ставляет 42 а-ч, на ГАЗ-69, ГАЗ-12 и «волгах» (старой и новой моделей)— 54 а-ч. Пробежав эти строки, кое-кто из наших читателей сразу же загорится идеей заменить аккумулятор своей машины более мощным. Предупреждаем, что для этого, как известно, мало достать батарею, нужно еще и переделать гнездо под нее и изменить регулировку реле-регулятора (увеличить зарядный ток). Летом бережливый владелец машины всегда снимает щетки стеклоочистителя, если не предвидится дождя. И делает он это не потому, что подозрителен и (боится случайной пропажи дефицитной детали. Он знает, что на солнечном свете резиновые лопатки щеток «дубеют» и зимой будут плохо сметать снег с лобового стекла. Во многом «Облегчит жизнь» щеткам специальная незамерзающая жидкость, заправляемая в бачок смывателя ветрового стекла. Применяемая на «Жигулях», она помогает размыть слой снега или изморози, И все же такая «химия» не означает отказа от малой механизации. Мы имеем в виду простейший скребок из пластмассы, которым можно, к ак лопатой, убрать со стекла снег. Нельзя, однако, всю заботу о чистоте стекла перекладывать на «дворники». Они чистят лишь снаружи. А удалить перед началом «зимней кампании» мутную пленку с внутренней поверхности стекла — это дело ваших рук. Летом вентилятор отопителя щедро обдувал ваше лицо, а заодно и внутреннюю поверхность стекла свежим воздухом с частичками свежей пыли. Смешиваясь с мельчайшими капельками влаги, она методически, месяц за месяцем откладывалась на поверхности стекла. Летом, при ярком солнечном свете эта пленка особенно не беспокоила, но зимой она может ощутимо ухудшить видимость. Поэтому запаситесь «Нитхинолом» (синей жидкостью, применяемой домашними хозяйками для мойки стекол) и безжалостно расправьтесь со «следами лета». Надо, однако, помнить, что эта жидкость вредно действует на уплотнители стекол, и их следует предохранить от ее попадания. Что вы противопоставите холоду? На облицовку радиатора в сильный мороз, когда 'закрытые жалюзи ничего не дают, надо надеть утеплительный чехол. Надеемся, что он уже приготовлен. Источником тепла и комфорта в машине, катящей по заснеженным улицам, является отопитель. Чтобы это устройство яе подвело вас, осенью проверьте, к ак оно работает. Может случиться, что в него поступает недостаточно горячая вода. Тогда надо проверить термостат, — может быть, он не закрывается при требуемой температуре и не дает, таким образом, нагреться в достаточной мере воде, находящейся в системе охлаждения и отопления. Часто бывает, что горячая вода просто не поступает в отопитель, хотя внешне все его шланги, пусть не новые, выглядят целыми и не дают течи. Внутри же их проходное сечение может быть частично, а то и полностью перекрыто вспучившейся или отслоившейся резиной и хлопчатобумажным каркасом. Но если шланги новехонькие, а «печка» все равно .не греет? Тогда подозрение падает на систему отопления,где могут образоваться воздушные пробки. Чтобы их устранить, отсоединим от двигателя отводящий шланг отопителя, заглушим связанный с ним штуцер, а свободный конец шланга соединим с горловиной радиатора прозрачной трубкой. Теперь надо завести мотор и «гонять воду» до тех пор, пока все воздушные пузырьки не уйдут в радиатор по прозрачной трубке. После этого надо заполненный (!) водой шланг Присоединить на прежнее место. Если и такой прием не поможет, слейте из системы отопления жидкость и залейте ее вновь через отсоединенный от двигателя конец отводящего шланга. Может статься, что отопитель дает мало горячего воздуха, так как в него (поступает недостаточное количество холодного воздуха. Проверьте, не забит ли воадухоприемник осенними листьями с той поры, когда, впервые начав зябнуть, вы пустили в ход «печку». Отопители «запорожцев» имеют свою специфику как в конструкции, так ив неполадках. Об усовершенствовакиях, облегчающих пуск таких отопителей, мы писали раньше («За рулем», 1967, № 12, стр. 14; 1968, № 11, стр. 25). Поэтому оставим все мрачные предположения относительно «печки». Она работает исправно. А чтобы сохранить вырабатываемое ею тепло, проверим (и восстановим порванные) уплотнители дверей. Общепризнано, что зимой автомобиль требует от водителя большей деликатности в управлении, чем летом. А на какую плавность и точность можно рассчитывать, если, например, в гололед обнаруживаешь, что привод акселератора «клинит» на середине хода, тормоза «•берут» неравномерно, а в рулевом механизме чрезмерный люфт. Вывод: несмотря на благодушное настроение, воцарившееся после отпуска, надо с пристрастием проверить тормоза, рулевое управление, привод газа. Раз речь зашла о тормозах, то полезно напомнить, что, поставив машину зимой на стоянку, .нельзя затягивать ручной тормоз. Его колодки за ночь могут основательно примерзнуть, и машину не удастся сдвинуть с места. Включенная передача или кирпичи под колесами вполне гарантируют неподвижность машины. Немного о шинах. На скользкой заснеженной или заледенелой дороге хорошее сцепление передних управляемых колес имеет большое значение для безопасности езды. Поэтому переставьте колеса так, чтобы на передних были менее изношенные покрышки. Особенно вредно ездить зимой на спущенных шинах: в холод резина под влиянием сильных деформаций охотно трескается. Ставя на ночь автомобиль, посмотрите, не оказались ли его колеса в лужицах талой воды. (К утру покрышки вмерзнут в лед (пусть на незначительную глубину), что совсем не способствует повышению их долговечности. И последнее. Даже самые новые шины с самым совершенным рисунком протектора порой не могут обеспечить нужного сцепления с зимней дорогой. Забуксовав в снегу, вы с тоской будете вспоминать о старом мешке или обломке доски, который постеснялись на всякий случай бросить в багажник. Как видите, очень многое полезно предусмотреть заранее, и мы надеемся, что наши советы помогут вам в этом. Рисунок С. ИльинскогоПРАЗДНИК АВТОМОБИЛИСТОВ ЭСТОНИИi? Это уже шестой по счету республиканский праздник автомобилистов. На этот раз тт - е остоялеяв старинном университетском городе Тарту. Инициатором и организатором выступил местный клуб автомототуристов * А утом » . Многочисленные гости и зрители, прибывшие со всех концов республики, с интересом осмотрели действующие экспонаты машин , начиная от «Плимута» выпуска 1928 года и кончая современной «Волгой». Большим успехом пользовалась и выставка — показ фотографий, различных документов, относящихся к истории автомобилизма. На одном из фото 1930 года рядом с машиной узнаем теперешнего председателя клуба Эльмара Рютсеппа, человека завидной энергии, большого энтузиаста автодела. 17 часов. Автомобили выстраиваются в колонну. Начинается парадное шествие по улицам города. Вечером, на певческом поле Тяхвере состоялась заключительная часть праздника — большой концерт, который собрал свыше 10 тысяч зрителей. В нем принял участие почетный член клуба «Аутом» заслуженный артист республики певец Артур Ринне. Многие из посетивших концерт стали обладателями автотуристского снаряжения, которое разыгрывалось в лотерее по номерам входных билетов.Парадное шествие автомобилей по улицам Тарту.Любопытно поглядеть на старую машину, бережно хранимую энтузиастомавтомобилистом.В будущем программу праздника автомобилистов предполагается расширить: больше места отвести в ней достижениям автотранспортников республики, включить автомотосоревнования, показательные выступления автоспортсменов. (Полезная инужная работа, которую ведет клуб «Аутом» в области популяризации автотехники, безопасного движ ения , находит живойотклик среди автотранспортников Эстонии и приносит весомые плоды. Ю. КОТЕЛБВСКИИг.Таллин15