С 1972 годаВ ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАЦИЯМвводятся новые программы ДОСААФ для подготовки автолюбителей и мотоциклистовв девятой пятилетке многие тысячи граждан приобретут «собственный мо ­ тор», сядут за руль, пополнят многочисленную армию автомотолюбителей. В современных условиях, когда интенсивность движения на улицах и дорогах неуклонно растет, от водителя требуется прочное знание устройства и основ эксплуатации машины, твердые навыки вождения и безукоризненное соблюдение правил движения. Программы 1967—1968 гг. ныне устарели. В них нет такого важного предмета, как «Основы безопасности движения», недостаточно отведено времени на изучение устройства и технического обслуживания автомобиля, а также на практическое 'вождение. Чтобы улучшить обучение автолюбителей и водителей мотоциклов, разработаны новые документы: «Программа подготовки водителя автомобиля — любителя» и «Программа подготовки водителей мотоциклов (мотороллеров, мопедов)». Они вводятся в действие с1 января 1972 года. Расчет часов для обучения автолюбителя приведен в табл. 1. По сравнению с действующей новая программа увеличилась на 31 час (вместо 109 стало 140) — дано дополнительное время на «Устройство и техническое обслуживание автомобиля» и введены иоак самостоятельный предмет «Основы безопасности движения». При этом на экзамены теперь предусматривается 8 часов вместо 9. Кроме того, в программе расширены и уточнены организационно-методические указания, сформулированы рекомендации по оборудованию комплексного класса для изучения устройства и .технического обслуживания автомобиля, правил и основ безопасности движения, требования к инструкторам и преподавателям по соответствующим предметам. Вместо групповых упражнений в программу введены лабораторные занятия по устройству и техническому обслуживанию автомобиля. Если раньше предусматривалось изучение какой-либо мо ­ дели легкового или грузового автомобиля, то по новой программе курсанты осваивают только одну легковую машину («Запорожец», «Жигули», «Москвич», «Волгу») и знакомятся с конструктивными особенностями других легковых автомобилей. Разделы «Правил дорожного движения» даны в программе в соответствии с проектом нового документа (см. «За рулем», 1970, № 10, 11 и 12; 1971, № 1, 2, 3, 4, 5 и 6). При этом сделана оговорка, что до его введения предмет изучается по изданию «Правил движения по улицам городов, населенных пунктов идорогам СССР» 1968 года и изданию 1967 года для подготовки мотоциклистов. >ювый предмет «Основы безопасности Таблица 1 Количество часов Предметы Всего 54 в том числе длязанятий теоретичелабораторских ных 30 60 18 8 24 движения» рассматривает: главные элементы теории автомобиля; .психофизиологические основы труда водителей; дорожно-транспортные происшествия и их причины; обеспечение безопасности движения в различных условиях. Коренную перестройку претерпел предмет «Вождение автомобиля». Теперь он включает вместо трех четыре темы: начальное обучение, вождение по дорогам, вождение по ограниченным проездам и вождение > городских услов виях. В конце программы дается примерный тематический план (график) последовательности прохождения предметов, тем и упражнений по вождению автомобиля, формы расписания и протокола экзаменационной комиссии, а также карточки учета практической езды, выдаваемой каждому обучаемому. Для подготовки водителей мотоциклов (мотороллеров, мопедов) принят расчет часов, приведенный в табл. 2. Количество часов на обучение увеличено со 105 до 126. Предусмотрено 12 часов лабораторных занятий по устройству и техническому обслуживанию мо ­ тоцикла какой-либо одной марки и изучению особенностей устройства других, наиболее распространенных. Равно как и автолюбители, мотоциклисты изучают «Основы безопасности движения». Предмет «Вождение мотоцикла» включает пять тем и 19 упражнений. Впервые в число упражнений начального обучения введены тренировки в троганье с места, переключении передач с низшей на высшую и торможении на мо ­ тоцикле с работающим двигателем и поднятым ведущим колесом. Чтобы обеспечить безопасность в процессе обучения, в программе даны требования к площадке, на которой должны проводиться занятия, и к оборудованию машин, четко определены места, где должен находиться инструктор. Программа содержит подробные методические указания по выполнению упражнений, оформлению документации. В соответствии с программами подготовки автолюбителей и мотоциклистов разработаны комплекты экзаменационных билетов для проверки знаний по устройству и техническому обслуживанию машин. Каждый комплект содержит 35 билетов, в каждом билете — по пять вопросов, три из которых относятся к устройству, а два — к текобслуживанию. Новые программы и экзаменационные билеты к ним в ближайшее время будут рассылаться по заявкам комитетов ДОСААФ. М. КОЛПАКОВ, К. ШЕСТОПАЛОВ [учебно-методический кабинет ЦК ДОСААФ )Устройство и техническое обслуживание автомобиля Правила дорожного движения Основы безопасности движения Экзамены Кроме того, 32 часа (на каждогово18 824 116 Итого: 140 обучаемого) отводится для вождения автомобили. Таблица 2 Количество часов в том числе для занятийПредметы!'Всеготеоретических 28 60 18 26лабораторных 12Устройство и техническое обслуживание мотоцикла Правила дорожного движения Основы безопасности движения Вождение мотоцикла * Экзамены40во18 2в12 114 126 Итого: » На изучение (в составе группы) правил вождения мотоцикла отводится два часа и, кроме того, — 23 часа на обучение вождению (на каждого обучаемого).10