36
37
К итогам международных авторалли „Золотые пески" и „Рейд польский"С перерывом в полмесяца мне удалось побывать в этом году на двух крупных международных ралли — в Болгарии ив Польше. Эти соревнования роднит то, что они несут двойную нагрузку, являясь одновременно этапами (соответственно вторым и третьим) розыгрыша кубка «Мир и дружба» и чемпионата Европы среди водителей. О болгарском ралли журнал «За рулем» рассказывал не раз в прошлые годы. Значительно реже и не так подробно освещался «Рейд польский». И вот теперь появилась возможность сравнить эти два соревнования, выявить какие-то новые тенденции развития ралли, показать то, что отличает их от наших чемпионатов страны. НОВЫЕ ВЕЯНИЯ Ралли «Золотые пески» (Болгария). Дистанция 2055 км (в том числе 995 км для кубка «Мир и дружба»), 35 пунктов контроля времени, 16 специальных скоростных участков, кольцевая и горные гонки , слалом. Стартовало 96 экипажей из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР (все пять экипажей на «москвичах-412» производства , московского Автозавода имени Ленинского комсомола), Чехословакии, Австрии, А нглии , Бельгии, Греции, Кипра, Ф ранции , ФРГ, Ш веции ; финишировал — 4 1 , в том числе четыре советских. «Рейд польский». Дистанция 1475 км , 50 пунктов контроля времени, 27 специальных скоростных участков, горные гонки . Стартовало 96 экипажей из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР (все пять экипажей на «волгах» ГАЗ-24), Австрии, Голландии, Дании, Испании, ФРГ, Швеции; финишировало — 74, в том числе четыре советских. Вот цифровые «визитки» двух несхожих ив то же время очень близких соревнований. Близких в том смысле, что главным критерием для "определения победителей и там и здесь была выбрана скорость, динамика автомобилей. Но сначала о том. что отличает* «Золотые пески» от «Рейда польского». Болгарское ралли несколько ближе к тем соревнованиям, которые советские гонщики встречают на нашей внутренней арене. Более или менее длинная дистанция. знакомые нам кольцевая гонка и слалом. Правда, их роль незначительна — они, скорее, предназначены для зрителей, чем для состязания с секундной стрелкой, отсчитывающей драгоценные очки, способные внести существенные перемещения в таблице претендентов на победу. Ключ к успеху на «Золотых песках» зарыт так же не на скоростных участках и горных гонках, где спортсмены могут развивать максимальную скорость (благо трасса здесь закрыта для общего движения), а на нескольких так называемых спецэтапах. Именно здесь, .на исключительно трудных дорогах, имеющих, как правило, гравийное покрытие, устроители заранее запланировали всем гонщикам опоздание в виде штрафных очков. Один из таких этапов находился близ города Елены: на прохождение 40 километров отводилось всего 28 минут. «Рейд польский» на первый взгляд кажется простым — небольшая дистанция, средняя скорость между пунктами контроля времени всего 55 км/час. Но простота эта обманчива. Сейчас в Польше скорость на всех дорогах ограничена до 80 км/час, а в населенных пунктах (таковыми считаются три и более домов, стоящих не далее 30 метров от шоссе) — до 55 км/час. Если учесть, что населенные пункты здесь следуют один за другим и за любителями быстрой езды зорко следят радары, то станет ясным — любая задержка на трассе неизбежно оборачивается штрафными очками. А для тех, кто все же рискнет ехать резвее, чем того требует знак, устроители предусмотрели контрмеру, вручив каждому участнику специальные талоны. Нарушить скоростной режим и значит лишиться одного талона плюс «заработать» штрафные секунды, не считая времени на неприятный разговор с милиционером, можно только дважды — третье нарушение неизбежно ведет к исключению из соревнований. Все это, а также целый каскад скоростных участков, следующих почти без перерыва, держат участников в постоянном напряжении. Расслабиться, передохнуть немного, как это могли делать гонщики на трассе «Золотых песков», здесь совершенно нереально. Так что километры бывают разными. На этом, собственно, и заканчиваются различия между двумя соревнованиями. А главное, что ив «Золотых песках» уже проглядывается общая для основных европейских ралли тенденция к сокращению общей дистанции, упрощению дорожных режимов движения. Во главу угла здесь ставятся скоростные испытания. Причем эти участки выбираются с таким расчетом, чтобы на длинных прямых и серпантинах в полной мере выявилось преимущество супермощных двигателей, приемистость автомобилей. Надежность 'машин, их неприхотливость к трудным дорожным условиям отступает в такой спортивной программе наБЫТЬ АИзадний план. Не случайно процент счастливо достигших финиша в Болгарии и Польше оказался необычайно высоким. КТО ЖЕ НАШИ СОПЕРНИКИ! Теперь обратимся к тем, кто противо,стоял на трассах «москвичам» и «волгам». Спортсмены только трех стран — СССР, ГДР и Чехословакии выступали на машинах отечественного производства. Остальные были снаряжены довольно пестро. Даже польская дружина, имеющая в своем распоряжении форсированный до 130 — 140 л. с. «Польский ФИАТ-125П». укрепилась за счет «Рено-12» и «Рено-альпин А-110». Последний принадлежал прославленному гонщику трехкратному чемпиону Европы Собеславу Засаде и его жене Еве, выступавшей в роли штурмана. Об этом автомобиле стоит сказать особо. Небольших размеров, словно распластывающийся на дороге, он своей крышей едва достает пояса стоящего рядом Засады. Чтобы занять место за рулем, ему приходится проделывать несколько сложных движений. Но неудобство это компенсируется 170—180 л. с , которые заложены под капотом. Национальная команда Болгарии также выступала на машинах всемирно известных зарубежных фирм — «Рено-12гордини», «Рено-альпин» и БМВ-2002ТИ. Среди стартовавших были и «Поршекаррера». СААБ. БМВ-3000, «Альфа-ромео-2000ГТВ», «Форд-эскорт», «Опельаскона». Все эти машины построены небольшими сериями и специально предназначены для ралли. Стоимость их велика. Им трудно приходится на общих дорогах ив городах — высокооборотные двигатели нуждаются в высокой скорости. И «уникумы» привозят к месту соревнований либо на прицепных тележках, либо на трейлерах. Есть тут ' и другая причина: заблаговременно обкатанный автомобиль попадает на старт в наилучшей «спортивной форме». Наши «раллийные» автомобили выглядят на этом фоне довольно скромно. И не только потому, что внешне они практически ничем не отличаются от своих серийных собратьев. По сравнению с большей частью специально подготовленных к ралли зарубежных автомобилей «москвичи» и «волги» не насчитывают такого количества усовершенствований. Двухвальная головка двигателя. карбюратор «Вебер», подфорсированный до 105 л. с. мотор, дисковые тормоза — вот. пожалуй, и все, что приобрел наш «Москвич-412», представленный на «Золотых песках», в отличие от своей мно-СПОРТОстрой борьбой отличались финальные заезды шестнадцатого чемпионата страны в гонках на гаревой дорожке. Говорят, что настоящий знаток спидвея видит победителя уже на старте. Однако предсказать результаты на этот раз было не так-то просто. В Уфу съехались такие мастера трека, как братья Владимир и Валерий Гордеевы из Балаково, ГригоDHII Хлыновский и Виктор Трофимов из Ро^но, Владимир Заплешный из Владивостока. Рассчитывали на успех в родных «стенах» уфимские гонщики — Геннадий Куриленко, Николай Кизимов, Шамиль Нигматуллин. Достаточно сказать, что из шестнадцати финалистов десять входят в сборную команду страны. Состав участников, претендующих на золотую медаль, был интересен тем, что он собрал как бы три поколения советских гаревнков. Виктор Трофимов, остающийся и поныне в строю наших сильнейших мастеров спидвея, выступал в свое время с уфимцами Фаритом Шайнуровым, Игорем Плехановым и Борисом Самородовым — пионерами этих гонок. Ко второму поколению можно отнести Геннадия Куриленко. Его талант особенно ярко блистал в середине 60-х годов. Здесь же, на уфимском стадионе «Труд»,он в 1967 году выиграл свою, пока последнюю, золотую медаль чемпиона страны и победителя Всесоюзной спартакиады. Большинство же остальных соискателей главных наград сравнительно недавно появилось на наших гаревых треках. Это третье поколение. Представители его и оказались главными героями чемпионата. Первым среди равных стал Владимир Гордеев. Свою третью золотую медаль он выиграл красиво, уверенно. Вторым был его младший брат Валерий, а третьим — Владимир Заплешный. И уж коль речь у нас зашла о трех поколениях мастеров спидвея. то сам собой напрашивается вопрос: в чем сила нынешних молодых гонщиков, какие резервы они используют для достижения победы? Свое мнение первым высказывает пятикратный чемпион страны и двукратный вице-чемпион мира заслуженный мастер спорта Игорь ПЛЕХАНОВ: — Существует мнение, что частая смена чемпионов и призеров придает особую прелесть состязаниям. Я с этим не согласен. Слишком легко некоторые гонщики расстаются с чемпионскими лаврами. А это говорит лишь о том, что в спортивном коллективе не ведется серьУСПЕХ. С ЧЕГОезной учебно-тренировочной работы. Мне довелось быть пятикратным чемпионом страны. Я знаю, как нелегко каждый раз вновь добиваться этого высокого звания. Ведь твои соперники тоже не стоят на месте. Мне кажется, что именно непрерывно растущий уровень мастерства, а не калейдоскопичность в смене победителей придает остроту состязаниям. Победа Владимира Гордеева не случайна. Он много тренируется. А вот что думает о своей победе новый чемпион, мастер спорта СССР международного класса Владимир ГОРДЕЕВ: — Мне 25 лет. Впервые сел на гаревый мотоцикл семь лет назад. Через три года мне уже удалось стать серебряным призером чемпионата страны. А на следующий раз я впервые завоевал золотую медаль. Этот успех мне удалось повторить дважды — в прошлом и нынешнем годах. Чем это объяснить? Я стараюсь не разбрасываться, занимаюсь только гаревыми гонками. Круглый год тренируюсь. Одним словом, постоянные интенсивные нагрузки позволяют мне сохранять хорошую спортивную форму. Нетрудно заметить, что и Игорь Плеханов и Владимир Гордеев основным ус-36 БУДУЩИМ ПОБЕДАМ? С ПОРТгочисленной серийной родни. Примерно то же самое можно сказать ио «Волге». Остается добавить, что к месту соревновании наши автомобили добирались своим ходом, преодолев 15002000 километров — ровно столько. сколько составляет трасса ралли. Предвижу улыбки скептиков — зачем, мол. упоминаются эти сверхмощные зарубежные машины: ведь большая часть их выступает в иных группах или классах, чем «москвичи» и «волги». Нет, «Порше», «Рено» и другие — не мифические наши соперники, а самые прямые конкуренты в споре за высокие места в розыгрыше кубка «Мир и дружба», в чемпионате Европы среди водителей. Ведь в зачет обоих соревнований идут места, занятые не в своих группе и классе, а в абсолютном классировании. Понятно потому, какую трудную задачу решали советские гонщики на ралли «Золотые пески» и «Рейд польский», какую тяжелую борьбу пришлось им выдержать. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА Когда я узнал, что среди участников «Рейда польского» будет Собеслав Засада, то решил не упустить возможность побеседовать с ним. Она представилась раньше, чем ожидал, — до финиша соревнований. Дело в том, что Засада вторично в этом сезоне (первый раз на марафоне Лондон — Мюнхен) не смог закончить гонку. Причем у себя дома он сошел с трассы из-за уникальной судейской ошибки. Ночью, когда его автомобиль под первым номером стартовал на одном из скоростных участков, с противоположного конца трассы, навстречу спортсмену отправилась машина с судьями, решившими проверить. свободна ли дорога. Мастерства у гонщика хватило, чтобы избежать человеческих жертв, но удар встретившихся автомобилей тут же отнес знаменитую чету к числу 22 неудачников «Рейда польского». С этого инцидента и начался наш разговор. — Не могу припомнить. — с грустью сказал Засада, — ничего подобного ни в моей, ни других гонщиков спортивной биографии. И вообще сезон пока складывается неудачно: в ралли Лондон —Мюнхен я показал лучший результат на европейской части трассы, не уступал лидерства ив Африке, однако неполадки в системе смазки у моего «Порше» вынудили прекратить гонку. Вот теперь решил попробовать на «Рено-альпине», и вновь неудача. Что ж. постараюсь компенсировать это на ралли в Канаде и США, к которым сейчас готовлюсь. Разговор наш, естественно, зашел о его книге «Безопасная скорость», отрывки из которой печатались в прошлом году на страницах журнала «За рулем» и, судя по письмам читателей, имели большой успех. Засада поблагодарил за такую высокую оценку его труда и сообщил, что сдал недавно в печать новую работу, которая будет как бы продолжением «Безопасной скорости»..-В планах — книга для раллистов и их штурманов, где Засада собирается обобщить опыт подготовки и выступлений в соревнованиях. Но особенно меня интересовало его мнение о мастерстве советских гонщиков. — Я знаю многих ваших спортсменов. — ответил Собеслав, — с некоторыми из них у меня давние дружеские отношения. Это мужественные, бесконечно преданные спорту люди. На трассах ралли они часто делают невозможное. Что я думаю о советских машинах? Может быть, это будет выглядеть резким, но, к сожалению, я не знаю пока ни одного вашего автомобиля, потенциально способного выиграть такие спринтерские ралли, как «Рейд польский». Выражаясь языком боксеров, вы выступаете в других категориях. Советские автомобили получили всемирное признание благодаря своей надежности, способности преодолевать любые расстояния в самых трудных условиях. Не случайно таких больших успехов они добились в ралли-марафонах Лондон — Сидней, Лондон — Мехико, в исключительно трудном соревновании «Аргунгу — Сафари» и других. И мне непонятно, почему участие в подобных ралли, трасса которых как бы специально подобрана для «москвичей» и «волг», для вас пока дело эпизодическое. Советские автомобили два года назад уверенно выиграли «Аргунгу — Сафари» и с тех пор больше там не появлялись. На мой взгляд, успешным для вас могло бы стать ралли в Канаде. Это современное соревнование с большим количеством специальных скоростных участков, но проложены они по таким трудным дорогам, на которых мощность и динамика двигателя не имеют решающего значения. Можно в чем-то не согласиться с моим собеседником, но в главном он. пожалуй, прав. На финишах ив Болгарии (первого тура, где завершался розыгрыш кубка «Мир и дружба», и второго, где заканчивалось ралли «Золотые пески» в целом) и в Польше мы задавали себе один и тот же вопрос: способны ли выступить лучше? И неизбежно приходили к одному и тому же ответу — нет, это предел. «Золотые пески» принесли «москвичам» третье место в командном зачете Кубка и второе в национальном зачете ралли в целом, победы среди клубных и заводских команд. Самое же высокое место, занятое «волгами», — четвертое. Конечно, можно говорить о печати спешки, которой была отмечена подготовка к выступлениям, о ряде недоделок. Но, даже избавившись от этих огрехов, не сделаешь пока заметного шага вперед. Слишком уж неравны условия, в которых приходится бороться нашим гонщикам и их соперникам. Пусть не покажется итог этих заметок излишне скептическим. Надо реально смотреть на вещи. А такой взгляд подсказывает, что в ближайшие.годы на тех же ралли советским спортсменам придется выдержать еще более жесткую конкуренцию. В Болгарии и Польше начались работы по созданию небольшой серии специальных раллийных машин — легких, мощных. Большинство зарубежных фирм делает заметные успехи в форсировке двигателей. Очевидно, скорости на будущих ралли еще более возрастут. соответственно с этим будут подобраны и трассы соревнований, изменены другие их условия. И советским гонщикам нужны специальные машины, которые соединили бы в себе все лучшее, что есть в современном автомобилестроении. Поверьте, им так хочется ездить быстрее. лучше, ни в чем не уступая зарубежным асам раллийных трасс. Б. ЛОГИНОВ, спецкор «За рулем» Варна — Краков — Москва Результаты соревнований «Золотые пески». Национальный зачет: 1. НРБ; 2. СССР; 3. ПНР; 4. ЧССР; 5. ГДР. Клубный зачет: 1. «Автоэкспорт» (СССР); 2. Автоклуб г. Варшавы; 3. «Шкода» (ЧССР). Заводской зачет: 1. «Москвич» (СССР, АЗЛК); 2. «Шкода» (ЧССР); 3. «Вартбург» (ГДР). Личный абсолютный зачет (в скобках — место, занятое в классе): 1. А. Ферьянц — Я. Зембери, «Рено-12Г». ВНР (1); 2. И. Чубриков — К. Чубриков, «Рено-12Г». НРБ (2); 3. Р. Муха — Р. Шушковский, ФИАТ-125П, ПНР (3)... 6. А Шишков — М. Титов (5)... 9. В. Спрукт — А. Печенкин (7)... 13. Н. Кирпичников — Я. Агишев (8)... 33. А. Григорьев — С. Соколов (10), все — «Москвич-412», СССР. Результаты кубка «Мир и дружба» опубликованы в разделе «Спортивный глобус» сентябрьского номера журнала.ОИ НАЧИНАЕТСЯловием успешных выступлений гонщика считают хорошо продуманный, систематический тренировочный процесс. Итак, тренировка и еще раз тренировка. На этом сходятся все. И поиск идет в разных направлениях. Вот два мнения спортивных наставников. Тренер балаковской ний ЛЕОШКИН : «Турбины» Евге— Да, сохранять в течение всего года боевую форму — главная задача и тренера и гонщика. Конечно, физическое и психологическое состояние спортсмена не может находиться все время на одном уровне. Мы стремимся, чтобы «пик» формы приходился на самые ответственные соревнования — такие, как минувший финал чемпионата страны. Что мы делаем зимой? В это время гонщики «Турбины» ежедневно занимаются мотокроссом. Нагрузка серьезная. Но зато летом гаревая дорожка уже не кажется такой трудной. Полезность зимнего мотокросса для гаревиков еще не всеми признана. Многие специалисты спидвея ратуют за узкую специализацию. Но у нас есть убедительные примеры, подтверждающие большую роль мотокросса.сИнтервью заинтересован)1Ыми лицамиСтарший преподаватель кафедры физ ического воспитания Уфимского педаг огического института, член тренерского совета мотоклуба строительного треста № 3 Рифад ВАЛИАХМЕТОВ: — Существует немало видов спорта, дающих в сумме тот же эффект, что и занятия зимним мотокроссом. Гонщики не должны забывать о хоккее, лыжах, легкоатлетическом беге, баскетболе, настольном теннисе... Все это «работает» на общефизическую подготовку спортсмена. улучшает координацию движении, развивает ловкость, быстроту реакции. — Дело, разумеется, не только в ОФП. Уже сегодня есть немало новинок, успешно применяемых в подготовке гаревика. Вот, например, что внедряют у себя уфимцы. Они создали стартовый тренажер. Четыре стула с мотоциклетными рулями, от которых отходят провода к электросекундомеру, специальное табло, где загорается номер гонщика, выигравшего «старт», да магнитофон с записью шума мотора — вот и вся система. Тренажер прост в обращении, а главное. здесь присутствует элемент соревнования. Каждый гонщик тренируется не сам по себе, а состязаясь с товарищами, тоесть в обстановке, максимально приближенной к «боевой». Стартовый тренажер — это только начало. В клубе работают над созданием специального прибора для определения правильной загрузки заднего колеса на старте и на повороте, кинокласса, где на экране будут воспроизводиться различные ситуации гонки, а спортсмен, сидя в седле учебного мотоцикла, должен будет принимать правильное решение... Разный подход к обучению и тренировке спортсменов, разные методы, но цель одна — ясно выраженное стремление к совершенствованию, глубокий и смелый поиск новых форм, использование достижений теории, современной техники. Это и есть сегодня самый короткий путь к успеху. С. СМИРНОВА, с пецкор «За рулем» г. Уфа Результаты соревнований 1. Вл. Гордеев — 25 очков; 2. Вал. Гордеев (оба — Балаково) — 23; 3. В. Заплешный (Владивосток) — 22; 4. В. Никнпелов (Балаково) — 20; 5. В. Трофимов — 19; 6. Г. Хлыновский (оба — Ровно) — 17. 37