На дорогах всего светаЛЮКСЕМБУРГВ 1970 году в этой стране, население которой составляет всего лишь 330 тысяч человек, зарегистрировано 3125 дорожных происшествий и около 2500 пострадавших в них. В связи с этим было решено ограничить скорость автомобилей на всех дорогах с двухрядным двнжением 90 километрами в час.С ростом интенсивности и скоростей движения водителю приходится .решать все более сложные задачи, а времени для этого у него остается все меньше. Вот почему весьма важным психофизическим качеством водителя становится быстрота, с которой ок оценивает возникшую опасность и .реагирует на нее. Средней скоростью реакции принято считать 0,8 сек. У разных людей она может колебаться в широких пределах. Значит ли это, что человек, показавший при испытаниях на тренажере время реакции 0,2 сек., окажется вчетверо более надежным водителем по сравнению с уложившимися лишь в среднюю норму? Отнюдь нет. Решающее значение имеют опыт, умение правильно оценить дорожную обстановку, способность предвидеть вероятность возникновения опасности, определить собственное состояние и возможности. Поэтому новичок, даже обладающий блестящей реакцией, будет чаще попадать в опасные ситуации и скорее станет виновником аварии, чем опытный рассудительный водитель.СШАМатериальный ущерб от дорожных происшествий в 1970 году составил 16 миллиардов долларов. В среднем на автомобильных дорогах ежедневно гибнет около 150 человек. Серьезной проблемой безопасности остается потребление водителями алкоголя; около 50 процентов смертельных случаев на дорогах связаны с опьянением. Американские специалисты подсчитали, что н-аибольшее количество несчастных случаев на дорогах происходит с молодежью в возрасте от 16 до 24 лет.СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ ВОДИТЕЛЯКаждый водитель должен знать, что и его индивидуальное время реакции — величина далеко не постоянная. Она весьма существенно меняется в зависимости от условий движения, продолжительности рабочего дня, ухудшается с возрастом. Если вы едете по оживленным улицам большого города в гуще транспортного потока, когда нужно подчиняться требованиям многочисленных светофоров и указателей, следить 'за поведением пешеходов иа перекрестках, внимание ваше будет напряжено, а время реакции в первые часы работы останется минимальным. Но вот вы на просторном загородном .шоссе. По широкой проезжей части редкие автомобили идут, не мешая один другому. Нет светофоров и пешеходов. Обзорность и видимость превосходные. Прежнего напряжения .внимания теперь не требуется, уменьшается настороженная собранность, и независимо от вас врем я реакции увеличивается. Если в городе, следуя за идущей впереди машиной даже на дистанции меньше рекомендуемой, вы не допустили бы наезда при экстренном торможении, будучи постоянно готовы к нему, то за городом дистанцию необходимо значительно увеличить. Эту меру диктует естественное замедление реакции в спокойной обстановке движения. Вот другой пример мобилизующего и расслабляющего действия внешней среды на психику шофера. Водители одной из московских автобаз, насчитывающей 700 машин, зимой, во время незначительной (гололедицы обычно становились участниками четырех-пяти дорожно-транспортных .происшествий в день. Накануне Нового года все улицы столицы покрылись скользким слоем льда. Руководители автобазы с тревогой ждали сообщений об авариях. Но ни одного происшествия в этот трудный день не случилось: все водители были готовы к опасности. Реакция значительно замедляется к концу рабочего дня в связи с утомлением водителя. Шофер той же автобазы, проработавший почти 16 часов, возвращался в гараж, следуя со скоростью 60 км/час метрах в пятнадцати за идущей впереди машиной. Когда она .резко затормозила и остановилась, он .наехал на нее, даже не начав торможение, и осознал случившееся, лишь очнувшись после удара. Если учесть, что на скорости 60 км/час автомобиль проходит за секунду больше 16 метров, станет очевидным, что дистанция в 15 метров в данном случае была явно недостаточной. Время реакции усталого водителя превысило секунду, он не успел и осмыслять опасность. Даже переход водителя на работу в другое автотранспортное предприятие отрицательно сказывается на его готовности к безукоризненно точным действиям в опасных ситуациях. Практика показала, что водители, независимо от их предыдущего стажа и опыта, на новом месте работы в течение около двух лет чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий по сравнению с давно работающими здесь шоферами. Процесс приспосабливания к новым условиям сказывается на времени реакции. Реакция значительно замедляется с возрастом, и хотя это компенсируется накопленным профессиональным опытом, пожилые водители должны помнить, что способность к мгновенным действиям ш опасных ситуациях у них уже не та, что в более молодые годы. Наш разговор мы ограничили одной узкой темой — скоростью реакции водителя, но она имеет весьма большое значение в обеспечении безопасности движения. Человеку за рулем приходится учитывать многое: техническое состояние и загрузку автомобиля, состояние дороги и интенсивность движения, поведение остальных его участников. Важно, чтобы он при атом отдавал полный отчет о собственных возможностях в разных условиях, в разное .время суток и года. Лучше перестраховаться, чем допускать элементы риска. Б. БАРМАКОВ, инженер Московская область, г ЗеленоградФРАНЦИЯТолько за два дня, субботу 14 н воскресенье 15 августа в результате автомобильных катастроф на дорогах Франция 142 человека погибли и 3888 получили ранения. Число автомобильных происшествий, учтенных службами национальной полиции я дорожной жандармерии, составило в эти двое суток 2383. Но самой крупной катастрофой в стране со временя изобретения автомобиля французская печать называет столкновение 63 машин 20 августа на шоссе возле города Оксер. Шел дождь. По рассказам очевидцев, резко затормозивший автомобиль вылетел на противоположную сторону шоссе я столкнулся со встречным. В течение считанных минут образовалась настоящая свалка. 42 человека получили ранения, двое погибли. На несколько часов движение на автомагистрали оказалось парализованным.ФРГМатериальные потеря от дорожных происшествий в 1970 году оценены в 10 миллиардов марок. Анализ показал, что из общего количества обследованных несчастных случаев неправильными действиями водителей вызывалось 86,4 процента происшествий, пешеходов (в том числе детей) — 9,1, техническими неисправностями автомобилей — 2,4, плохим состоянием проезжей частя улицы и другими внешними условиями — 2,1.22