ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯЭкспериментальный электром обиль ЭМ-0466. Между колесами видны внушительные ящики с аккумуляторами. Кузов выполнен из стеклопластика. Электромобили, по мнению специалистов, найдут применение прежде всего в сфере обслуживания крупных городов. Поэтому первая опытная машина этого типа представляет собой фургон, рассчитанный на 500 кг груза. 230 миллионов автомобилей сегодня яа нашей планете. Их двигатели ежесекундно выбрасывают в воздух продукты сгорания, содержащие вредные примеси. Предвидя, что борьба с загрязнением воздуха станет весьма, сложной проблемой, особенно в больших городах, «перенаселенных» машинами, ученые и инженеры многих стран уже заблаговременно начали искать возможности применения двигателей, не выделяющих при работе вредных газов. Наиболее перспективными в этом отношении многие специалисты считают электродвигатели. Аккумуляторные электромобили известны давно. Еще в 1899 году русский электротехник Ипполит Владимирович Романов проводил в Петербурге публичную демонстрацию своих «электрических экипажей». Моторы его машин получали питание от аккумуляторов. Их. заряда хватало на 60 километров пробега. Двухместная коляска Романова весила 720 кг (половина веса приходилась на батареи) и могла развивать до 35 км/час. С тех пор, несмотря на многочисленные попытки отдельных изобретателей и .крупных фирм, не удавалось найти конструкции аккумуляторов, которые сочетали бы малый вес, большую емкость и приемлемую стоимость в изготовлении. Но если нельзя увеличить запас электроэнергии, перевозимый на машине, то, может быть, есть способ более рационального ее расходования? В этом направлении большие работы ведутся во многих странах, в том числе иу нас. Всесоюзный научно-исследовательский институт электротранспорта в Калининграде совместно с Рижским электромеханическим заводом в прошлом году разработал и изготовил экспериментальный образец легкого грузовика ЭМ-0466 с электродвигателем постоянного тока, работающим от аккумуляторов. Конструкторы отошли от старинной схемы батарея—контроллер (то есть переключатель) — мотор и применили для регулирования тягового усилия тиристорное устройство. Оно позволило значительно снизить потери энергии, неизбежные при реостатном регу2* лировании, а также сделало возможным во время торможения машины переводить двигатель в режим работы генератора н таким образом подзаряжать аккумуляторы. Достоинства этой конструкции наиболее полно проявляются при эксплуатации в городе, где торможения особенно часты. Поэтому ЭМ-0466 грузоподъемностью 0,5 тонны предназначен для перевозки малых партий продовольственных и промышленных товаров в крупных городах. Он представляет собой фургон и весит 1700 кг. Довольно много, если вспомнить, что фургон УАЗ-451М с двигателем внутреннего сгорания, рассчитанный на тонну груза, легче на 140 кг. Правда, при оценке конструкции не следует забывать, что калининградские эксперименты лишь первые шаги. Емкости аккумуляторных батарей машины достаточно для непрерывной работы в течение 2,5 часа со скоростью 40 км/час. Это означает, что запас хода у ЭМ-0466 составляет около 100 километров. Несмотря на солидный вес, «электрический» фургон имеет вполне удовлетворительную приемистость — с места до 40 км/час он разгоняется за 11 секунд. Максимальная скорость — 45 -км/час. Весной этого года в Калининграде проводились дальнейшие испытания опытных образцов электромобилей, созданных ВНИИэлектротранспорга. Среди них был и компактный легковой электромобиль. Оба образца — грузовой и легковой — зарекомендовали себя простыми в управлении и эксплуатации. Энергии аккумуляторов достаточно для 100-километрового пробега, причем электромобили способны двигаться со скоростью 40—60 км/час. Специалисты считают, что машина, обслуживающая торговую сеть, проходит за сутки как раз окало 100 километров. Истощившиеся за день аккумуляторы могут быть подзаряжены ночью. Почти одновременно с ВНИИэлектротранспорта начали экспериментировать над электромобилями ив Ереванском политехническом институте имени Карла Маркса. Машина ЕрПИ-1 создана на шасси УАЗ-451, она также предназначена для обслуживания маганинов, складов, почтовых отделений в крупных городах. И ереванцы остановились на тиристорной системе регулирования. Их автомобиль, снабженный 18 аккумуляторами, может совершить без подзарядки пробег в 70 .километров, развивая до 50 км/час. Дальнейшие поиски институт намерен повести в направлении использования двигателей переменного тока. Эксперименты продолжаются. Б. БОРИСОВДва варианта машин, разработанных. Калининградским ВНИИвлектротранспорта.Группа работников ВНИИэлектротранспорта, занимающихся исследованиями «электрических» автомобилей. Слева направо: ведущий конструктор И. Отроша, руководитель группы И. Можейко, конструктор А. Кореньков, старший научный сотрудник А. Маслов. Фото В. Созинова и Е. Филипенко (ТАСС)11