30
31
Это — один из наиболее сложных маневров. Он предполагает не только доскональное знание всех принятых на этот счет правил, но и высокую водительскую квалификацию. Чтобы без помех остальным водителям и пешеходам перестроиться в другой ряд и безопасно опередить одно или сразу несколько транспортных средств (а именно так объясняют термин «обгон» Правила дорожного движения), надо уметь быстро и точно оценивать скорости движущихся по дороге, расстояния до приближающихся машин и путь, необходимый для обгона, находить оптимальные интервалы и т. д. Разумеется, и сами приемы управления автомобилем или мотоциклом должны быть доведены до автоматизма: это освобождает время и силы на всю ту работу, о которой шла речь выше. А поэтому новичкам такой совет: первые полгода-год повремените с обгонами, обкатайте не только свою машину, но и себя самого. Из терминологического определения обгона следуют три очень важных вывода, которые кладут конец спорам, возникавшим иной раз прежде. Первый — если один водитель опережает другого без выезда из занимаемого ряда, Правила такое действие как обгон не рассматривают. Второй — за один прием, когда условия позволяют, обогнать можно не только одиночный автомобиль, но и вереницу машин. Наконец, последний вывод — обгон не перестает быть обгоном, если водитель в занимаемый прежде ряд и не возвращается. А возвращаться в прежний ряд нецелесообразно, когда дистанция до находящегося впереди транспортного средства такова,что сразу же придется начинать новый обгон. Правда, это соображение теряет свою силу, если позади вас кто-то движется с более высокой скоростью, а вы этому помеха. Теперь немного, так сказать, о технологии обгона. Ясно, что главное условие для него — наличие- свободного пути. Правила эту общую фразу наполняют совершенно конкретным содержанием: свободной на всем расстоянии, которое потребуется для обгона, должна быть не дорога вообще, а та полоса движения, на которую вы собираетесь выехать. Если это так, подавайте заблаговременно предупредительный сигнал и перестраивайтесь. И только влево. С правой стороны обгон разрешен лишь в одном случае. Когда водитель впереди вас подал сигнал левого поворота и приступил к его выполнению. Почему Правила настаивают на этом последнем условии — приступил ,к выполнению? Чтобы вы не приняли ошибочно включенный или по забывчивости не выключенный сигнал поворота за истинные намерения водителя и не попали в переделку. Приступил — не значит, что транспортное средство уже поворачивает,может быть, водитель только начал перестраиваться. Важно, чтобы его дальнейшие действия были вам ясны до конца. Тогда можно начинать обгон. Ныне Правила предоставили водителям широкие возможности в выборе режима движения. Безоговорочно обгоны запрещены в считанном числе случаев. На рисунках мы показываем все такие ситуации. А с ними и те, когда обгоны возможны, но при определенных условиях или с определенными ограничениями. Каждому водителю приходится не только бывать обгоняющим, но и оказываться на месте того, кого обгоняют. И от правильных его действий безопасность движения зависит в не меньшей степени. Поэтому не забывайте и еще об одном условии безопасности этого маневра, сформулированном в 93 пункте Правил: «Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями». Добавим к этому: лучше, если в момент обгона другим водителем вы вообще чуть убавите скорость. Лучше для вас обоих, потому что при любой возникшей на дороге опасности обгоняющий, стараясь избежать ее, может совершить шаг, который поставит в трудное положение и вас тоже, так что в беду попадете оба. Не смотрите на обгоняющего вас как на соперника, мало ли может быть у него причин торопиться. Если же вас в таких ситуациях разбирает спортивный азарт, запишитесь в автомобильную спортивную секцию. Дорога, как известно, не трек и не место для гонок.