ферскую закваску, воспитать любовь к профессии — задача не из легких, особенно в наши дни, когда автотранспорт идет вперед семимильными шагами и вместе с ним растут требования к водителям. Почему же эту задачу так хорошо, так успешно решают в Чернигове? Во многом потому, что во главе клуба стоит человек, который разбирается в людях, умеет организовать работу. Приймак обладает завидным даром — он может зажечь своих товарищей и пламенным словом и делом, вернее своим отношением к делу. Мне рассказывали, как мастерски он проводит методические совещания, какие делает серьезные доклады, как интересно ведет политзанятия, как умело сажает деревья. Клуб стал делом его жизни. С утра и допоздна он здесь. Бывает, некогда пообедать. И так изо дня в день, из месяца в месяц. Начальник за все в ответе. Всем нужны помощь, внимание. Беспокойная должность, нервная, особенно трудная для человека, которому стукнуло шестьдесят. Я подумал — отчего бы не взять ему работу поспокойнее. Скажем, преподавать в институте или техникуме. За него ухватились бы. Окончил Военно-воздушную академию, знает технику, шедагог, огромный опыт, высокая эрудиция. Ему ив самом деле предлагали место посолиднев и подоходнее. А он отказался и пошел вДОСААФ , на трудную должность. Как объяснить это? Есть же причины, которые толкают человека на такой шаг. Объяснение — в натуре Приймака, выросшего вместе с нашей страной, воспитанного партией, прошедшего большевистскую школу жизни. Сын бедного крестьянина, Ефим Приймак создавал на селе комсомольскую ячейку. Кулаки грозили расправой. Охотились за ним. Он не испугался. Его поколение страстно увлекалось авиацией. Приймак пошел в авиационное училище. Оттуда — в Испанию. Боевые вылеты. Схватки с «мессершмиттами» в воз" духе. Пятьдесят пробоин в одном только бою. А потом 1418 дней на войне — с первого и до последнего. Ленинградский фронт, Калининский, Сталинград, Курская дуга. Где только не воевал Ефим Иванович! Может быть, и не совсем правомерно сравнивать те годы с нынешними. Там каждый час — на волосок от смерти. Здесь — будничный труд, подготовка водителей. Но ни тогда, ни теперь коммунист Приймак не думал о себе, не щадил себя. Всегда быть там, где труднее, всегда быть в ответе перед собой, перед своей собственной совестью — стало для него жизненной необходимостью. Потому и не искал дела полегче, когда вышел в отставку, а взялся за самое сложное, но самое, по его мнению, нужное. Свой первый орден — боевого Красного Знамени Е. Приймак получил за Испанию. Многими наградами отмечен его путь в годы Великой Отечественной. А недавно к мим (Прибавилась еще одна — орден Трудового Красного Знамени. Он вручен начальнику Черниговского автомотоклуба за большие заслуги в подготовке водителей, за работу в нашем оборонном патриотическом Обществе. М. ТИЛЕВИЧ г. Чернигов5 декабря — 30 лет назад начался разгром немецко-фашистских войск под МосквойВ ТОМ НЕЗАБЫВАЕМОМ ГОДУСо своим ЗИСом я попал под Москву в декабре сорок первого, к самому началу контрнаступления Красной Армии. Наша 360-я стрелковая дивизия, сформированная в Оренбурге, приняла первый бой под Истрой. Здесь-то я впервые ощутил, сколь велика была опасность для столицы: артиллерийская канонада, дымы пожарищ — все это в непосредственной близости от родной Москвы. У нас, водителей автороты, задача была одна: вовремя доставлять боеприпасы, продовольствие. Каждый представлял, что это тогда значило! Мне, как москвичу, звавшему хорошо город, командир оказал особое доверие. Я водил головную машину в колонне, получавшей в столице грузы для наших частей. С каким волнением отправлялся я всякий раз m Москву! Все думал : «Как она там, цела ли, ведь фашист налетал, бомбил». Да, близок был враг тогда, в сорок первом. Бывало загрузишься горячим хлебом, концентратами и прямо с хлебозавода, с фабрики теплыми привезешь в часть. Но больше приходилось возить боеприпасы — мины и снаряды. Чуть ли не круглые сутки в пути. И не только за рулем. Ведь на машину грузишь более двух тонн, все сам. А если застрял в снегу и вытащить некому, то опять сам разгружай, откапывай и снова таскай ящики iB «узов. Никто тогда не жаловался на трудности и усталость, понимали, что готовится удар по врагу, и ради этого готовы были отдать все силы, а если потребуется, жизнь. Помню то памятное мглистое утро, когда могучее эхо артподготовки известило о начале контрнаступления. Освобождена Истра. Через несколько дней дивизия входила в Волоколамск. Ни с чем не сравнить радость первой победы! Повеселела .наша пехота: «Значит, можем бить гитлеровцев». Следы разгрома фашистов на каждом шагу: брошенная техника, разбитые танки. С началом декабрьского наступления возросло число раненых, и нам, водителям, много раз доводилось доставлять наших товарищей в госпитали. Не забыть мне, как однажды морозной ночью вез раненых. Стараюсь ехать осторожно, чтобы не трясло. Вдруг стучат в кабину: «Шофер, замерзаем». Раздумывать некогда. Приметил избу. Остановил машину. Кто сам мог — к избе дотащился, а кого на руках перенес. Напоил водой, махорки свернул покурить. Когда бойцы отогрелись, доставил их в город, в госпиталь. Многое сейчас стерлось в памяти, но начало великой битвы за Москву никогда не забыть. Все 'четыре года был я на войне и не разлучался со своим ЗИСом. Вместе с 360-й Невельской дивизией дошел до Прибалтики ив 1946 году, когда пришла пора демобилизации, передал свой ЗИС в полной исправности молодому водителю. Живу яв Москве. Случается выезжать на отдых, на рыбалку и по Волоколамскому шоссе. И вот, «огда увидишь за окном леса, холмы, знакомые названия деревень, невольно вспоминаются декабрь сорок первого (года, наш старшина Дмитрий Кочешков, товарищи-шоферы — Алексей Раюшкин, Иван Мордиков, с кем тридцать лет назад начинал свой путь по дорогам войны. В. ВИЯКОВ, мастер ОГМ автокомбината № 23 «Мосстройтранса», бывший военный водитель, участник Великой Отечественной войныДекабрь 1941 года. Волоколамское направление. Генерал-майор, ныне маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков беседует с разведчиками, готовящимися к рейду на бронемашине. Москвичи — бойцы народного ополчения идут на фронт. Фото А. Шайхета (ТАСС)