Ктовиноват?быть, тормозить надо обязательно. А сворачивать? Как дополнительная мера такой маневр возможен. Помня о том, что нарушитель в последний момент пытается занять свою полосу движения, надо немедленно принять вправо и остановиться, а если это сразу сделать невозможно из-за сложной дорожной обстановки или погодных условий — стараться держаться как можно правее, тормозя двигателем. Если и это не спасает, можно уйти на обочину и даже в кювет. Увы, как показывает практика, водитель, движущийся с соблюдением Правил, часто начинает маневр влево, когда у нарушителя еще имеется возможность вернуться на свою сторону движения. Но автор письма ставит вопрос в другой плоскости. Его интересует: может ли водитель, избегая неминуемого столкновения, свернуть влево? В состоянии крайней необходимости может. Для расшифровки этого известного правового понятия обратимся к Закону. Действительно, статья 14 Уголовного Кодекса РСФСР и аналогичные статьи Уголовных Кодексов других союзных республик не считают преступлением действия, которые, хотя и идут вразрез с принятыми нормами и правилами, но совершены в состоянии крайней необходимости, когда существовавшая опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. Вот два примера, иллюстрирующие это положение. Водитель бензовоза с полностью заправленной цистернойКОГДА НЕТ ИНОГО ВЫХОДАОб этой аварии на дороге Сумы — Ровно рассказал в своем письме В. Вышинский. Перед водителем автобуса на левой стороне проезжей части вдруг оказалась идущая навстречу «Волга». Шофер ЛАЗа, избегая лобового удара, решил свернуть влево, однако водитель «Волги» в последний момент попытался вернуться на свою полосу движения. Машины столкнулись. Автор письма просит объяснить, имел ли право водитель автобуса на такой маневр. В некоторых пособиях по правилам движения его считают недопустимым при любых обстоятельствах. Но как быть, если вправо деваться некуда и столкновение становится неизбежным? Дорожно-транспортные происшествия, подобные описанному, явление нередкое, и почти в каждом из них нарушитель, даже если он заснул за рулем или был сильно пьян, пытается в последний момент занять свою сторону дороги. По другим причинам столкновений на полосе встречного движения почти не бывает, а если они и случаются, то в основном из-за неисправностей машин или в результате неумелых, неправильных приемов управления при плохой погоде. Итак, как подсказывает статистика происшествий, в большинстве случаев водитель, по вине которого возникла опасность столкновения, в последний момент все же свернет вправо. Поэтому в описанной ситуации рекомендация тормозить, оставаясь на своей полосе движения или сворачивая вправо, правильна. И Правила дорожного движения другого выхода не подсказывают. Пункт 78 требует от водителей вести транспортное средство ближе к правому краю проезжей части, а пункт 4 запрещает двигаться по левой стороне. Но все-таки: как действовать тому, кто ведет машину с соблюдением Правил, при угрозе столкновения? Можно ли выезжать на сторону встречного движения? Обратимся вновь к Правилам. Во второй части пункта 73 говорится, что «Водитель должен принять меры к снижению скорости или остановке перед любым препятствием, которое он должен был и мог предвидеть». Таким препятствием становится любая машина, идущая в нарушение Правил навстречу вам по вашей полосе движения. Стало"™3**о^™о* ^ ^ ^ * о **о^^*о* ^ ™ ^ ^ * ' о * - " '^ ^ ™ 8 * *о^^о*^^^Чз**о^^о* ^ ^ ^ о * т ^ " 3 *всего светаВЕНГРИЯ. К 30 тысячам километров автострад в течение ближайших лет прибавится еще 500 километров. Первым начнет строиться отрезок, ведущий от Дьера через Будапешт, Кечкемет и Сегед к границе с Югославией. Одновременно развернутся работы и на международной автостраде между Мишкольцем, Будапештом и Секешфехерваром. ВЕНГРИЯ. Ученый Иштван Эрмени из института скорой медицинской помощи в Будапеште изучает зависимость между солнечной активностью и несчастными случаями на дорогах. За два года он проанализировал около 5,5 тысячи дорожных происшествий и установил, что в период большой солнечной активности число их заметно увеличивается. НУБА. Завершилась перерегистрация государственных и личных автомобилей и замена их номерных знаков. Для облегчения деятельности службы контроля за автомобильным движением номера отдельных провинций получили не только свой буквенный индекс, но и свой цвет. ПОЛЬША. Телевидение стало настоящим помощником варшавской транспортной милиции. На самых оживленных перекрестках польской столицы установлены телекамеры, фиксирующие любое нарушение правил. 26АВСТРИЯ. Здесь создан необычный автомобиль-лаборатория. Он движется по шоссе со скоростью 80 км/час и делает рентгеновские снимки дорожного полотна. Аппаратура не только регистрирует все неровности, трещины и выбоины на поверхности дороги, но, просвечивая асфальтовый или бетонный пласт, показывает состояние нижнего слоя. АНГЛИЯ. Проведены исследования по влиянию на дорожные катастрофы освещения проезжей части. В 46 местах, где интенсивность его увеличили, число аварий уменьшилось в среднем на 61 процент. Для сравнения наблюдение велось и на участках, где уровень освещенности оставался прежним. Число дорожных происшествий на них не сократилось. АНГЛИЯ. Инженер Д. Доусон сконструировал и испытал устройство, предупреждающее водителя о тумане на его пути. Устройство состоит из детектора и приемника. В восьми километрах от зоны тумана на приемнике зажигается желтая лампочка, в трех километрах она начинает мигать красным светом и раздается звуковой сигнал. НИДЕРЛАНДЫ. Градостроители утверждают, что к 2000 году на каждого второго жителя страны будет приходиться автомобиль. Однако уже сегодня каждый день в стране происходит свыше 2000 дорожно-транспортных происшествий, растут ежегодные затраты на борьбу с шумом, загрязнением воздушного бассейна, рек и водоемов. Не случайно предложения специалистов направлены на сокращение использования автомобилей илистроительство автоматизированных автомобильных дорог. Все большую актуальность приобретает проблема стоянок, эффективного использования каждого метра городской земли. Например, разработан проект двухъярусного гаражастоянки под озером Хофвийвер в центральной части Гааги. Авторы этого предложения считают, что строительство такой стоянки позволит сохранить окружающую среду и сделать удобным паркование автомобилей в деловой части города. США. Национальное агентство безопасности движения предупредило владельцев 200 тысяч автомобилей марок «Шевроле» и «Бюик», что в установленных на этих машинах карбюраторах обнаружен дефект, который может привести к самовозгоранию двигателя. Еще 135 тысяч американцев поставлены в известность о неполадках в рулевом управлении купленных ими автомобилей марки «Пннто». США. Специалисты предсказывают в своих прогнозах, что в ближайшие 10 лет при существующих темпах автомобилизации на дорогах Америки погибнет около 600 тысяч человек, 20 миллионов будет ранено, а материальный ущерб превысит 200 миллиардов долларов. Указывается, что наибольший процент среди пострадавших будет приходиться на молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Исходя из этих прогнозов, ученые и специалисты в области организации движения транспорта потребовали от правительства проведения срочных организационных и градостроительных мероприятий.