К итогам международных авторалли „Золотые пески" и „Рейд польский"С перерывом в полмесяца мне удалось побывать в этом году на двух крупных международных ралли — в Болгарии ив Польше. Эти соревнования роднит то, что они несут двойную нагрузку, являясь одновременно этапами (соответственно вторым и третьим) розыгрыша кубка «Мир и дружба» и чемпионата Европы среди водителей. О болгарском ралли журнал «За рулем» рассказывал не раз в прошлые годы. Значительно реже и не так подробно освещался «Рейд польский». И вот теперь появилась возможность сравнить эти два соревнования, выявить какие-то новые тенденции развития ралли, показать то, что отличает их от наших чемпионатов страны. НОВЫЕ ВЕЯНИЯ Ралли «Золотые пески» (Болгария). Дистанция 2055 км (в том числе 995 км для кубка «Мир и дружба»), 35 пунктов контроля времени, 16 специальных скоростных участков, кольцевая и горные гонки , слалом. Стартовало 96 экипажей из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР (все пять экипажей на «москвичах-412» производства , московского Автозавода имени Ленинского комсомола), Чехословакии, Австрии, А нглии , Бельгии, Греции, Кипра, Ф ранции , ФРГ, Ш веции ; финишировал — 4 1 , в том числе четыре советских. «Рейд польский». Дистанция 1475 км , 50 пунктов контроля времени, 27 специальных скоростных участков, горные гонки . Стартовало 96 экипажей из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР (все пять экипажей на «волгах» ГАЗ-24), Австрии, Голландии, Дании, Испании, ФРГ, Швеции; финишировало — 74, в том числе четыре советских. Вот цифровые «визитки» двух несхожих ив то же время очень близких соревнований. Близких в том смысле, что главным критерием для "определения победителей и там и здесь была выбрана скорость, динамика автомобилей. Но сначала о том. что отличает* «Золотые пески» от «Рейда польского». Болгарское ралли несколько ближе к тем соревнованиям, которые советские гонщики встречают на нашей внутренней арене. Более или менее длинная дистанция. знакомые нам кольцевая гонка и слалом. Правда, их роль незначительна — они, скорее, предназначены для зрителей, чем для состязания с секундной стрелкой, отсчитывающей драгоценные очки, способные внести существенные перемещения в таблице претендентов на победу. Ключ к успеху на «Золотых песках» зарыт так же не на скоростных участках и горных гонках, где спортсмены могут развивать максимальную скорость (благо трасса здесь закрыта для общего движения), а на нескольких так называемых спецэтапах. Именно здесь, .на исключительно трудных дорогах, имеющих, как правило, гравийное покрытие, устроители заранее запланировали всем гонщикам опоздание в виде штрафных очков. Один из таких этапов находился близ города Елены: на прохождение 40 километров отводилось всего 28 минут. «Рейд польский» на первый взгляд кажется простым — небольшая дистанция, средняя скорость между пунктами контроля времени всего 55 км/час. Но простота эта обманчива. Сейчас в Польше скорость на всех дорогах ограничена до 80 км/час, а в населенных пунктах (таковыми считаются три и более домов, стоящих не далее 30 метров от шоссе) — до 55 км/час. Если учесть, что населенные пункты здесь следуют один за другим и за любителями быстрой езды зорко следят радары, то станет ясным — любая задержка на трассе неизбежно оборачивается штрафными очками. А для тех, кто все же рискнет ехать резвее, чем того требует знак, устроители предусмотрели контрмеру, вручив каждому участнику специальные талоны. Нарушить скоростной режим и значит лишиться одного талона плюс «заработать» штрафные секунды, не считая времени на неприятный разговор с милиционером, можно только дважды — третье нарушение неизбежно ведет к исключению из соревнований. Все это, а также целый каскад скоростных участков, следующих почти без перерыва, держат участников в постоянном напряжении. Расслабиться, передохнуть немного, как это могли делать гонщики на трассе «Золотых песков», здесь совершенно нереально. Так что километры бывают разными. На этом, собственно, и заканчиваются различия между двумя соревнованиями. А главное, что ив «Золотых песках» уже проглядывается общая для основных европейских ралли тенденция к сокращению общей дистанции, упрощению дорожных режимов движения. Во главу угла здесь ставятся скоростные испытания. Причем эти участки выбираются с таким расчетом, чтобы на длинных прямых и серпантинах в полной мере выявилось преимущество супермощных двигателей, приемистость автомобилей. Надежность 'машин, их неприхотливость к трудным дорожным условиям отступает в такой спортивной программе наБЫТЬ АИзадний план. Не случайно процент счастливо достигших финиша в Болгарии и Польше оказался необычайно высоким. КТО ЖЕ НАШИ СОПЕРНИКИ! Теперь обратимся к тем, кто противо,стоял на трассах «москвичам» и «волгам». Спортсмены только трех стран — СССР, ГДР и Чехословакии выступали на машинах отечественного производства. Остальные были снаряжены довольно пестро. Даже польская дружина, имеющая в своем распоряжении форсированный до 130 — 140 л. с. «Польский ФИАТ-125П». укрепилась за счет «Рено-12» и «Рено-альпин А-110». Последний принадлежал прославленному гонщику трехкратному чемпиону Европы Собеславу Засаде и его жене Еве, выступавшей в роли штурмана. Об этом автомобиле стоит сказать особо. Небольших размеров, словно распластывающийся на дороге, он своей крышей едва достает пояса стоящего рядом Засады. Чтобы занять место за рулем, ему приходится проделывать несколько сложных движений. Но неудобство это компенсируется 170—180 л. с , которые заложены под капотом. Национальная команда Болгарии также выступала на машинах всемирно известных зарубежных фирм — «Рено-12гордини», «Рено-альпин» и БМВ-2002ТИ. Среди стартовавших были и «Поршекаррера». СААБ. БМВ-3000, «Альфа-ромео-2000ГТВ», «Форд-эскорт», «Опельаскона». Все эти машины построены небольшими сериями и специально предназначены для ралли. Стоимость их велика. Им трудно приходится на общих дорогах ив городах — высокооборотные двигатели нуждаются в высокой скорости. И «уникумы» привозят к месту соревнований либо на прицепных тележках, либо на трейлерах. Есть тут ' и другая причина: заблаговременно обкатанный автомобиль попадает на старт в наилучшей «спортивной форме». Наши «раллийные» автомобили выглядят на этом фоне довольно скромно. И не только потому, что внешне они практически ничем не отличаются от своих серийных собратьев. По сравнению с большей частью специально подготовленных к ралли зарубежных автомобилей «москвичи» и «волги» не насчитывают такого количества усовершенствований. Двухвальная головка двигателя. карбюратор «Вебер», подфорсированный до 105 л. с. мотор, дисковые тормоза — вот. пожалуй, и все, что приобрел наш «Москвич-412», представленный на «Золотых песках», в отличие от своей мно-СПОРТОстрой борьбой отличались финальные заезды шестнадцатого чемпионата страны в гонках на гаревой дорожке. Говорят, что настоящий знаток спидвея видит победителя уже на старте. Однако предсказать результаты на этот раз было не так-то просто. В Уфу съехались такие мастера трека, как братья Владимир и Валерий Гордеевы из Балаково, ГригоDHII Хлыновский и Виктор Трофимов из Ро^но, Владимир Заплешный из Владивостока. Рассчитывали на успех в родных «стенах» уфимские гонщики — Геннадий Куриленко, Николай Кизимов, Шамиль Нигматуллин. Достаточно сказать, что из шестнадцати финалистов десять входят в сборную команду страны. Состав участников, претендующих на золотую медаль, был интересен тем, что он собрал как бы три поколения советских гаревнков. Виктор Трофимов, остающийся и поныне в строю наших сильнейших мастеров спидвея, выступал в свое время с уфимцами Фаритом Шайнуровым, Игорем Плехановым и Борисом Самородовым — пионерами этих гонок. Ко второму поколению можно отнести Геннадия Куриленко. Его талант особенно ярко блистал в середине 60-х годов. Здесь же, на уфимском стадионе «Труд»,он в 1967 году выиграл свою, пока последнюю, золотую медаль чемпиона страны и победителя Всесоюзной спартакиады. Большинство же остальных соискателей главных наград сравнительно недавно появилось на наших гаревых треках. Это третье поколение. Представители его и оказались главными героями чемпионата. Первым среди равных стал Владимир Гордеев. Свою третью золотую медаль он выиграл красиво, уверенно. Вторым был его младший брат Валерий, а третьим — Владимир Заплешный. И уж коль речь у нас зашла о трех поколениях мастеров спидвея. то сам собой напрашивается вопрос: в чем сила нынешних молодых гонщиков, какие резервы они используют для достижения победы? Свое мнение первым высказывает пятикратный чемпион страны и двукратный вице-чемпион мира заслуженный мастер спорта Игорь ПЛЕХАНОВ: — Существует мнение, что частая смена чемпионов и призеров придает особую прелесть состязаниям. Я с этим не согласен. Слишком легко некоторые гонщики расстаются с чемпионскими лаврами. А это говорит лишь о том, что в спортивном коллективе не ведется серьУСПЕХ. С ЧЕГОезной учебно-тренировочной работы. Мне довелось быть пятикратным чемпионом страны. Я знаю, как нелегко каждый раз вновь добиваться этого высокого звания. Ведь твои соперники тоже не стоят на месте. Мне кажется, что именно непрерывно растущий уровень мастерства, а не калейдоскопичность в смене победителей придает остроту состязаниям. Победа Владимира Гордеева не случайна. Он много тренируется. А вот что думает о своей победе новый чемпион, мастер спорта СССР международного класса Владимир ГОРДЕЕВ: — Мне 25 лет. Впервые сел на гаревый мотоцикл семь лет назад. Через три года мне уже удалось стать серебряным призером чемпионата страны. А на следующий раз я впервые завоевал золотую медаль. Этот успех мне удалось повторить дважды — в прошлом и нынешнем годах. Чем это объяснить? Я стараюсь не разбрасываться, занимаюсь только гаревыми гонками. Круглый год тренируюсь. Одним словом, постоянные интенсивные нагрузки позволяют мне сохранять хорошую спортивную форму. Нетрудно заметить, что и Игорь Плеханов и Владимир Гордеев основным ус-36