Читательобратить особое внимание на установку антенны, обеспечив надежное соединение ее корпуса с корпусом мотоколяски. Как видите, эти меры просты и доступны каждому.Выпускаются ли в других странах мотоколяски, подобные нашей?критикуетТакие мотоколяски делают в ЧССР и ГДР. Недавно в Чехословакии, вместо трехколесной, выпускавшейся ранее, начато производство четырехколесной мотоколяски «Велорекс-435». На ней установлен мотоциклетный двухтактный двигатель и колеса от мотороллера «Чезета». Привод тормозов механический. Вес около 400 кг. Обшивка кузова частично выполнена из ткани. Расход топлива — 6,5 л/100 км. Новая немецкая мотоколяска «Дуо-4» имеет, как и прежняя, три колеса — два сзади и одно спереди. Ее силовой агрегат (мощностью 3,6 л. с), колеса, тормоза и элементы подвески взяты от распространенного в ГДР мопеда «Симсон». Кузов — открытого типа с матерчатым непромокаемым верхом и боковинами. Допустимый вес снаряженной коляски с водителем и пассажиром — 310 кг. Как видим, обе мотоколяски менее «солидны» и комфортабельны, чем наша отечественная СЗД, которая имеет закрытый металлический отапливаемый кузов, гидравлический привод тормозов, специальные колеса с большими и эластичными шинами и 12-вольтовое электрооборудование.Имеется ли специальная литература по мотоколяскам?того следовало ожидать: и без того не убывающий поток писем об автосервисе возрос после опубликования под аналогичным заголовком подборки сообщений читателей в майском номере журнала. Отклики автолюбителей дали знать о себе сразу же, как только номер вышел в свет. Судя по столь активной реакции владельцев автомобилей, работа станций технического обслуживания (плохая или хорошая) никого не оставляет равнодушным. «Уважаемая редакция! О недостатках автосервиса пишут много, и о них, конечно, нельзя молчать. Однако на этот раз хочется сказать о положительной стороне дела. Мне пришлось дважды обращаться на гарантийную станцию автомобилей «Москвич» в Ленинграде, — сообщает М. Виханский. — При ее посещении сразу отмечаешь обстановку строгой дисциплины и порядка, хоть она и расположена в тесном помещении, прямо скажем, мало пригодном для обслуживания и ремонта автомобилей. Оба раза мой «Москвич-408» принимал в ремонт начальник станции Л. И. Жукас. Он лично осматривал машину, определял неисправности и способы их устранения».ЗПо словам читателя, в работе этой станции установился хороший порядок: все указания по ремонту дает начальник СТО. Он вежлив, предупредителен. Сразу бросается в глаза его умение точно определить неисправность, высокий профессионализм, четкость в распоряжениях и требовательность к подчиненным. Все это производит хорошее впечатление на посетителей и дает свои плоды — хорошее качество ремонта.ПИСЬМА ОБ АВТОСЕРВИСЕ«Хотелось бы, — говорится в заключение, — чтобы подобный порядок, внимательность были отмечены и взяты на вооружение руководителями других станций технического обслуживания автомобилей». Что и говорить, такие вещи приятно читать. Полнейшим диссонансом звучат слова барнаульского автолюбителя О. Пюрика. Он пишет, что «методы обслуживания», о которых рассказывалось в материале «Письма об автосервисе», имеют место на других СТО. Далее автор сообщает, что открывшаяся в г. Барнауле два года назад новая СТО объявила в начале нынешнего года через газету о том, что будет производить также обслуживание «жигулей». Автолюбители обрадовались: новая станция размещена в типовом помещении в центре города, хорошо оборудована. Съездили сюда раз-другой и увидели: СТО новая, а порядки оказались старые. При смене смазки картеры не промывают (нет моющего масла), охлаждающую жидкость не добавляют (ее тоже нет), регулировочные работы выполняют из рук вон плохо. Бывает так, что вместо регулировки затягивают тормоза, неправильно устанавливают зазоры клапанов и т. д. Есть в этом «сервисе» и такой неудобный момент: пригнал на станцию машину — забирай с собой инструмент, запасное колесо и прочее, ибо «станция сохранность этих вещей обеспечить не может»... «В общем, — заканчивает О. Пюрик, — выдаваемые АвтоВАЗом сервисные книжки в наших условиях «срабатывают» не лучшим образом. Но если плохо выполненный ремонт стиральной машины или телевизора можно как-то пережить, то халтурно проведенный техосмотр или ремонт автомобиля чреват более серьезными последствиями». А вот что пишет автолюбитель С. Мартынец из Тернопольской области. «Прочитав в майском номере журнала «Письма об автосервисе», не могу не рассказать о том, с чем мне недавно пришлось столкнуться на СТО в г. Тернополе». Странная практика, по его словам, сложилась на этой станции. Вначале вносишь в кассу деньги за обслуживание. Но, кроме того, на каждом из постов тому или иному работнику надо «сунуть» два-три рубля — иначе не рассчитывай на добросовестную работу... «Не думайте, что разговор о деньгах ведется напрямую. Нет. Просто, если видят, ты не собираешься раскошелиться, то на какой-то операции всегда что-нибудь не доделают, не найдется для замены какой-то детали». Далее автор приводит такой пример. При обслуживании по талону № 4 полагается заменять смазку и регулировать подшипники ступиц у передних колес. Это влечет за собой и замену гаек, крепящих ступицы. Как правило, их меняют за дополнительную плату — по рублю за штуку. Тут же предлагаются отсутствующие в продаже свечи, защитные пластины картера и другие детали. Разумеется, за наличные и втридорога. «Как же все-таки облегчить положение автолюбителей, которые приезжают на СТО?» — задает в заключение вопрос С. Мартынец. Оставляем вопрос открытым. Рассчитываем, что ответ на него даст администрация станции. И. БУТИН 19Литература по отечественным мотоколяскам немногочисленна. Кроме заводских инструкций (каждая из которых представляет собой довольно подробное и полное руководство), выпущено две книги: М. А. Анчугов и В. А. Лутчев «Эксплуатация и ремонт моторных колясок» (Машгиз, Москва, 1960) и М. А. Анчугов н Р. И. Немцев «Моторные коляски» («Машиностроение», Москва, 1969). В этих книгах по сравнению с заводскими инструкциями более подробно изложены вопросы устранения неисправностей и ремонта. Периодически материалы для владельцев мотоколясок дает журнал «За рулем». Приводим список таких материалов, напечатанных за последние три года. В скобках указаны год, номер журнала и страница. Новая мотоколяска СЗД (1971, 1, 15). Как сделать тент водонепроницаемым (1971, 4, 22). Кому выдается мотоколяска (1971, 5, 21). Как устранить стук дроссельного золотника карбюратора мотоколяски СЗА-М (1972, 10, 33). Ремонт звукового сигнала С-44 мотоколяски СЗД (1972, 11, 19). Облегчение пуска двигателя мотоколяски СЗД зимой (1972, 12, 31). Выдаются ли вместо мотоколясок автомобили с ручным управлением (1973, 5, 38). Усовершенствование свечи отопите ля мотоколяски СЗД (1')73, 6, 20). Как на мотоколяске СЗА-М вместо 6-вольтового установить 12-вольтовое электрооборудование (1973, 9, 35). Зарубежные мотоколяски (1973, 1, 37; 1973, 12, 31). Самодельный бампер на СЗД (1974, 6, 38).