но-техническим видам спорта — яркое тому подтверждение. М ногие миллионы участников — таков ее итог. Спартакиада, как и всесоюзный экзам ен по спортивной и военно-технической подготовке, проведенный вместе ском ­ сомолом, для миллионов членов ДОСААФ своего рода отчет о выполнении молодежью ленинского завета — быть * постоянной готовности к защите завоеваний Великого Октября. высокой оценкой деятельности Обще ­ ства явилось награждение Ленинскими юбилейными почетными грамотами ЦККПСС , Президиума верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС коллективов ДОСААФОмской , Астраханской, Тульской, Днепропетровской об . ластей и города Тбилиси. М ногие работники ДОСААФ за активную оборонномассовую работу Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены орденами и медалями. В этом еще раз проявились внимание и забота партии и правительства онашем Обществе, о развитии и совершенствовании его патриотической деятельности. Разумеется, успехи, с которыми Об ­ щество приходит к своему очередному съезду, не дают основания для самоуспокоения. Вот почему важно, чтобы ко ­ митеты, учебные и первичные организа ­ ции ДОСААФ самокритично анализировали сделанное, н е довольствовались достигнутым, всегда добивались большего в своей работе. Руководствуясь указаниями XXIV съезда КПСС , Общество в целом, к аждаяор ­ ганизация ДОСААФ должны видеть свою задачу в том, чтобы совместно с профсоюзами, комсомолом и другими обще ­ ственными организациями поднять на еще более высокий уровень всю обо ­ ронно-массовую работу, добиваться отличного качества подготовки молодежикслужбев Вооруженных Силах, воспитывать будущих воинов о духе пламенного советского патриотизма. В постановлении о дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования ЦККПСС требует всемерно совершенствовать .и обогащать форм ыиметоды соревнования, повышать его действенность. Эти требования це ­ ликом и полностью относятся к комитетам, первичным и учебным организациям ДОСААФ . Ш ирокий размах соревнования за лучшую первичную организа ­ цию, образцовый автомотоклуб, передовую учебную группу, за воспитание и обучение отличного пополнения для Вооруженных Сил — вот могучее средство развития творческой инициативы наш его актива, всех членов ДОСААФ , повышения уровня оборонно-массовой работы. V II Всесоюзный съезд — важный этап вжизниДОСААФ . О н не только подведет итоги проделанному, но иопреде ­ лит задачи Общества, вытекающие из исторических решенийXXIV съезда КПСС , наметит конкретные мерыпо .выполнению этих решений. Внести достойный вклад вобщенарод ­ ное дело укрепления оборонной мощи Советского государства, .в подготовку трудящихся, м олодежик защите социалистического Отечества — в этом видят свой высокий долг и свою священную обязанность миллионы членов добровольного патриотического Общества.Генерал-полковник И. С. К АТЫШКИН , заместитель командующегоОрдена Ленина Московского военного округа по вузамВЕЛЕНИЕВ классе программированного обучения Краснопресненского автомотоклуба ДОСААФ г. Москвы. Фото И. БахтинаА рмияв настоящее время полностью механизирована. Возьмите мотопехоту, артиллерию, ракетные, инженерные войска — все они оснащены автотракторной техникой новейших образцов, большой мощности и проходимости. Н е ­ трудно представить себе, какова роль военного человека, управляющего этой техникой. Поистине это золотой фонд Советских Вооруженных Сил. От водителей во многом зависит состояние боевой готовности войск. И мы думаем , что ко ­ митеты, автомотоклубы оборонного Об ­ щества, на плечи которых возложена основная тяжесть специальной подготовки молодежи для службы в армии, вправе гордиться: они делают большое государственное дело. Отрадно, что воспитанники автомотоклубов быстро входят в строй, большинству из них доверяется управление сложной боевой техникой, и они оправдывают это доверие с честью. Можно привести множество примеров того, как питомцы автомотоклубов, находясь за рулем автомобиля, рычагами тягачей, танков, на повседневных полевых занятиях, крупных тактических учениях има ­ неврах, показывают образцы умелых и мужественных действий. М не доводилось знакомиться сучеб ­ ным процессом в ряде клубов ДОСААФ страны. В Брянской, Белгородской, Туль-ской областях, например, средняя успеваемость курсантов АМК достигает 4,3 4,5 балла. 9 4 — 9 8 процентов выпускников сдают экзамены ГАИ, как говорят, с первого раза. Это довольно высокие показатели. Отрадно и то, что в дело подготовки специалистов стали глубже вникать местные партийные и советские орга ­ низации. Значительную помощь оказывают клубам шефствующие войсковые части и комсомол. Хочется пожелать, чтобы с трибуны VII Всесоюзного съезда ДОСААФ были сказаны в адрес коллективов автомотоклубов и тех, кто им активно помогает, слова благодарности. Но с этой же высокой трибуны, полагаем, следовало бы обсудить и те проблемы в подготовке водителей для армии и народного хозяйства, которые давно уже назрели и требуют решения. Одной из них, по нашему глубокому убеждению, является проблема обновления и совершенствования учебной базы, переход на новые, прогрессивные методы обучения сширокимпримене ­ нием технических средств. На первом этапе врешении этой за ­ дачи, нам представляется, необходимо приблизить оснащенность наших учебных организаций к той технике, с которой приходится иметь дело водителю в ВРЕМЕНИреальных условиях, то есть перейти на изучение автомобилей и агрегатов новых образцов. Ведь что получается сейчас. Юноша изучает ГАЗ-51, на разных занятиях обращается с его механизмами, агрегатами, учится вождению, а в жизни этот автомобиль он и не увидит. Водить ему придется скорее всего ЗИЛ, «Урал», МАЗ, новые ГАЗы. Конечно, разом все автомотоклубы новой техникой не оснастишь. Но нынешние темпы, которыми идет снабжение их машинами современных моделей, никого удовлетворить не могут. Преимущества же обучения на новой технике очевидны. Пример тому — Краснопресненский автомотоклуб ДОСААФ г. Москвы, где подготовка водителей-профессионалов проводится в основном на базе автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53, ГАЗ-66. В клубе создан ряд специализированных и универсальных классов. Так, класс по устройству ГАЗ-53 оснащен Действующими разрезными автомобилем-экспонатом, двигателями ЗИЛ-130 и ЗМЗ. Все они установлены так, что обеспечивается хороший обзор взаимодействующих узлов и деталей. Оборудованы стенды по системам двигателя, агрегатам трансмиссии и ходовой части. Управление действующими автомобилем-экспонатом и агрегатами осуществляется с пульта преподавателя. В специализированном классе по электрооборудованию помимо табельных приборов созданы действующие стенды. Причем если один из них оборудован работающими приборами и агрегатами, связанными реальной монтажной электросхемой, то второй наглядно демонстрирует обучаемым путь тока в схеме к каждому потребителю по принципу «бегущая волна». Класс по изучению правил движения транспорта оборудован с широким использованием технических средств. Здесь тренажеры-экзаменаторы, тренажеры по правилам движения, контрольно-тренировочные устройства, позволяющие запрограммировать до 4500 вопросов, используются киноаппарат «Украина», магнитофоны и т, д. в основу оборудования учебных аудиторий положен принцип максимальной «деталировки». Скажем, для изучения действующих агрегатов и узлов сделаны хорошо продуманные разрезы, применена подсветка. Одним словом, сделано все, чтобы обеспечить наглядность «скрытых» процессов, происходящих в работающем автомобиле. Найдены оптимальные варианты оборудования рабочих мест на практических занятиях. Так, в классах лабораторно-практических занятий и технического обслуживания автомобиля установлены компактные столы-верстаки, на которых удобно работать, хранить инструмент, устанавливать инструктивные карты и другую учебную документацию. К сожалению, учебных организаций ДОСААФ, оснащенных таким образом, еще мало. И в ряде мест недостаточно высокое качество подготовки специалистов объясняется именно плохим состоянием учебной базы. Комитетам оборонного Общества при поддержке местных советских органов, Военных советов округов надо усиленно добиваться приобретения новой учебной техники. При нынешнем размахе автомобилестроения проблему эту решить можно. Однако подготовка водителей на современных образцах автомобилей только одна сторона дела. Другая, не менее важная — оснащение учебных классов так называемыми техническими средствами обучения — тренажерами, обучающими и контролирующими приборами. Об этом сейчас много говорят, пишут, спорят. Что ж, таково веление времени, таковы требования жизни. Вдумайтесь: какое количество информации должен переварить юноша в самые сжатые сроки, отпущенные ему для овладения профессией шофера! А теперь встаньте на место преподавателя. Он должен постоянно знать, а для этого контролировать, как усваивает материал каждый из его питомцев на данном конкретном занятии — сегодня, завтра, и так в течение всего курса. Разве без специальных технических устройств может он осуществить фронтальный контроль за всей группой? Конечно, нет. И только ли контроль? В том же Краснопресненском автомотоклубе разработан и создан тренажер-экзаменатор по правилам движения транспорта, применяемый для работы в трех режимах: обучения, тренировки, экзамена. В режиме обучения курсанту выдается содержание нового вопроса темы. Вслед за этим он получает конкретную задачу по изучаемому вопросу и самостоятельно ее решает. При неправильном решении тренажер-экзаменатор «заставляет» обучаемого вернуться к тому же вопросу и повторить его решение. При повторном неправильном решении обучаемому подсказывается его ошибка и дается правильное решение. Преподаватель, анализируя работу обучаемого, указывает ему на допущенные ошибки и разъясняет, какой материал следует повторить при самостоятельной работе. В Горьковском автомотоклубе в специализированном классе по устройству автомобиля и правилам движения в стол каждого курсанта вмонтированы контрольно-обучающие устройства, которые продублированы на пульте управления преподавателя (их 30 штук). Проверка знаний по пройденному материалу осуществляется программированным способом — постановкой вопроса всей группе на экране или индивидуально по заранее заложенным в аппараты картам. Контрольно-обучающее ' устройство позволяет также вести фронтальный опрос на любом этапе занятий. По окончании опроса оценки высвечиваются на табло. Практическое вождение в Горьковском автомотоклубе тоже контролируется при помощи технических средств. В шлемах, которые надевают на заня-К VII съезду ДОСААФтиях обучаемый и инструктор, вмонтированы микрофоны, и посредством усилителя весь «разговор» между ними записывается на магнитофон. Это позволяет сравнивать качество проведения занятий и выработать единый методический подход к организации вождения. В практику подготовки специалистов многих профессий все настойчивее внедряются тренажеры. Особенно они популярны в обучении летным профессиям, а также на железнодорожном транспорте. Тренажерная подготовка прочно вошла в обучение танкистов и водителей автотракторной техники в войсках. Тренажерами оснащаются аудитории учебных автокомбинатов, училищ профтехобразования. И пожалуй, реже их встретишь в автомотоклубах ДОСААФ. Между тем тренажерная тренировка будущего шофера, как это уже давно доказано нашей и зарубежной практикой, весьма и весьма необходима. Она не только ускоряет процесс приобретения навыков вождения, но и, что особенно важно, вырабатывает у человека быстроту реакции, глазомер, умение принимать правильное решение в сложной дорожной ситуации и другие качества, необходимые водителю автомобиля, особенно в войсках. Но вот в чем дело: какие образцы тренажеров, обучающих,1 контролирующих машин взять на вооружение автомотоклубам ДОСААФ? Где вообще приобрести такие устройства? Сейчас на эти вопросы вряд ли кто-либо членораздельно ответит. Промышленность их не выпускает. Изготовление тренажеров, например, целиком на плечах энтузиастов-рационализаторов, изобретателей. И надо отдать им должное — они многое делают, во многом преуспевают. Однако не пора ли приступить к промышленному изготовлению тренажеров? Для этого надо не так уж много: собраться квалифицированным специалистам ведомств, занимающихся подготовкой шоферов, отобрать наилучшие модели имеющихся тренажеров и рекомендовать их к производству. Изготовителями могли бы стать авторемонтные заводы министерств автотранспорта. Выпускают же они специализированный подвижной состав. Справятся ис освоением тренажеров. А от заказчиков, думается, отбоя не будет. В Отчетном докладе XXIV съезду КПСС Л. И. Брежнев сказал, что в стране проделана большая работа по обновлению содержания учебного процесса в наших школах и вузах. «Он приводится в большее соответствие с требованиями научно-технического прогресса, с общим уровнем современных научных знаний» — эти слова имеют самое непосредственное отношение ик учебным организациям ДОСААФ. Чем активнее, настойчивее в автомотоклубах Общества будут внедряться современные средства обучения, тем выше будет качество подготовки воиновводителей, тем быстрее они будут входить в строй защитников Родины.\*