Рыцари многих качеств. Наверное, так можно назвать мастеров кроссовых трасс. Им знакомы вихревые скорости, характерные для шоссейно-кольцевых гонок, крутые виражи, свойственные трекам, бездорожье шестидневных состязания. На мотоцикле они должны уметь делать все: промчаться на заднем колесе, в высоком прыжке совершить поворот, безошибочно чувствовать малейшие капризы в работе двигателя. Им нужна незаурядная физическая сила, быстрота реакции, умение за одну-две секунды выполнить множество различных движений. Когда мы видим на трассе настоящего мастера, создается (Впечатление необычайной легкости — машина словно летит. Обилие сложных приемов в управлении мотоциклом и послужило причиной тому, что кросс стали считать основой мотоспорта. Не случайно каждый гонщик, готовя себя к выступлению в любом виде соревнований, сейчас обязательно стремится пройти школу мотокросса. Однако правило это стало обязательным совсем недавно. Ведь мотокросс в том виде, в котором он сейчас существует, сравнительно молод, Обратимся к истории. В 1908 году в Великобритании на одном из (военных полигонов группа офицеров решила доказать, что в охоте на лису мотоциклист ни в чем не уступит конному всаднику. В этой своеобразной гонке по сильно пересеченной местности стартовало 16 охотников на лошадях и 13 на мотоциклах. Очень скоро, однако, выяснилось, что подобный спор просто не под силу колесным «лошадям»: лишь две машины проехали всю трассу, остальные из-за технических неисправностей оконфузились. Это соревнование можно считать, конечно, условно первым кроссом. Скорее, та давняя охота была неудачной попыткой использовать мотоцикл для езды по бездорожью без каких-либо правил и специальной подготовки к трудному испытанию. Гораздо ближе к истине будет утверждать, что мотокросс обязан своим появлением многодневке — одному из старейших официальных международных соревнований. Являясь трудным всесторонним и интересным экзаменом для гонщиков, они лишены весьма важного атрибута любого спортивного спора — наглядности борьбы. Вот почему для первых кроссов стали использовать один из элементов многодневки — подъем на холм. Трассу выбирали с таким расчетом, чтобы до вершины холма не смог добраться никто из участников. Победителя определяли по наибольшему пройденному пути. Такие соревнования быстро эавоевали популярность во многих странах. Но иу этих первых предвестников кросса оказалась короткая жизнь. Зрителям хотелось видеть не одиночные выступления, а массовые старты, где бы можно было сразу сравнить мастерство спортсменов. И снова на помощь пришла многодневка с ее длинными трассами, контрольными пунктами. В Великобритании, .Бельгии, Голландии, Франции стали организовывать кроссы, один виток трассы .которых составл ял от 50 до 1(20 километров. Каждый участник получал специальную карточку, в которой делали отметки о прохождении контрольных пунктов. Только в конце 40-х годов на смену гигантским дистанциям пришли короткие, хорошо просматриваемые скоростные трассы. Это сразу придало кроссу огромный интерес. В нашей стране сверхдлинные дистанции прожили значительно дольше. Это было связано со своеобразным развитием кросса. Нередко соревнований собирали по 300 и более участников, которые просто не могли, не мешая друг другу, разместиться на короткой трассе. И еще одна немаловажная Деталь: мотокросс у нас с первых же шагов стал развиваться как ярко выраженный военно-прикладной вид соревнований. В программу чемпионатов предвоенных и последующих лет входили стрельба, гранатометание, преодоление в противогазе условно зараженного участка. Словом, кросс дал многим спортсменам того времени отличную военную подготовку. Она пригодилась им в огненные годы войны. Официальное признание кросса в нашей стране относится к 1928 годувремени первой Всесоюзной рабочей спартакиады. В ее программу были включены несколько мотоциклетных соревнований, в том числе и кроссовая гонка на дистанцию 100 километров. Через восемь лет в Киеве состоялось первенство СССР по мотоспорту. Журнал «За рулем» тогда писал: «Под проливным осенним дождем, шедшим вперемежку со снегом и градом, гонщики должны были преодолеть 30 км, представлявших собой размытый проселок, пески, болота, шесть бродов, крутые спуски и подъемы, чтобы доставить в кратчайший срок эстафету. Кросс явился серьезным экзаменом для мотоспортсменов, проверкой их готовности к действиям в условиях боевой обстановки». Уже тогда сильную конкуренцию зарубежным мотоциклам БМВ. «ХарлейДавидсон» и другим маркам оказали первые советские машины — ПМЗ, Л-300, ИЖ-7. Победителем мотокросса на первенстве СССР 1937 года, которое также проходило в Киеве, стал ижевский гонщик Н. Пешехонов. На ИЖ-7 он преодолел 105 километров за 2 часа 17 минут, показав абсолютно лучшее время среди машин всех классов. Звания чемпионов страны на этом первенстве определялись несколько необычно — в отдельных соревнованиях и по комплексным показателям в кроссе и линейных гонках на различные дистанции. Мне удалось тогда стать .чемпионом в комплексном зачете и завоевать приз Совета Министров Украины. Такие же звания получили москвичи А. Силкия, П. Савостьянов, С. Бучин, харьковчанин Э. Лорент и ленинградец А. Мустейкис. На этом первенстве было установлено 22 рекорда страны. Их авторами стали и женщины-мотоциклистки И. Владимирова, Л. Свиридова и другие. 'Каждый мотокросс в те годы превращался в большой спортивный праздник. Как правило, соревнования судили известные всей стране люди — летчики Герои Советского Союза В. П. Чкалов, А. В. Ляпидевский, а в послевоенное время — маршалы бронетанковых войск П. С Рыбалко и С. И. Богданов. Причем первенство разыгрывалось во многих классах машин — 125, 250, 350, 750 см 3 , 600 см 3с коляской и свыше 600 см33 с коляской у мужчин, 125 и 350 см — у женщин. Особых технических требований в подготовке мотоциклов тогда не было. Некоторые спортсмены применяли различные приспособления, чтобы увеличить проходимость. Победитель порой выигрывал