а питатель (две захватывающие лапы) подает с нее снег на непрерывно движущийся транспортер, который перемещает его вверх и сбрасывает в кузов самосвала. При погрузке снега из слежавшихся или смерзшихся валов наибольший эффект дают пшвко-роторные снегоочистители. Главное назначение этих машин — очищать проезды от снега там, где его не нужно вывозить, а можно сбрасывать в сторону — на газоны, полосы зеленых насаждений и т. п. Основной рабочий орган — шнеко-роторный механизм размещается опереди автомобиля (ГАЗ-63 базовый для РС-369, ЗИЛ-164 — для РС-2М, ЗИЛ-157 — для Д-470, МАЗ-500 — для Д-450). На снегоочистителе РС-66, выполненном на шасси автомобиля ГАЗ-66, вместо шнеков установлена фреза, благодаря чему он может очищать улицы от особенно твердого снега. После прохода (Снегопогрузчика или роторного снегоочистителя у лотков вдоль бортового камня остается небольшой слой снега. Убирает его машина ЗУЛ-20 (эти буквы так и расшифровываются — зачистка уличных лотков). На переднем буфере самосвала ЗИЛ-585М крепится слева торцевая лотковая щетка с гидроприводом, а справа (под углом 40° к продольной оси автомобиля) — передний одноотвальный плуг. Автомобиль, назначение которого рассыпать по дорожному покрытию песок или хлориды как средства борьбы с гололедом, так и называют — пескоразбрасыватель. Материалы загружают в металлический закрытый кузов, и оттуда питатель подает их к разбрасывающему устройству. Плотность посыпки регулируется скоростью движения машины. Недавно начат серийный выпуск универсального пескоразбрасывателя ОПР-53 (на шасси ГАЗ-53). Его питатель приводится в действие электродвигателем, что позволяет регулировать скорость вращения разбрасывающего диска и соответственно плотность посыпки в пределах от 20 до 350 г на 1м2 покрытия. Почти все модели пескоразбрасывателей оснащены и снегоочистительным оборудованием. Особняком в ряду «дворников» стоят тротуароуборочные машины. Хотя технология очистки тротуаров и проезжей части улиц одинакова, условия этих работ, а. значит, и механизация разные. Для тротуаров служат машины маневренные, малогабаритные ик тому же чаще всего комбинированные. За основу таких «дворников» берут агрегаты легковых автомобилей. ТУМ-9 на базе «Москвича», Т-З-П — ГАЗ-69.Наиболее широкое распространение получила машина Т-30. Тягач на базе «Запорожца» (с его силовым агрегатом) и комплект механизмов для летних и зимних работ. Сюда входят навесной поворотный плуг и прицепная щетка для сгребания и подметания снега, навесной шнеко-роторный механизм для его перекидки, пеокоразбрасывающий прицеп. А для лета — навесная лотковая щетка с системой увлажнения, прицепной подметально-уборочный механизм, навесная насосная установка и прицеп-цистерна для мойки и поливки. Есть такой термин — санитарная очистка домовладений. Речь идет об удалении бытового мусора и отходов. Автомобили-мусоровозы бывают двух типов: с металлическим закрытым кузовом и контейнерные. К первым относятся машины 93-М и 53-М (цифры обозначают базовые модели автомобилей ГАЗ). Они «е полностью механизируют процесс уборки. Более удобный способ сбора и удаления мусора — контейнерный, полностью исключающий ручной труд. Мусоровоз оборудован гидрокраном 4030 и двумя поворотными платформами. Водитель со своего рабочего места поднимает и устанавливает заполненные контейнеры, а на свалках опорожняет их. Наиболее распространены модель КММ-2 (на шасси ГАЗ-51), рассчитанная на шесть контейнеров емкостью по 0,6 м3 , и М-30 (ГАЗ-53), перевозящая одновременно восемь контейнеров вместимостью по 0,75 м3 . И еще об одной категории уборочных машин — аосенизационных. Это цистерны, заполняемые под действием разрежения, создаваемого либо двигателем базового автомобиля, либо специальным вакуумным насосом. Недавно созданы маневренные малогабаритные машины АСМ-452 на шасси УАЗ, которые могут работать там, где затруднен подъезд к выгребным ямам. Шоферы уборочных машин должны уметь не только хорошо водить автомобили, но и управлять сложными механизмами. В их действиях требуется большая точность и аккуратность. По сути дела, они владеют несколькими специальностями и плюс к тому обязаны в совершенстве знать и неукоснительно выполнять особые правила техники безопасности, которых немало. Советские уборочные автомобили экспонировались на международной выставке «Интербытмаш-68» и получили высокую оценку специалистов. М. ФРУМКИН, заместитель председателя Центрального правления НТО коммунального хозяйства и бытового обслуживанияПо письму приняты меры КОНТРОЛЬ УСИЛЕНТревожное письмо получила редакция из г. Гурьева Казахской ССР. Автор его i ообщал о недостатках в организации груда водителей в таксомоторном парке города, о плохом контроле за состоянием автомобилей, выпускаемых на линию. Обо всем этом мы сочли необходимым информировать Гурьевский горком КП Казахстана. Ответил редакции секретарь горкома В. Сергеев. Факты, приведенные в письме, в основном подтвердились. Письмо было обсуждено в коллективе таксомоторного парка. Руководством парка и автотреста разработаны мероприятия, направленные на устранение недостатков и улучшение деятельности всех автотранспортных предприятий города. Работники госавтоинспекции систематически проводят беседы с водителями по правилам безопасности движения, усилен контроль за техническим состоянием выпускаемых на линию машин. Руководители автохозяйств и работники ГАИ города были приглашены в горком партии. Состоялся разговор о недос татках в работе автохозяйства, и сделано предупреждение о персональной ответственности за создание нормальных условий труда водителям и обслуживающему персоналу на транспорте.ТОЛЬКО ДОБРОВОЛЬНОРедакция получила письмо читателя Ю. Шилова из поселка Пицунда Абхазской АССР, в котором говорилось, что при проведении техосмотра местная ГАИ в принудительном порядке заставляет страховать принадлежащие гражданам автомобили и мотоциклы. Этот сигнал мы довели до сведения прокурора Абхазской АССР М. Аргун. Вот что он нам ответил: вместо разъяснительной работы о пользе страхования личного транспорта в отдельных ГАИ допускались случаи принудительного страхования. Об этом доведено до сведения министра внутренних дел Абхазской АССР и предложено принять меры к тому, чтобы впредь подобных фактов не допускать.ЖАЛОБ ТЕПЕРЬ НЕТНа мотоцикле К-650 отказал двигатель. Пришлось обратиться в бюро рекламаций Киевского мотоциклетного занода. Но и после ремонта двигатель имел много недостатков. К тому же отремонтированный таким образом мотор запод отправил на станцию Самбор вместо Старого Самбора. Об этом сообщил читатель журнала М. Варанов. Подобные письма приходили к нам и раньше, поэтому редакция обратилась в Главное управление по производству мотоциклов и велосипедов с просьбой принять меры по улучшению качества гарантийного ремонта. Вот что нам сообщил главный инженер Киевского мотозавода тов. Муратов: < Для улучшения качества гарантийного ремонта двигателей при заводе увеличена площадь пункта, установлен дополнительный стенд для испытаний двигателей после ремонта, расширен участок (тправки посылок; назначен новый начальник бюро рекламаций. Жалоб от потребителей больше не поступает».КАК ВРЕМЕННЫЙ ВЫХОДВ. Попурий из г. Березовского Кемеровской области обратился в редакцию с просьбой помочь организовать заправку личных машин. Эту просьбу мы довели до сведения Кемеровского областного управления «Главнефтеснаба». Начальник управления Д. Обозный сообщил, что в г. Березовском намечено построить в будущем году АЗС на тысячу заправок в сутки. До пуска ее в эксплуатацию заправку транспортных средств жителей решено производить при помощи передвижной станции г. Кемерово. И вот перед нами второе письмо В. Попурия: «Сейчас в нашем городе два раза в неделю можно получать по талонам бензин и масло».Контейнерный мусоровоз М-30.Тротуароуборочная машина Т-30 с летним подметальным прицепом.19