперь устанавливаются более долговечные — роликовые: наружный — 7305 и внутренний — 7806 (рис. 2). При желании заменить изношенные подшипники роликовыми нужно учесть, что придется менять весь комплект — ступицу и тормозной барабан. Вместо старого сальника (20-3103038-В) устанавл ивается другой — 12-2402052-Б1 (наружный, ведущей конической шестерни). Все операции регулировки подшипников новых ступиц такие же. После зат яжки регулировочную гайку отпускают на одну четверть оборота и затем — до первого «совпадения» под шплинт. Улучшенные амортизаторы. Известно, что от качества работы амортизаторов во многом зависят плавность хода, утойчивость автомобиля и износ шин. В модернизированных амортизаторахЛЕТНИЕ РАЗГОВОРЫЛЕТНИЕРАЗГОВОРЫЛЕТНИЕ РАЗГОВОРЫ ЯЛЕТНИЕ РАЗГОВОРЫЛЕТНИЕ РАЗГОВОРЫОб управляемости и углах установки колес Автомобиль не должен «тянуть в сторону». На ровной дороге исправная машина сама сохраняет прямолинейное движение или медленно поворачивает в сторону уклона профиля, к ак говорят, легко слушается руля. Если машина «тянет в сторону» при нормальном давлении в шинах, то обычно в сторону колеса со значительно большим положительным развалом. Разница не должна превышать 30 минут, причем для компенсации влияния уклона дороги вправо лучше, если больший развал будет у левого колеса. «Тянуть в сторону» может также вследствие неправильных (и разных) углов продольного нанлона стоек. Крайний случай — смещение передних колес по отношению к задним или перенос заднего моста. Тогда автомобиль надо ставить на стенд, где его проверят специалисты. Изменение развала (при регулировках) вызывает значительное изменение величины схождения. Поэтому установление правильного схождения должно быть последней операцией при любых регулировках. Больше того: каждому конкретному развалу соответствует своя величина схождения. Развал «в норме» — делаем схождение по инструкции (в пределах допуска). Если из-за деформаций и износов развал минимален или даже отрицателен — схождение нужно установить также минимальным или отрицательным. Больше всего на управляемость автомобиля и износ шин влияет схождение передних колес. Изменение схождения на значительную величину (при необходимости) достигается изменением длины обеих боковых тяг. Регулировка одной тягой приводит к износу шини ухудшению устойчивости на поворотах.Обизбыточнойповорачиваемости Существует положение: при правильной «геометрии» рулевой трапеции все колеса автомобиля на повороте катятся по дугам окружностей, имеющих общий центр. Но оно справедливо для случая условных (жестких) колес. При движении реального автомобиля из-за деформации шин колеса катятся по дугам несколько друп-м. Если задняя часть машины перегруж ена (а это часто случается в туристических поездках), углы увода задних колес могут настолько возрасти, что станут больше, чем у передних, а это повлечет за собой так называемую избыточную поворачиваемость, когда машина поворачивается круче, чем рассчитывает водитель. Об этом надо помнить, распределяя18 При замене подшипника полуоси нуж но заменять войлочную набивку наруж ного сальника. Ее можно вставить через щель между щитом тормоза и квадратным корпусом сальника. Если из полуоси вытекает жидкая смазка, замене подлежит резиновый сальник в кожухе полуоси. Если на зажимном кольце подшипника полуоси выявится глубокая канавка 5 (рис. 5) от износа под губой сальника, то на автомобилях (начиная с шасси № 257591) следует поставить новый сальник и продвинуть до упора, как показано на рисунке. Если канавка неглубокая, его следует запрессовать не до конца — так, чтобы торец сальника сравнялся с дном 4 направляющей фаски. Заменяется только наружный сальник. При обильной течи через уплотнение ведущей конической шестерни следует заменить только наружный сальник (12-2402052-Б-1). Перед установкой надо окунуть его в гипоидное масло. В противном случае масло к нему может попасть не скоро и от работы «всухую», да еще при больших скоростях, он сильно перегреется и резина испортится (ведущий вал вращается со скоростью нескольких тысяч оборотов в минуту). Нагрев картера после длительной езды До температуры, которую не терпит рука, допустим. Летом, при езде на высоких скоростях масло нагревается более чем до 100 градусов. Шарниры будут служить долго. Лучше всего применять для их смазки масло МС-20 или заменители (по «нисходящей»): по ВТУ 651-57. по ГОСТ 4002-53 (для коробки передач), по ГОСТ 3781-33. Перед смазкой нужно, конечно, очистить носик масленки и клапан крестовины. Нагнетать масло — до обильной течи из клапана. Не применять солидол! Следить, чтобы он не подмешивался (при использовании нагнетателя после солидола). Шарнир у заднего моста изнашивается больше. Из практики таксомоторных парков известны два способа продления его «жизни». Первый — после примерно 40 тысяч километров пробега — разобрать и промыть, затем в каждый подшипник до половины залить масло, собрать и смазать еще раз через масленку. Второй способ — смазывать шарнир чаще. При езде по очень пыльным и грязным дорогам — через 1000 километров пробега.Рис. 1. Очищаемые секторы, а — раньше; — теперь. Р ис . 2. Ступицы передних колес: а — до изменения; б — после изменения.**Р ис . 3. Верхняя часть амортизатора передней подвески: а) прежде, б) теперь. • j ги и, «. Верхняя часть ' амортизатора задней подвески: а) прежде, б) теперь; 1 — гайка; 2 — крышка резервуара. Рис. 5. Новая установка сальника полуоси: а) до сильного износа зажимного кольца; б) после износа кольца; 1 — наружный сальник; 2 — колпачковая масленка; 3 — резиКроме модели 21Р, выпускаются модификации: 21УС — легковой общего назначения с улучшенным оформлением; 21ТС — такси; 22В — легковой типа «универсал»: 22Д и 21С — санитарные.ЛЕТНИЕ РАЗГОВОРЫ вЛЕТНИЕРАЗГОВОРЫгруз в машине и решая, что брать и что не брать. Наиболее тяжелые вещи постарайтесь расположить посредине или чуть ближе к передней части. В крайнем же случае лучше немного увеличить давление в задних шинах. О давлении в шинах Проверять давление нужно на «холодных» шинах (перед выездом). Если предстоит далекий путь, надо иметь в виду, что возможны ощутимые изменения температуры — и тогда обязательно «подправлять» давление до нормы. Может случиться, что на какое-то время машина окажется перегруженной, — лучше немного подкачать: отойти подальше (спереди и сзади), присесть и посмотреть на поперечное сечение шины — качать до исчезновения «щечек» (этот совет не относится к шинам типа «Р»). новый сальник; 4 — дно направляющей фаски; 5 — канавка выработки; 6 — установка нового сальника.Р ис . 6. Измерение зазора в изношенном подшипнике полуоси: 1 — индикатор; 2 — подшипник; 3 — полуось; 4 — опорное кольцо.19